Тауз Исс. Кавказ

Кавказ

ЭТОС. Народная культура берет свое начало в животворящих первоистоках.  Одним  из  таких  непреходящих  истоков  является  Первочувство  –  Чувство Стыда,  посетившее  прародителей  после  вкушения  запретного  плода.  Стыд возник  в  результате  разрушения  идеального  и  вместо  этого  идеального  – вместо Эдема человек был помещен в иное место, с иным содержанием, где надо  совершенствоваться,  чтобы  обрести  утраченное.  Следующим  истоком человека  является  чувство  слова.  Именно  Адам  наименовал  мир  словом,  и словом создал Образ Мира.

Оба  истока  хранят  в  нас  чистоту  и  невозможно  представить  их  утраты  в человеке. Чеченская народная культура глубоко хранит в себе память этих начал, она укоренена в них и жива ими. Язык наш помнит об этом. Мы говорим: «Эхь ду», «Эхь дац», «Дош ду», «Дош дац», определяя и различая, таким образом степень полноты и утраты культуры в человеке. Простые и обыденные, казалось бы, слова. И таковых много.

АЗБУКА.  В  истории  человечества  достаточно  множество  примеров ярких  культур,  оставивших  свой  существенный  след.  Вместе  с  тем,  все  они несут  в  себе  печать  явной  социальной  дисгармонии.  Культура,  как  явление, направленное  на совершенствование  человека  в  то  же  время  строилась  на принципе  общественного  неравенства.  Очевидно,  что  какой  бы  высоты  не достигала таковая культура, она не могла отвечать нравственным критериям всего общества. Отчуждение одних и удовольствие других было следствием таких культур.

Высшей  идеей  культуры  безоговорочно  должна  быть  идея  уважения человеческой  личности,  как  творения  Всевышнего.  Если  на  фоне  пышных строений  унижен  хотя  бы  один  человек,  то  это  несет  в  себе  печать  упадка. Являясь мерилом всех вещей, человек не может стоять ниже фетишей. Именно это знание явилось на наш взгляд условием создания не только бесклассового чеченского общества, но и культуры, несущей в себе меру.

ЗАДАЧА.  Традиция  и  Современность  стали  в  наши  дни взаимоисключающими и  в  то  же  время  взаимно  тяготеющими  факторами. Невозможно существование подлинной культуры без глубоких корневых начал и точно также абсурдно отказываться от достижений времени и технологий. Вопрос,  пожалуй,  состоит  в  следующем,  как  найти  тот  тонкий  органичный способ  синтеза  первого  и  второго,  как  безболезненно  объединить  эти  два полюса, несущие в себе продуктивную возможность развития?

Главной ошибкой в истории человека является постоянная попытка изменить мир, тем самым разрушая не только среду обитания, но и, прежде всего себя. Невозможно  изменить  мир,  так  как  он  живет  по  законам  нам  неведомым  и недоступным.  Изменить  можно  себя,  после  чего  придет  ясное  осознание целостности  и  неразрывности  мира.  В  нем  найдется  место  и  традиции  и современности. Именно тогда возникнет способ их взаимного слияния. И это станет определяющим актом развития.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. Узлы и узы. Многоликая культура Кавказа несет в себе единую самобытную общность. Ее универсальность можно охарактеризовать как  единство  множеств.  Она,  как  и  сама  архитектоника  среды  проникнута общим  духом  и  пафосом  свободы.  Ее  форма  и  содержание  тождественны, величественному многоголосому ансамблю Кавказа.

Языки,  традиции,  обычаи, эпос,  предания,  легенды идут  из  правремени  и пропитаны  духовной  общностью.  Культуры  кавказских  народов  являются поистине кладовыми, и было бы крайне полезно их углубленное исследования. Они, несомненно, несут в себе печать первознаний.

Наложение  сакрального  образа  Кавказа  на  общемировой  образ,  возможно позволило бы еще яснее увидеть общий образ мира во всей его многомерности и  полноте.  Возвращение  к  великой  простоте  дало  бы  новый  импульс,  новое дыхание.  Сильнее  всего  первоистоки  зиждутся  в  горах.  В  мировом  здании (и  знании)  деятельное  участие  Кавказа  могло  бы  стать  определяющим  в перспективе развития. Общеизвестно, что первым свет встречает самая высокая вершина Европы и пристанище Ковчега – Эльбрус. К сожалению не всегда мы внимательны.

Вайнах, №11, 2014

Оставить комментарий

Ваш E-mail будет скрыт. Отмеченные поля обязательны к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх