Мохмад-Салах Селяхов. Живой мир в калейдоскопе народных примет

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий

Различные приметы и поверья появились как результат длительного наблюдения человека за явлениями природы, повадками животных – за всем тем, что окружало его. А вокруг него существовал удивительно многоликий непонятный мир с бесчисленным множеством тайн и загадок. Независимо от того, признавал он себя его частью или нет, ему необходимо было выстроить с ним определенные отношения, делая навстречу выверенные и осторожные шаги. Жизнь человека напрямую зависела от природы, и, соответственно, он должен был действовать на опережение, чтобы не стать жертвой ее капризов. Она неохотно открывала перед ним двери своей сокровищницы, более того, решительно отвергала все то, что ей чуждо. Природа, живущая по своим законам, всегда щедро одаривала человека, когда он уважительно относился к ней, не навязывая свои правила игры. Постепенно в процессе сближения двух миров наметилась тенденция гармоничного союза, основанного на здоровом взаимодействии, что позволяло человеку все глубже и глубже вникать в общие закономерности существования природы, сопоставлять с ее циклами и явлениями свою жизнь. Надо сказать, что это стремление к познанию было продиктовано не праздным любопытством, а жизненной необходимостью, ведь достаток и благосостояние землепашца, скотовода, охотника напрямую зависели от капризов природы, от умения человека по тем или иным признакам предсказывать погодные изменения.

Так, среди вайнахов принято было считать, что если зеленые древесные лягушки усердно квакают, как бы переговариваясь между собой, то на следующий день следует ожидать сильного дождя с порывистым ветром. А появление во время дождя на грунтовых дорогах в большом количестве красных червей говорит о том, что осадки будут носить затяжной характер и продлятся больше трех-четырех дней. Не являясь специалистом в области биологии, рискну предположить, что подобное поведение червей продиктовано инстинктом самосохранения, предупреждающим их о необходимости покинуть свои подземные убежища до того, как ходы будут затоплены обильными многодневными осадками.

По другой народной примете, если ласточки летают совсем низко над землей и проявляют при этом большую активность, совершая в воздухе резкие трюки, то к вечеру или ночью будет обильный дождь. И этому тоже есть логическое объяснение: перед дождем происходят изменения атмосферного давления, вследствие чего насекомые с верхнего яруса обитания перемещаются на нижний, ближе к земле. А ласточки, в свою очередь, не упускают удобного случая вдоволь насытиться и устраивают настоящее пиршество.
Следует отметить, что у чеченцев особо трепетное отношение к этой птице. И не один представитель класса пернатых не удостоился такого теплого внимания с их стороны, как ласточка. Она нередко встречается в качестве главного действующего персонажа во многих легендах чеченского народа. Так, согласно одной из них, ласточка выступает спасительницей всего рода человеческого.

Как гласит предание, в давние допотопные времена землю обвил невообразимо больших размеров сармак. Своим ревом он наводил ужас на все живое. Когда он поворачивал свое могучее тело, земля содрогалась, и на ее поверхности появлялись громадные трещины. Никак не мог он утолить свой голод. Однажды сармаку стало известно, что самая сладкая кровь поможет ему вдоволь насытиться и спасет его от голодной смерти. Вызвал тогда он к себе овода и дал ему задание, чтобы тот облетел всю землю в поисках самой сладкой крови. Через некоторое время овод, исправно выполнив задание чудовища, спешил обратно: ему не терпелось сообщить сармаку, что человеческая кровь – самая сладкая. Когда он уже поравнялся с головой чудовища, вдруг, неизвестно откуда, появилась ласточка и, быстро догнав овода, метким ударом своего острого клюва вырвала у него язык. Наблюдавший за этим сармак в порыве ярости взмахнул хвостом, намереваясь убить дерзкую птицу. Однако ласточка резким кувырком вниз увернулась от удара. Но все же чудовищу удалось задеть хвостовое оперение ласточки, в результате чего она лишилась трех центральных перьев. Легенда гласит, что вскоре после этого сармак умер от голода, и земля освободилась от тяжелого гнета. Овод, потеряв язык, не мог ничего произносить, кроме «бу-бу-бу». А ласточка за свой благородный, храбрый поступок получила особую отметину – необыкновенный хвост, по форме напоминающий рогатку.

Не только у вайнахов, но и у многих других народов принято считать, что только с прилетом ласточки весна в полной мере вступает в свои права. Среди чеченцев с давних пор также бытует мнение о том, что сеять кукурузу следует не раньше, чем услышишь чириканье ласточки в воздухе. Кроме этого, у вайнахов существует старинное поверье, которое гласит: если ласточка залетает в дом через открытые окна или дверь, то в нем в течение года будет царить дух согласия и благополучия, а сами жильцы на протяжении этого времени будут застрахованы от несчастных случаев. И, наконец, ласточкино гнездо под крышей дома, по примете, считается добрым знаком, свидетельствующим, что в нем поселится беркат (достаток и благополучие).

Жители горных районов Чечни с давних пор по одной интересной примете точно определяли, какой будет наступающая зима – суровой или мягкой. Суть ее в том, что обыкновенные мыши-полевки обладают удивительной способностью интуитивно предчувствовать температурные колебания на длительное время вперед. Поэтому, когда грядет морозная зима, они роют норки на южном склоне горки, так как эта сторона лучше обогревается в ясные зимние дни. С восхода и до заката солнца грызуны ведут активный образ жизни в поисках пищи. Большие насыпи свежей земли возле их нор являются показателем того, что они прорыли достаточно глубокие жилища, чтобы пережить суровую зиму. То есть у этой приметы, как говорится, довольно простая арифметика: если в конце осени мышиные норы появились на южной стороне, то тогда жди суровую зиму, а если норок на южном склоне нет – зима будет мягкой, без существенных температурных перепадов.

Общепризнанно, что кошки из всех домашних животных самые чистоплотные. Они постоянно следят за тем, чтобы содержать в идеальном порядке свое тело. Для этого они, когда заходят в дом после охоты и других похождений, сразу приступают к приведению себя в надлежащий вид. Начинают кошки, как правило, с чистки лап. Занятие, на первый взгляд, довольно простое, требует от них немало усилий и сноровки. Ведь им приходится освободить от грязи и всего прилипшего тонкие перегородки между ногтями и подушки лап. Работают они передними резцами и языком, обильно смачивая эти участки слюной. Когда лапы очищены от и до, на очереди – шерсть. В начале у них предварительная обработка, в ходе которой они сантиметр за сантиметром тщательно облизывают ее языком и заодно удаляют всевозможные инородные образования с помощью зубов и задних лап. После всего кошки приступают к разглаживанию шерсти, и тут, надо заметить, они выполняют эту операцию с большим усердием, не допуская малейшей оплошности. По вайнахской примете, ясная погода в течение суток должна смениться ненастьем, если кошка вдруг ни с того ни с сего начинает умываться.
У многих народов Кавказа существует поверье, согласно которому черная кошка является олицетворением недоброй магической силы и обладает способностью перевоплощаться в любое другое животное, способна даже принять женское обличье.

Кошка занимает центральное место в древней легенде о пророке Сулеймане. Вот какая история легла в ее основу. Однажды пророк Сулейман заснул после тяжелой работы под тенью пальмы. Спал он сладким сном младенца. Наблюдавшая за этим змея быстро спустилась с пальмы вниз и заползла через приоткрытый рот прямо во чрево пророка. Когда он проснулся от неприятного ощущения, змея изнутри прошипела противным голосом, что его ждет страшная мученическая смерть, ибо она собирается умертвить его, постепенно отрывая маленькие кусочки от легких, печени и сердца. Эти угрозы услышала охотившаяся рядом кошка. Она в два-три прыжка очутилась у изголовья пророка и, обратившись к змее, потребовала, чтобы та, прежде чем приступит к «трапезе», взглянула на солнце, пригрозив в противном случае уничтожить все ее потомство. Змея осторожно высунула голову. В этот момент находившаяся начеку кошка в мгновенье ока схватила ее, вытащила наружу и убила, разорвав на части. Благодарный пророк Сулейман взял кошку в руки и долго нежно гладил ее, прижимая к своей груди. В завершении легенды говорится, что он оставил человечеству наказ проявлять заботу и ласку по отношению к кошкам.

В Северо-Кавказском регионе иной раз погода преподносит такой приятный сюрприз, что в течение десяти, а то и больше осенних дней устанавливается исключительно теплый бархатный сезон. Солнечные лучи в этом промежутке времени так щедро греют, что, кажется, на улице – месяц май, а не преддверье зимы. Обласканные нежным теплом и легким дуновеньем ветерка в воздухе начинают совершать парные танцы бабочки, весело поют, радостно переговариваясь, птицы. Вокруг необыкновенное оживление и завораживающее упоенье. В богатой сокровищнице примет нашего народа есть ключ, с помощью которого можно легко раскрыть секрет, когда именно наступает эта дивная пора. Ведь не каждый год природа радует нас такими благодатными днями. Оказывается, перед началом такого сезона, по чеченской примете, такие птицы, как сойка, дятел и дрозд, светлое время суток преимущественно проводят на земле. Они ковыряются в опавших листьях, возятся с муравейниками, увлеченно что-то ищут, спокойно передвигаясь с места на место. Видимо, в биологической программе этих птиц четко расписано, как надо вести себя в подобных случаях, чтобы воспользоваться редкой возможностью получить богатое белком пропитание в виде насекомых, которые выходят из своих укрытий под воздействием теплых солнечных лучей.

Есть приметы локального значения, связанные с конкретными ландшафтными особенностями некоторых районов нашей республики. Так, например, среди шатойцев принято считать, если макушка горы Маьшлой днем окутается темным облаком, то к утру следующего дня погода переменится. В течение нескольких дней будут идти моросящие дожди. Примерно такого рода примета существует у жителей Харачоя Веденского района. У них считается достоверным знаком, свидетельствующим, что ясная солнечная погода уступит место продолжительному ненастью, если верхняя часть горы Ц1е берд закроется облаками. И еще, надо заметить, что у харачоевцев раньше было заведено во время сенокоса выстрелами в воздух отпугивать черных ворон, кружащихся над селом, чтобы они не накликали дождь. Холм Темаш Гу расположен за речкой Муьлкъойэрк у подножья большой горы, что находится с Северо-Западной стороны села Гухой Итум-Калинского района. По свидетельству местных старожилов, если туман с поймы реки поднимается до его верхушки, то наступает в горах период затяжных дождей. Многие гухоевцы считают, что этой приметой еще в далеком прошлом пользовались их предки, прогноз погодных изменений по ней всегда был точным, без существенных погрешностей.

Как бы мы ни относились к приметам, они представляют, на мой взгляд, многослойный пласт духовной культуры предыдущих поколений, состоящий из весьма ценных сведений о природе. Их человек приобретал непрерывно, активно изучая окружающий мир в ходе своей повседневной жизнедеятельности. Здесь следует подчеркнуть, что сам процесс получения достоверной информации о наличии неразрывной связи между отдельными явлениями живой природы напрямую зависел от его уровня мировосприятия на различных этапах общественного развития. И каждое открытие, пусть даже самое малое и, на первый взгляд, незначительное, даже полученное не путем научного опыта, а методом проб и ошибок, позволяло человеку уверенно идти вперед, шаг за шагом снимая пелену таинственности с окружающего мира. А многие народные приметы, дошедшие до нас из глубин седой древности, – яркое тому подтверждение.

Вайнах №1-2, 2016.

Оставить комментарий

Ваш E-mail будет скрыт. Отмеченные поля обязательны к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх