Вахит Акаев. Духовно-культурное наследие народов Кавказа в статике и динамике

Сохранение, приумножение и развитие интеллектуального, духовно-культурного наследия народов Кавказа, осуществление культурного сотрудничества, взаимодействие с русским народом как основы цементирования и углубления межнациональных отношений – задача, без сомнения, актуальной научной и практической значимости. Более того, это масштабная комплексная задача, требующая объединения усилий многих ученых, специалистов, практиков с целью глубокого осознания, рефлексии и конструирования новой культурно-онтологической картины Юга России, а в целом и всей страны.

Онтология Кавказа

Кавказ является природно-географическим, историко-этнологическим, духовно-культурным пространством, уютно расположенным между двумя южными морями. Здесь протекали динамичные миграционные потоки, происходили завоевания, сражения, гибли и рождались люди, происходили разрушения, осуществлялись созидательные трансформации. Эти процессы имели место не только в глубокой древности, средние века, их наблюдает и современный человек. Разрушительно-созидательные процессы всегда составляют основу отрицания, затем признания, а в целом и взаимодействия, взаимовлияния культур, что в конечном итоге приводит к их обогащению, синтезу.
Метафизически Кавказ – это точка на земном шаре, где прочны, фундаментальны культурные обычаи, традиции, ценности населяющих его народов, где древность присутствует повсюду на этой заманчивой земле, она воспринимается нашими взорами, охватывающими разрушенные древние стены, башни, следы крепостей, храмов, языческих стел. Образ Кавказа проявляется в языках, легендах и преданиях его народов и тех, кто его любит. Он описывается путешественниками, археологами, этнографами, историками, поэтами, писателями.

Зафиксированные легенды, предания, изучаемые языки, верования, обычаи и традиции, сложившееся братство народов Кавказа и России –основа современного бытия кавказско-русского взаимодействия. Такая онтология Кавказа нерушима, всякие попытки ее видоизменить, перестроить контрпродуктивны. Это вовсе не означает, что Кавказ не нуждается в модернизации, переменах, но они не должны затрагивать его базисные, фундаментальные параметры, хотя вполне допустимы изменения в надстроечных явлениях, подвижных социальных отношениях.
Для Кавказа честь, достоинство, мера, справедливость, скромность, уважение старшего глубоко экзистенциальны, если хотите – сакральны. И всякие попытки их деконсервации под воздействием современной массмедийной агрессии не имеют перспективы. Кавказ – это протест против современности, где индивидуализм, безответственная свобода слова, нравов настойчиво навязываются, с попыткой придать им характер статичности путем вытеснения укорененных традиций народов. Кавказ – наглядный, ощутимый, культурно-метафизический протест против современного западного мира с его гейпарадами, однополыми браками, новой тенденцией семейных отношений, нередко формируемых посредством инцеста.
Не только прошлый, но и нынешний Кавказ – это протест против распространения подобных цивилизационно-разрушительных новшеств, деконструирующих традиции.

Социокультурное сплетение кавказско-русских взаимоотношений

История, культура Кавказа и России вот уже несколько веков переплелись. Кавказско-русские отношения многообразны, сложны, противоречивы, синкретичны. В них можно обнаружить и разновекторные тенденции. Но для современников и их потомков важна тенденция, направленная на объединение народов и их культур в регионе и в стране в целом.
Кавказ в России и Россия в Кавказе – вот схема, концепция, которая, с нашей точки зрения, приемлема для кавказско-русского социокультурного сплетения. Она должна оформляться путем вычленения того положительного, ценного, что сохранилось в ходе становления кавказско-русских, русско-кавказских взаимоотношений. Естественно, они имеют свои приобретения, позитивные достижения, на базе которых сформировалось и продолжает формироваться бытие современной кавказско-русской идентичности.
Кавказу необходимо избежать разрушительных политических, экономических, духовно-культурных процессов. События на Украине губительны и для украинцев, и для русских. Их динамика осуществляется вопреки воле украинцев и русских. Сегодня народы не участвуют в принятии решений по нормализации политической, социально-экономической ситуации. Украинский сценарий на Кавказе – реальная угроза, неприемлемая экзистенциальная перспектива.

Несмотря на то, что Кавказ разделен, а на Южном Кавказе функционируют независимые государства, имеющие разные векторы социокультурного, геополитического развития, отличные от динамики северной части Кавказа, принципиально важно осуществление взаимодействия на уровне образования, науки, культуры, экономики интегрирующих кавказцев. Такая онтологическая картина будет иметь яркий характер, устойчивость компонентов на основе активного распространения русского языка, русской культуры, посредством которой в свое время обогащались этнонациональные культуры советских народов. Это влияние необходимо и сегодня, ибо через него происходит приобщение народов бывшего СССР «к мировому культурному достижению и к современной массовой культуре, а также транслируются в мир собственные культурные доcтижения» [9, c. 511].
На Южном Кавказе проживают миллионы людей, говорящих на русском языке, обучающихся на нем, но усилению его влияния здесь уделяется, с моей точки зрения, недостаточное внимание. Отсутствие настойчивой целенаправленной культурной политики государства ослабляет его внешнеполитические позиции, подвергая соответствующим рискам. Усиление влияния России на кавказские государства, Ближний Восток жизненно необходимо, ибо на расстоянии 800-1000 км от ее границ разворачиваются военно-политические события, идеологически обоснованные религиозно-экстремистскими, радикалистскими установками, следующие рассматривать как реальные угрозы политической ситуации, а тем более культурному наследию для всего Кавказа и России в целом.
Кавказско-русские отношения органически сплелись, попытки их разделить безуспешны. Но их консервативная основа едина, прочна, составляя базу для объединения, успешной интеграции страны, ее многонационального народа. Кавказ также имеет возможность сплотиться, ибо он абсолютно един в консервации традиционных ценностей. Склоняюсь к мысли, что мир, цивилизация произошли от Кавказа, можно спрогнозировать, что они сюда вернутся, не находя иного выхода в своих тысячелетних блужданиях.

Пестрое, мозаичное, синкретическое культурное пространство Кавказа – результат взаимодействия многих племен, этносов, наций со своими укорененными нравственно-культурными ценностями, мировидением. Хочу привести такой пример. По книге «История» Геродота немецкий ученый Браун составил карту, на которую нанесены племена, народы, населявшие Кавказ в VI в. до н.э. Начиная с Черного моря (Pontus Euxinus) до Каспийского моря (Mare Caspium), имеются (перечисляю не всех) сарматы, синды, керкетае (керкеты), зихи, генеохи, абазги, колхи, гагары, мосхи, таохи, армени, албаны, легае, каспии, сасаены, матиани, гелее, кадусси, амарди и др. [6].
За редким исключением все эти народы по истечении 2,5 тыс. лет также живут на своих территориях, сохраняя свои древние обычаи и традиции, культурно взаимодействуя с теми, кто пришел на Кавказ. Несмотря на то, что разными завоевателями им нанесены глубокие раны, они в своем большинстве сохранили языки, культуры, территории, религиозные верования, они не ассимилировались, не растворились в иных народах и культурах.
Их созидательная деятельность по производству материальных и духовных культурных ценностей направлена как на сохранение собственных культур, так и на взаимодействие с иными культурами, обогащая культурное богатство страны. Легенды, предания, фольклор, литература, искусство, сопряженные с Кавказом, значительно обогатили отечественную культуру.

Некоторые известные герои греческой мифологии, например, такие, как Прометей, Геракл, освободивший его, могучий Атлант, подвиги которых стремились повторить древние греки, осмысливаются и современниками, являются, как сегодня говорят, «лицами кавказской национальности». Упоминая подвиг Прометея, героя поэмы Эсхила (VI-V вв. д н.э.) «Прикованный Прометей», научившего людей «добывать огонь и пользоваться им» [4, с. 257], Гегель утверждает, что его родиной является Кавказ, а его отец – это библейский Яфет [там же, c. 75]. Прометей – один из родоначальников человечества, так называемой белой расы, именуемой и кавказской.
По мнению известного отечественного философа А.Н. Чанышева, Прометей научил людей всему: наделил их мыслью и речью, научил астрономии и математике, домостроению и земледелию и т.п. [10, c. 165]. Благодаря ему люди научились лечить болезни, облегчать горести жизни и делать ее счастливее и радостнее [там же, с. 77].

А швейцарский историк и культуролог Андре Боннар пишет, что с тех знаний и опыта, который передал людям Прометей, начинается первобытная человеческая цивилизация [3, c. 220].
Глубоко символично, что кавказец Прометей встает на защиту несчастных людей, преследуемых тираном, дает им божественный огонь, знания и ремесла, используя которые, они живут на земле. И этот подлинный героический поступок им был совершен, даже зная, что будет за это жестоко наказан. Деяния Прометея – осознанный протест против тирании, основанной на насилии, несправедливости. Миф о Прометее составляет мировоззренческую, духовно-культурную основу высшей цели человеческой экзистенции – жизни (в данном случае – подвига) во благо людей.
Кавказ является одной из колыбелей русской культуры. Во времена А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова он стал метафизическим истоком выдающейся русской поэзии. Литературное творчество А.С. Пушкина, А.И. Полежаева, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого в ХIХ в. – непревзойденный реализм, отражающий трагедию народов Кавказа, выраженный в категориях высокой морали и гуманизма, указывающий лучшую перспективу русско-кавказских взаимоотношений. Высочайший эстетизм и духовность их сочинений составили классический образец, основу отечественной литературной культуры.
В 1830 году М.Ю. Лермонтов трагизм русско-кавказских взаимоотношений выразил в словах, посвященных Кавказу:

Кавказ! далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!..
Ужель пещеры и скалы
Под дикой пеленою мглы
Услышат также крик страстей,
Звон славы злата и цепей?..
Нет! Прошлых лет не ожидай,
Черкес, в отечестве свое:
Свободе прежде милый край
Приметно гибнет для нее.

В начале ХХ в. с трибуны Государственной Думы Российской империи Кавказ называли погибельным краем. Но этот край преобразился в советский период, и это нельзя сегодня отрицать, игнорировать. Ведь это тоже наше наследие.
Высокая поэтическая традиция, воспевшая Кавказ, формирующая романтические образы его природы, народов и людей, продолжена в кавказской тематике И.А. Бунина, В.Я. Брюсова, К.Д. Бальмонта, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, О.Э. Мандельштама, Н.Н. Асеева, Б.Л. Пастернака, Н.С. Тихонова, Н.А. Заболоцкого и многих других советских поэтов. Печально то, что изучающих это наследие специалистов становится все меньше, редкий школьник и студент может быть с ним знаком.
Оригинальное, многогранное, высокоидейное культурное наследие кавказских этносов передано посредством перевода на русский язык. Отечественную культуру обогатили общие сказания северокавказских народов – нартский эпос. В застольном тосте нартов выражен их дух, деяния, завещание потомкам:

Пью за то, чтоб слово нартов
Нерушимым оставалось,
Пью за то, чтоб слава нартов
В поколениях умножалась!
Пусть в веках свой след оставят
Нартов думы, нартов стрелы
И потомки пусть прославят
Дух отважный, подвиг смелый!
Да нетленными пребудут
Их величия примеры;
Да нетленными пребудут
Их деянья и творенья… [2, c. 38].

Кавказ дал стране, миру немало выдающихся творческих личностей, поэтов, писателей, представителей науки и искусства, деяния и творения которых сохранились, не могут быть погребены пеплом забвения – это ученые Виктор Амбарцумян, Шалва Нуцубидзе, Арнольд Чикобава, Юнус Дешериев, Абдусалам Гусейнов, Гаджи Гамзатов, Руслан Хасбулатов, поэты и писатели Расул Гамзатов, Алим Кешоков, Кезим Мечиев, Кайсын Кулиев, Исхак Машбаш, Магомед Мамакаев, Фатима Байрамукова, Идрис Базоркин, Коста Хетагуров, Абузар Айдамиров, «мыслитель в танце» Махмуд Эсамбаев, золотой голос СССР Муслим Магомаев, дирижер Юрий Темирханов и многие другие кавказцы, которые своим высоким творчеством, непрерывным трудом развивали и развивают культуру, науку, образование нашей страны.
Их творчество сложилось на основе национального фольклора, мусульманской культуры, произведений русской литературной классики А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого. Таков онтологический синтез становления творчества кавказцев.

Считаю, что культурное наследие на Кавказе не было бы столь ярким, если бы в его развитии не принимали участия такие выдающиеся современные представители русской науки и культуры, как незабвенной памяти Ю.А. Жданов, А.П. Пронштейн, В.П. Крикунов…
Эти ученые внесли существенный вклад в развитие образования, науки, культуры на юге России, подготовили специалистов, а их ученики продолжают это делать сегодня. Задача нынешних поколений – сохранить память о тех, кто способствовал развитию этнической культуры народов Северного Кавказа, ценил ее, выявлял в ней особенности и общечеловеческие ценности.
Значительный вклад в развитие образования, науки на юге России вносят профессора Ю.Г. Волков, Г.В. Драч, А.У. Альбеков… Профессор Виктор Черноус многие годы связан с Кавказом, внес колоссальный вклад в изучение кавказоведения, в сложное для Чечни время восстановил и развил творческие контакты с учеными. О нем заслуженно говорят, что он знает Кавказ лучше, чем сами кавказцы. Им выдвинута и обосновывается креативная, перспективная идея о северокавказской цивилизации, сформировавшейся под воздействием различных культурно-цивилизационных веяний [11].

Не иначе как парадоксом можно назвать искусственное сокращение в современных школьных и вузовских программах национально-регионального компонента, что стало возможно на основе нового закона об образовании. Республиканские министерства образования лишены возможности издавать учебники по родному языку, литературе, отражающие этнокультурное содержание.
СМИ страны и отдельные политики преуспели в создании крайне негативного образа лиц кавказкой национальности, якобы угрожающих отдельным частям страны; Жириновский требует ограничить рождаемость на Северном Кавказе, он хотел бы видеть его за колючей проволокой. Сотни миллиардов долларов увели на Запад, разграбили и обессилили страну, а теперь скинхедов заставляют кричать: «хватит кормить Кавказ», «бей чичиков, спасай Россию»… Кто это делает? Имеет ли Кавказ врагов и чего они хотят?

Важно отметить, что кавказцы, защищая свою родину от внешних врагов, совершали немало подвигов. Враги кавказцев и русских ныне посягают на плодоносные земли, теплые моря, леса и луга, наполненные дичью, живительные горные родники, омолаживающий и опьяняющий воздух, реки с многообразием рыб, «скифское» железо, золото… Ю.А. Жданов писал: «Сегодня Кавказ раскрылся как кладовая целой россыпи металлов, здесь имеется марганец, молибден, вольфрам, свинец, цинк, кадмий, таинственный индий, медь, ртуть, никель, магний, стронций, друзы тяжелого барита». [7, с. 14] Далее он пишет, что хищные взоры и сегодня устремлены на Кавказ, поскольку «обширная зона Прикаспия является богатейшим месторождением нефти и газа, кладовых горючих ископаемых ХХI в.» [там же]. Именно поэтому Кавказ объявлен «зоной геостратегических интересов США и Англии, Германии и Турции, даже Швеции» [там же, с. 29]. В связи с этим любопытна историческая параллель, которая в поэтической форме приведена в поэме Николая Асеева «Двадцать шесть», опубликованной в 1967 году, отражающей факт захвата Баку в 1918 году английским экспедиционным корпусом.

Британская Индия маршем шлет своих офицеров.
Им нефть нужна, им нужен хлопок.
А хлыст и поход – их страсть…
Но пуще – хочет английский сапог
советскую смять власть…

Советскую власть смяли, уничтожена социальная справедливость, парализована творческая энергия миллионов людей, многих ученых, мыслителей. Их социальный статус, уровень жизни сегодня ниже ловких, хищных клерков, маклеров, дилеров, так называемых успешных менеджеров и их сподручных.
Ненасытные олигархи со всех концов мира постепенно добираются до богатых углеводородных ресурсов Кавказа. Высасывая живительные соки, подвергают его параличу. Для реализации этой стратегии немало усилий они прилагают на то, чтобы поссорить его народы, не допустить их единства, не дать им развиваться интеллектуально, технологически, культурно. Не хотят они, чтобы недра Кавказа принадлежали его народам и использовались для улучшения их жизни, благосостояния, цивилизационного развития.

Кавказско-русский синтез

Нужно говорить о значительных достижениях Советского Союза в социально-экономическом, культурном развитии этносов, что способствовало их сближению, культурной интеграции, формированию общенациональных ценностей. Накануне и после распада СССР в России появляются научные труды, обосновывающие необходимость их локализации, дезинтеграции, гибели советских этносов, нового их конструирования, с применением интеллектуальных технологий западного постмодернизма. Концептуальное осмысление эти идеи получили в монографии «Реквием по этносу» В.А. Тишкова [8], поддержанной РГНФ. В ней отвергается научная значимость теории советского нациостроительства, утверждается ее ошибочность, предлагается путь реконструирования «советских этносов», а затем нового их конструирования.
Справедливой критике эта позиция подвергается в исследовании Р.Г. Абдулатипова, посвященном выявлению особенностей российской нации, в этой работе сформулирован «закон сохранения этноса». Суть его заключается в том, что этносы формируются не на основе надуманных логических конструкций, а через взаимодействие, взаимовлияние, социально-экономическую, культурную интеграцию и дезинтеграцию, объединение разрозненных племенных, этнических осколков [1, c. 59-79].

Этнокультурная ситуация на Северном Кавказе, несмотря на драматические стороны, формировалась столетиями, складывалась на основе взаимообогащения под воздействием соседей с юга и севера, востока и запада. Здесь удивительно сочетаются иудаизм, христианство и ислам, а также сформировавшиеся на их основе этнические культуры, видения мира. Об этом шла речь в Дербенте, где 25 марта 2015 г. проходила международная научная конференция на тему «Дербент – город трех религий». На территории Дербента сплетены иудаизм, христианство, ислам, зороастризм, здесь проживают приверженцы этих религиозных культур. Недалеко друг от друга стоят синагога, армянская церковь, Джума-мечеть шиитов.

Население нынешнего Северного Кавказа – это часть многонационального российского народа с выраженной российской идентичностью и лояльностью к России как к собственному народу» [9, c. 7]. Между тем, сохранение, развитие этой идентичности предполагает основательное освоение ее культурного наследия, нравственно-гуманистических ценностей, имеющих общечеловеческое значение. Укрепляя этнокультурную идентичность, нужно двигаться к формированию ценностей общероссийской идентичности. Это важно осуществлять, учитывая, что Россия, Северный Кавказ ныне подвержены культурным потокам, исходящим и с запада, и с востока, а восприимчивость к ним молодого поколения очевидна.
Прочная этническая культурная идентичность народов Северного Кавказа, на базе которой формируется общероссийская идентичность, – мощная преграда на пути разрушительных веяний, исходящих от неприемлемых для кавказско-русского синтеза культурно-цивилизационных систем.

Литература:

1. Абдулатипов Р.Г. Российская нация (этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях). – М.: Научная книга, 2005. – 472 с.
2. Андреев-Кривич С.А. Нартский эпос кабардинцев // Нарты. – М., 1957. – 384 с.
3. Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т.I. От Илиады до Парфенона. – М.: Искусство, 1992. – 269 с.
4. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. – СПб.: «Наука», 1993. – 480 с.
6. Геродот. История в девяти книгах. – Ленинград: Изд-во «Наука» Лениград. отд-е, 1972. – 600 с.

7. Жданов Ю.А. Солнечное сплетение Евразии. Учебная лекция по регионоведению. – Майкоп: РИПО «Адыгея», 1999. – 40 с.
8. Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии / В.А. Тишков; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. – М.: Наука, 2003. – 544 с.
9. Тишков В.А. Российский народ: история и смысл национального самосознания / В.А. Тишков; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. – М.: Наука, 2013. – 649 с.
10. Чанышев А.Н. Философия древнего мира (история философии): Учеб. для вузов. – М.: Высш. шк., 2003. – 703 с.
11. Черноус Виктор. Кавказская горная цивилизация как субъект цивилизационно-культурного взаимодействия // http://evrazia.org/

Вайнах №3-4, 2016

Оставить комментарий

Ваш E-mail будет скрыт. Отмеченные поля обязательны к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх