Вахит Акаев, Магомед Солтамурадов. О жизни и деятельности Солса-Хаджи Яндарова.

В предлагаемой публикации авторы опираются на официально существующие сведения, а также на новые факты, полученные от правнука Солса-Хаджи, Саид-Магомеда Хаваж-Баудиновича Яндарова, 1981 г.р., ныне проживающего в г. Грозном. 

История11Солса-Хаджи (Вуса) Яндаров родился в семье крестьянина Яндара в селе Урус-Мартан в 1845 году. Рождение Солсы пришлось на самый разгар Кавказской войны. В то время чеченцы, спасаясь от царской армии, оставляли равнинную часть Чечни и уходили в труднодоступные места в горы. Мать Солсы звали Небисат. Он принадлежал к тейпу гендергеной, который считается основателем села Урус-Мартан.
Существует легенда о том, что в горном селе Гендерген жили десять братьев, которые в силу малоземелья вынуждены были спуститься на плоскость. Двое братьев осели в местечке, где находится современное село Старые Атаги, остальные восемь братьев выбрали территорию, где сегодня располагается современный Урус-Мартан и основали хутор. Так что, предки Солсы являются основателями села Урус-Мартан.

С малых лет Солса, как и его сверстники, испытывал все трудности бытовой жизни чеченцев, но его духовный мир имел собственную динамику развития. Он самостоятельно учил арабский язык и грамматику, и уже к пятнадцати годам в совершенстве владел арабским языком и знал наизусть многие суры Корана. Проявлял значительное усердие в изучении ислама и связанной с ним культуры. Как и многие истинные мусульмане – борцы за мусульманскую веру – Солса-Хаджи подвергался преследованиям со стороны государства.
Важно подчеркнуть то, что он, как и ряд чеченских шейхов накшбандийского тариката, не проходил практику освоения мюридизма у известных духовных учителей Дагестана.
Солса в Урус-Мартане открывает собственный кирпичный завод. Это обеспечило многим работу и возможность заработать своим трудом на жизнь. Все, что он копил, создавал непосильным трудом, Солса-Хаджи раздавал нуждающимся. Благодарные за такую доброту, люди тянулись к нему, чувствуя его особое отношение к религии и скрытый дар предвидеть будущее. Они начали прислушиваться к нему.

В конце царского времени он совершает паломничество в Мекку. После чего, нуждаясь в духовном наставнике, осуществляет его поиск и находит его в лице Апти-шейха из Аксая (Таш-Кичу). С освоением накшбандийского тариката Солса-Хаджи получает иджазу (разрешение) для его проповедования и вовлечения мюридов. Религиозные способности Солса-Хаджи сникали ему уважение Апти-шейха. Существует предание о том, как Апти-шейх из Аксая приехал в Урус-Мартан к Солса-Хаджи. Выйдя из фаэтона во дворе Солса-Хаджи, вступив ногой на землю, он промолвил: «Т1аьхьара д1а доьрза меттиг х1ара хир ю вай», т.е. «это место станет нашим последним пристанищем».
Когда разорившиеся после Кавказской войны чеченцы стали мигрировать в правоверную Турцию, шейх отговаривал соотечественников от этой затеи: «В Турции вам будет гораздо хуже, чем на родине, никакой жалости и милости от правоверных турок вы не дождетесь».
По мнению С. Гаева, Солса-Хаджи придерживался позиции невмешательства суфиев в политику1, что было характерно многим последователям накшбандийского тариката, считавшими делом верующего служение Всевышнему, отход от активных социальных действий.

история2Его семья одной из первых переселилась в центр Урус-Мартана, где глава семейства развернул строительство огромного по тогдашним меркам двухэтажного дома с подвалом, который простоял до депортации чеченцев в 1944 г.
Солса-Хаджи всегда отличался трудолюбием, что сделало его состоятельным человеком. Он смог развести значительное количество скота. Говорят, когда он выпускал отару овец на выпас, то голова отары находилась в селении Мартан-Чу, а хвост во дворе шейха.
У шейха была собака по имени Тулл, она постоянно ласкалась к хозяину, но шейх не дотрагивался до нее, чтобы не запачкать одежду и руки иначе к намазу они были бы непригодны. Пес всегда останавливался на расстоянии одного метра от шейха, и он ей говорил: «Иди, паси овец». Собака послушно, опустив виновато взгляд на землю, уходила выполнять требование хозяина. У шейха были свои магазины в Урус-Мартане, Атагах, Шалях и т.д.
В период гражданской войны на Тереке А. Деникин потребовал от Солса-Хаджи оказать содействие в выдаче красноармейцев, скрывавшихся от белогвардейцев. Ответив отказом белому генералу, он «обул, одел, накормил русских, жестоко страдавших от холода, голода, отсутствия зимней одежды, провианта, категорически запретил своим последователям посягать на честь и имущество преследуемых»2. Он фактически спас от голода рабочих и красноармейцев Н. Гикало, сражавшихся с белогвардейцами.

Одновременно он был противником вовлечения чеченцев в гражданскую войну, полагая, что белые и красные разберутся в своей вражде, а чеченцы, вовлеченные в нее, подвергают себя гибели.
Когда на Северном Кавказе победила Советская власть, некоторая часть населения Чечни противилась ей, не принимала новую власть. Шейх Солса заявлял: «Эта власть надолго и не стоит ей сопротивляться, иначе она будет уничтожать непокорных». В то же самое время, как утверждают наши информанты, Солса-Хаджи высказывал пророческие слова: «Стол т1аьхь духур ду х1ара 1едал», т.е. «за столом развалится эта власть».
Другом и соратником Солса-Хаджи был Дени-шейх Арсанов. Ему Солса-Хаджи отдал территорию своего участка в Урус-Мартане, чтобы он жил рядом с ним (эта территория, где сегодня находится здание Урус-Мартановского РОВД). В центре Урус-Мартана Солса-Хаджи выделил жилище разного рода ремесленникам. Благодаря чему Урус-Мартан превратился в главный центр торговли Чечни.

В огромном хозяйстве Солса-Хаджи всегда существовала стерильная чистота. Он бережно относился к дарам природы, подбирая каждое зернышко с земли, он говорил: «Хам бан беза кху Делан беркатех», т.е. «надо ценить дар Всевышнего».
Подвал в доме Солса-Хаджи был большой, туда заезжал груженный зерном фаэтон. Современники говорили, что после разгрузки тележных повозок ничего не напоминало о присутствии здесь груженых фаэтонов – настолько было все чисто. Этот подвал, который до сих пор сохранился, овеян легендой. В нем Вуси содержал стеклянные бутылки, наполненные обыкновенной водой, а через сутки он раздавал эту воду людям. Вода приобретала целительные свойства и лечила людей от разных недугов.
Имея доброе и щедрое сердце, Солса-Хаджи обладал необычайными способностями, всегда находился в молитве, любил людей, не допускал насилия над животными, насекомыми. Все, что происходит на этой земле, говорил он, случается по воле Создателя. Он был из тех людей, которые искали благословения Аллаха и испытывали к Нему безграничную любовь. Он являлся ярым противником всякого кровопролития. Когда намечалась в округе охота на зверей, он уходил в лес с целью предупреждения их о грозящей опасности. Считается, что, зная птичий язык, он общался и с птицами. За это народ нарек его именем Сулейман (имя царя Соломона или на чеченском языке – Сулима- пайхамар, знавшего язык животных).
Как миротворец, он считал, что любой конфликт можно решить мирным путем. При этом опирался на религиозный тезис о том, что Всевышний запретил проливать кровь безвинных. Но когда беда грозила чеченцам, он был готов отдать жизнь во имя Бога и спасения народа.

В период начала репрессий над чеченским духовенством, что имело место в 1925 году, Солса-Хаджи был арестован и приговорен к расстрелу. Буквально в последний момент, когда его уже поставили к стенке, его сын Абдул-Хамид привез письмо, подписанное Н. Гикало и М. Калининым, об отмене смертной казни3.
После возвращения домой, незадолго до своей смерти, при стечении огромного количества людей Солса-Хаджи посвятил в шейхи своего сына Абдул-Хамида (Аму). Обратившись к собравшимся людям, он заявил следующее: «Лоьмашна юкъахь лом ду шуна х1ара», т.е. «он лев среди львов». 13 мая 1929 года Солса-Хаджи Яндарова не стало, его похоронили на сельском кладбище в селе Урус-Мартан. Над его могилой воздвигли зиярат с мавзолеем, превратившийся в место паломничества многих его последователей.

У Солса-Хаджи было две жены: первая – Жансари, которая ему родила четверых сыновей и двух девочек, и вторая – Саду (из Гойты), родившая трех сыновей. Абдул-Хамид Яндаров и был ее сыном. Он получил хорошее образование для своего времени. Владел русским, арабским, персидским, тюркским языками. Как пишет в своей статье Фатима Шабазова в журнале «Вайнах»4, он являлся опорой для своего отца и братьев (как для родных, так и для единокровных).
Когда в очередной раз власти приходили его арестовывать, то каждый из братьев (в зависимости от того, на кого «визитеры» натыкались) выдавал себя за него. Мотив был следующим: если сядут вместо него они, то он их вызволит, ну а если посадят Аму, то им не удастся его освободить. Мотив мотивом, но надо быть очень мужественным, чтобы пойти даже за брата родного в тюрьму, вызволить из которой практически не было никакой возможности.
Абдул-Хамид, как и его отец, ни разу не назвал себя шейхом. Стараясь уберечь знакомых, родных, он объявил себя простым коммерсантом. Но эта позиция его не предостерегла от жестоких испытаний, которым он подвергся со стороны сталинской репрессивной машины.

Он в полной мере испытал ад сталинских лагерей. Его пытали жаждой в красноводских песках, объявляли умершим и помещали в мертвецкой вместе с трупами, четыре раза выводили на расстрел и после инсценировки бросали в карцер. От него требовали, чтобы он назвал имена своих мюридов5.
Из последнего места заключения он вернулся незадолго до выселения. Как и его отец Солса-шейх, Абдул-Хамид обладал провидческим даром. Зная о надвигающейся беде и о том, что многих развеет по миру сталинская депортация и многим не суждено будет встретиться друг с другом, вернуться в отчий край, он организует несколько народных гуляний – ловзар. И это произошло в то время, когда люди боялись громко говорить друг с другом.
По сохранившимся преданиям, Солса-Хаджи еще в 20-х гг. ХХ в. предсказал сталинско-бериевскую депортацию чеченского народа. Зная авторитет религиозных лидеров среди народа Берия 22 февраля 1944 г. провел беседу с наиболее влиятельными духовными лицами – Б. Арсановым, А.-Г. Яндаровым, А. Гайсумовым, они призывались оказывать помощь через мулл и других местных авторитетов6.

история3После депортации народа в горах Чечни оставалось несколько тысяч горцев, которых подразделения НКВД преследовали, уничтожали, отлавливали и ссылали как врагов государства. Благодаря посреднической деятельности этих религиозных авторитетов, многие, скрывавшиеся от власти чеченцы спускались с гор и сдавались власти. Суфийские лидеры Б. Арсанов, А.-Г. Яндаров, А. Гайсумов спасли «тысячи обиженных, обездоленных, бесправных»7.
Касаясь деятельности религиозных авторитетов Чечни в период депортации чеченцев, некоторые авторы стремятся их дискредитировать, заявляя, что они помогали Берии подвергнуть репрессиям собственный народ. Подобная позиция не имеет под собой сколь-нибудь серьезных оснований.
При этом забывается то, что духовные авторитеты чеченского народа также были вынуждены мириться с существующим строем, подчиняться его идеологии, придерживаться навязываемого образа жизни, так как они прошли через террор НКВД и хорошо понимали, что очень важно сохранить народ от возможного тотального уничтожения и, выполняя эту задачу, они шли на определенный компромисс с жестоким режимом8.

1 Гаев С.Д., Хадисов М.С., Чагаева Т.Х. Хайбах: следствие продолжается… – Нальчик, 2012. – С. 379.
2 Там же.
3 Гаев С.Д., Хадисов М.С., Чагаева Т.Х. Хайбах: следствие продолжается… С. 381.
4 Шабазова Фатима. Миротворцы от Бога: Солса-хаджи и Абдул-Хамид Яндаровы // Вайнах. – 2003. – № 2. С. 34-36.
5 Гаев С.Д., Хадисов М.С., Чагаева Т.Х. Хайбах: следствие продолжается… – Нальчик, 2012. С. 381.
6 Репрессированные народы России: чеченцы и ингуши. Сост. Н.Ф. Бугай. – М.: ТОО «Капь», 1994. С. 49.
7 Гаев С.Д., Хадисов М.С., Чагаева Т.Х. Хайбах: следствие продолжается… С. 384.
8 Акаев В. Кровоточащая рана // Гаев С.Д., Хадисов М.С., Чагаева Т.Х. Хайбах: следствие продолжается… С. 203.

Вайнах, №4, 2014.

Оставить комментарий

Ваш E-mail будет скрыт. Отмеченные поля обязательны к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх