Тауз Исс. Образ Народа

Братский народ222Человек приходит издалека, оттуда, откуда и сам не знает, и приносит с собой свет души, красоту, образ. И тот, кто осознал себя и свою миссию в «прекрасном и яростном мире», открывает свет в себе и дарит его с любовью и трепетом миру и людям. И от этого таинственного действа становится светло и чисто, и у каждого, кто соприкасается с искусством прекрасного, рождается радостное чувство общности и причастности к чудесной, преображающей нас красоте.
Мадина Газиева – одна из тех, кто творит и дарит эту неизбывную красоту людям. Ее необычные платки-картины вынесены из народной памяти, из древности и самобытной культуры нашего народа. И, конечно же, из глубины ее души, из творческих мук, из терзаний и сомнений, из вдохновения. Уже и сами названия ее работ, рождая множество отзвуков и ассоциаций, рассказывают о многом: «Отчизна», «Единство», «Старейшины», «Колыбель», «Родник», «Гармонь», «Мелодия орнамента», «Примирение» – всего двадцать два полотна. Точнее будет сказать – двадцать два платка. Именно так, в виде платков с нанесенными на них картинами, представлена яркая палитра художницы на суд ценителей. Все картины, наряду с авторскими работами, грамотно сведены, составлены из чеченских орнаментов, образуя собой подлинную гармонию, колоссальный образ Бытия Народа, Его Духа. Все, что представлено на суд зрителя, вся эскспозиция образует собой Единый Образ, под емким названием «Амат», составленный умением и талантом художницы. И это по-особому радует еще и потому, что до сих пор никому не удавалось так просто и емко создать объемный, многогранный художественный Образ, представленный в одном воплощении замысла на одной выставке.
Культура чеченского сознания бережно хранит в себе идущее из глубины веков почитание вещи-образа, оберега. В облике учитывалась архитектоника тела и одеяния, где, согласно Творению, венцом является голова и, сообразно этому, папаха или платок были не просто головными уборами, а символами – носителями чести и достоинства. Доводилось слышать: «Никогда она не обнажила под небом непокрытую голову». Обнажить непокрытую голову считалось предосудительным, так как волосы отнесены в разряд нечистот. Видимо, поэтому, чтобы не оскорбить небеса, прекращалась война, когда женщина, сорвав платок, бросала его в битву.
Как бы то ни было, Мадина Газиева своим трудом и своей выставкой, в которых читаются глубинные пласты чеченской культуры, рассказывает о сокровенном, донося из Традиции в Современность полузабытые, стертые временем и событиями Знания, выраженные в картинах-платках. Картины эти просятся в виде панно или в других формах на площади и парки, на стены домов, в библиотеки и школы, университеты и институты, чтобы вдохнуть в нынешнее пространство обитания народа атмосферу и ауру народной души, создать образ городской культуры, идущей от истоков. Очень хотелось бы увидеть их в будущем украсившими нашу среду обитания, дополняя современный стиль красочным колоритом.
Художница, следуя Традиции Чеченской Женщины, воплотила свой Образ, намеренно выбрав для этого как холст – Платок. И все двадцать две картины являются Посланием, взывающим к Современности, ко всем нам. Несомненной удачей выставки являются также тексты к картинам Мадины, написанные Асет Мусаевой. Содружество двух творческих личностей принесло очевидные плоды и, надо надеяться, что их сотворчество будет продолжаться долго.
Шовдан ЙистНарод бережет, несет Свет Своей Души, хранит и продолжает свое неповторимое Лицо, свой Единственный Образ Жизни, свою Культуру, без коих он попросту обречен смерти. Так продолжается Бытие Народа в гармонии и содружестве с Миром.
У каждого Народа есть хранители и выразители его Духа. Одна из них – Художница с большой буквы, созидательница и создательница Образа Народа – Мадина Газиева.
Пожелаем же ей Творческого Долголетия и Новых Свершений!

Вайнах, электронная версия, №3, 2018

Оставить комментарий

Ваш E-mail будет скрыт. Отмеченные поля обязательны к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх