23.11.2015

Владимир Наговицын (Удмуртия). Удмуртские сказки

Наговицын222Наговицын Владимир Валерьевич (1958) родился и живет в п. Балезино Удмуртской республики. Художник-этнофутурист, поэт, философ-исследователь. Иллюстратор и переводчик. Участвовал в ряде российских, международных и зарубежных выставок и фестивалей. Авторские переводы с удмуртского языка используются как аннотации к его картинам на этнографические и мифологические темы.
Поэтические произведения в разные годы публиковались в периодической печати Удмуртии, Пермской и Свердловской областей.

Мадяр

Жили в свое время в деревеньке Кузьымгурт старик со старухой – Баймет и Чипья. Был у них сын – Мадяр да и дочь была – Камзей. Баймет всю свою жизнь домоседничал, вовсе в  люди не выходил, а поскольку доброй жене домоседство не мука – Чипья его, как и ее нелюдимый муж, была такой же охочей до затворства и без конца пряла пряжу. Баймет за всю свою домоседскую службу научился разве только что лапти плести. Плетет соседям лапти – вот и весь его нехитрый промысел.

Камзей в родителей пошла, вылитая мать-отец: к соседям поболтать-посидеть не ходила, с односельчанами так и вовсе не встречалась. Говорят, и корову доить с левой  стороны садилась.
Мадяр же не был похож ни на кого в своей семье – точно кленовый лист на еловой лапе вместо хвоинок вырос…

Как-то Камзей по воду к реке пошла. Будучи уже на берегу, повстречала она старуху-травницу. Прошептала-прошушукала знахарка, мимо идучи, будто змея с подколоды: «Замуж выйдешь. Сына родишь. Вырастет он и умрет». Сказала и ушла. Камзей, так стоя у воды, прямо и остолбенела. Очень жаль ей стало неродившегося сына. Поставила свои ведра на берегу, села и запричитала: «Ой, сынок, сыноче-ек! Умрешь ведь ты, умрешь!» Даже то, что дома ее, поди, давно уже потеряли, напрочь забыла…

Мать ждала, ждала свою дочь, сердце не утерпело – вышла на поиски. Дошла до реки, видит: сидит ее доченька на берегу, слезами заливается. Узнала о том, что тут случилось, и сама заплакала. В голос так вдвоем ревмя и ревут.
Тут и Баймет жену свою да дочь потерял. Отправился искать. На берегу реки нашел обеих, узнал причину слезной песни и сам третьим голосом подхватил.

Мадяр же все это время дома был, сестру дожидался. Ждал, ждал – терпежу уж никакого нет. Сестрицу да родителей разыскивать пошел. А они сидят рядышком на берегу, слезы проливают. «Едрена редька да табак!» – рассердился Мадяр, когда узнал, отчего это они тут в слезы ударились. У вас, говорит, совсем ума нет. Яйцо еще в утке, утка еще на воде. Кто знает, поймают ее – не поймают, снесет она яйцо – не снесет. Так вот и у вас, мол, так же. «Эх! – рукой только и махнул. – С вами жизнь жизнью не будет. Уйду я от вас. Вот найду, где кто умнее вас живет – там останусь, не найду – вернусь».
Сказал так и ушел.

Шел, шел – до одной деревеньки дошел. Двух стариков увидал. Стоят они возле бани, непростую, видно, затею обмозговать пытаются – затылки чешут.  Мадяр подошел к ним, расспросил, что да как. Корову, отвечают, на крышу бани поднять задумали. Да! Тут поневоле затылок зачешешь…
– А что так, корову-то на крышу?.. – удивился Мадяр.

– Да пусть она там зеленой травы поест.
– Коса-то есть ли у вас?
– Есть.
– Несите ее сюда.
Принесли ему косу. Залез Мадяр на крышу бани, скосил траву, сбросил ее к ногам стариков. Покормили корову сочной зеленью. Довольна корова. Старики успокоились да Мадяру на радостях денег за работу дали.

Отправился Мадяр дальше своей дорогой. Дошел до другой деревни. В один двор зашел – как со стакану пива очумел: муж с женой в лукошке дым из дому выносят. Зашел в дом, в дыму-то чуть не задохнулся: дом без окон, печь без трубы. Темно да дымно, как в черной бане. Попросил Мадяр у хозяина топор, в потолке дымоволок прорубил: откашляться не успел – весь дым выволокло. Хозяева радехоньки, Мадяра провожая, денег дали.

До третьей деревни дошел Мадяр. Вновь во двор зашел и видит: прямо посреди двора стол стоит, на столе котел с овсяной кашей. Вокруг стола люди бегают, у каждого ложка в руке. Съедят ложку овсянки и бегом в погреб, молоком запивают. Из погреба – к столу, от стола – в погреб.

– Это вы что так бегом туда-сюда? Чудно как-то едите!.. – изумленно спрашивает Мадяр.
– А что! Что-то не так? – удивляются они.
Мадяр, ни слова не говоря, горшок с молоком из погреба достал да поставил его на стол возле котла.

Хозяева ему благодарны, спасибо сказали, еще и денег дали за мудрый совет.
Мадяр попросил у них коня и телегу. Запряг коня, сел в телегу и поехал невесту сватать. Говорят, все еще едет, сватается…

Дым победы

Пройдя семь дорог за семьдесят семь дней, Мальчик-Сидел-На-Крыше вернулся домой и обнаружил неисправность в печной трубе любимой бани. Прямо под козырьком трубы серые вороны умудрились свить свое нехитрое гнездо. Пришлось мальчику организовать антиворонье сражение. Иногда так случается – мальчики недолго думают, рассердятся, да и в драку. Мальчик-Сидел-На-Крыше, недолго думая, сам себя превратил в отважного воина победоносной крышелазной армии и решительно перешел в наступление на шумную стаю серых ворон.

Вороны – «Кар! Кар! Кар-аул!» – только и кричат, но к гнезду не подпускают. Мальчик взял свое деревянное ружьишко и два-три раза «бах-бах-бабах» выстрелил. Серые вороны встрепенулись, загалдели и перенесли свое гнездо на вершину высокой березы.
– Кар! Ой-Кар! Кар! – чистят клюв и поднимают крылья вверх.

Сражение закончилось, мальчик и вороны помирились-подружились…
Баня Мальчика-Сидел-На-Крыше срублена из сосны да можжевельника, небольшая, но очень уютная. Во время сражения и она вся перепугалась, а банный дух и вовсе попытался уйти в подполье. Мальчик вовремя успел подцепить его своим рыболовным сачком. Этого «дезертира» Мальчик-Сидел-На-Крыше назвал Всегда-Живущий-В-Бане и приказал ему никогда и никуда не уходить.

Во время боевых действий никто не пострадал, никто не покалечился, да и баня не развалилась. Дым свободно заклубился из трубы. Потому и назвал мальчик этот день освобождения бани от серо-враньего ига – Дым Победы. Повелел ежегодно отмечать это торжество фейерверком семицветного дыма, а себя, победоносного, наградил Орденом Банного Листа.

Пересказ с удмуртского.

Вайнах №9-10, 2015.

Оставить комментарий

Ваш E-mail будет скрыт. Отмеченные поля обязательны к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх