«Собирать свою историю по крупицам»

CIMG0069Шарпуддин Бачуевич Ахмадов однажды выбрал профессию историка, которая стала делом всей его жизни. В первые годы возвращения на родину из депортации многие чеченские юноши и девушки мечтали об учебе, образовании, науке, но лишь немногим удавалось поступить в высшие учебные заведения. В годы депортации чеченцы были лишены почти всех прав, была только борьба за выживание – не умереть от голода, не замерзнуть, не попасть из ссылки в ГУЛАГ за пустячный проступок: за подобранный колосок хлеба, за невольное удаление от места проживания на километр-два, за неосторожное слово.
Маленький Шарпуддин сполна хлебнул из этой горькой чаши: ему было два года с небольшим в тот трагический день 23 февраля 1944 года. Он родился 5-го декабря 1941-го года в селе Таузен Веденского района, в семье Бачу и Петимат Ахмадовых. Детство ученого прошло в Павлодарской области Казахстана. Там же, в поселке совхоза № 499, пошел в школу, а десятый класс окончил в родном Таузене после возвращения семьи из депортации.
Избрав профессию историка, Шарпуддин поступает в 1960-м году на историко-филологический факультет Чечено-Ингушского государственного педагогического института, по окончании которого работает в Таузенской восьмилетней школе в течение четырех лет. В 1968-м году, окончательно посвятив себя научно-исторической деятельности, он приходит в Чечено-Ингушский научно-исследовательский институт истории, языка и литературы на должность младшего научного сотрудника в отдел истории.
В 1969-м поступил на очное отделение аспирантуры при Академии наук СССР и в 1972-м году защитил степень кандидата исторических наук под научным руководством известного кавказоведа, профессора Николая Александровича Смирнова. Кандидатская диссертация Ш. Ахмадова «Народно-освободительное движение народов Кавказа под руководством шейха Мансура в конце XVIII века» стала первым серьезным, непредвзятым обращением к антиколониальному движению горцев всего Кавказа против российской экспансии, начавшейся в Чечне и распостранившейся затем на весь Кавказ, от Черного до Каспийского морей.
Предлагаем вниманию читателей журнала «Вайнах» беседу Исы Окарова с доктором исторических наук, профессором, академиком Академии наук Чеченской Республики Шарпуддином Ахмадовым.

– Шарпуддин Бачуевич, Вы основную свою исследовательскую деятельность посвятили движению и личности шейха Мансура. Расскажите читателю о его происхождении, о предпосылках, предшествовавших событиям, связанным с восстанием под предводительством шейха Мансура. Ведь лидеры всегда являются в определенные периоды истории, они как бы ждут, сами того не ведая, когда ситуация «созреет».

– Такой личности, как шейх Мансур, не было на Кавказе ни до него, ни после. Он всколыхнул весь Кавказ от моря до моря явился, как мессия народам, находящимся на историческом распутье: большинством кавказских племен и народностей был принят ислам уже не первый год, но многовековые языческие нравы, въевшиеся в души, в психологию людей, тянули назад, благотворные всходы ислама плохо росли под мрачной сенью язычества, говоря языком высокого штиля.
Перед явлением шейха Мансура еще достаточно не укрепившийся среди чеченцев ислам стал терять свои позиции, многовековая практика язычества давала о себе знать. В народе стало распостраняться воровство, пьянство, возделывание и курение табака, прелюбодеяние и другие пороки, которые осуждал и с которыми боролся ислам.
Уроженец аула Алды, Ушурма Шаабазов (таково было настоящее имя шейха Мансура) появился перед чеченским народом, сползающим в пучину хаоса и полуязычества. Горцы Северного Кавказа во второй половине Х1Х века находились в тупиковой обшественно-политической ситуациии: с одной стороны, теснимые местной феодальной верхушкой, а с другой – все плотнее проникающим на Северо-Западный Кавказ российским экспансизмом. Часто вспыхивали восстания, носившие локальный характер, оканчивавшиеся большими жертвами и разорением аулов.
Ушурма взялся, казалось бы, за неосуществимую задачу: объединив все народы Кавказа, не попасть под колониальный гнет российского самодержавия, где борзые щенки обменивались на крепостных людей. Несмотря на неграмотность, шейх Мансур с юношеских лет обладал прекрасными ораторскими способностями, имел прекрасную, притягательную кавказскую внешность. Ведя высоконравственный образ жизни, обладая гибким умом и сильной волей, он, несмотря на молодость, снискал себе уважение и авторитет среди соотечественников.
К моменту восстания под руководством Ушурмы Алдинского (имя Мансур, что переводится с арбского как «победитель», он получил позже, одержав ряд побед над противником) царская Россия завершила строительство укрепленной линии от Каспийского до Азовского морей. Военные укрепления Потемкинское, Григориополисское, Елизаветинское, Константиновское стали звеньями этой военно-колониальной сратегической линии.
С другой стороны, теснимые Османской Портой и его вассалом – крымским ханом, чеченцы, как и другие кавказские народы, находились в перманентной борьбе за собственное национальное самоопределение. Но религиозный аспект воззваний шейха Мансура превалировал над другими. При поддержке влиятельных богословов и мулл Ушурма выступал перед народом с проповедями равенства и социальной справедливости, заявляя о незаконности сословных делений среди свободолюбивых горцев Кавказа. Утверждал, что земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает, а не местным князькам и феодалам.
– По-моему, яркой иллюстрацией к сказанному будет выдержка из «Хаджи-Мурата» великого Льва Толстого: «Это был настоящий святой. Когда он был имамом, весь народ был другой. Он ездил по аулам, и весь народ выходил к нему, целовал полы его черкески, каялся в грехах и клялся не делать дурного. Старики говорили: тогда все люди жили, как святые, – не курили, не пили, не пропускали молитвы, обиды прощали друг другу, даже кровь прощали. Тогда деньги и вещи, как находили, привязывали на шесты и ставили на дорогах».
– «Даже кровь прощали». Цитата примечательная. Кровная месть была опустошающим нацию явлением вплоть до сегодняшнего дня. Усилиями нынешнего молодого главы республики Рамзана Кадырова этот адат взят под контроль, возвращен покой многим семьям, сохранено немало молодых жизней. И Ушурма Алдинский начал с того, что простил кровников своей материнской родни. Его сподвижники собирали исламский налог «закят» в пользу бедных, неимущих, сирот и т.д. Шейх Мансур был одним из первых демократических лидеров всего Кавказа, такого широкого распостранения идей независимости, социального равенства не было никогда прежде, под его зеленые знамена газавата стягивались отряды даже из Северного Азербайджана.
– Почему же Османская Империя, огнем и мечом насаждавшая почти во всех доступных ей частях света религию Ислам, занимала в отношении этого и других последующих таких движений на соседнем ей Кавказе такую двойственную позицию? Ведь она обретала в лице шейха Мансура мощного союзника в ее вечной борьбе с «гяурской» Россией и значительно расширяла сферу своего влияния и территорию Ислама? Выходит, что личные или, вернее, имперские амбиции всегда преобладали над панисламскими?
– Каждый правитель, правдами или неправдами взойдя на трон, прежде всего думал, как на нем удержаться, прикрываясь псевдогуманитарными тезисами и лозунгами. Слабеющую Турцию не устраивала перспектива возникновения воинственного, независимого образования кавказских горцев у себя под боком. В константинопольских мечетях и других публичных местах, по указанию турецких властей, было объявлено, что имам Мансур – мошенник, лживый святой и опасный умалишенный. Но вскоре, в 1787-ом году, перед очередной войной с Россией, турецкие политики решили использовать национально-освободительное движение под руководством шейха Мансура в своих имперских целях. Учитывая авторитет кавказского вождя и считаясь с теми военными силами, которые стояли за ним, турецкое правителство вынуждено было официально признать его имамом.
Однако во время русско-турецкой войны отряды кавказских горцев, возглавляемые шейхом Мансуром, не примкнули к туркам, действовали самостоятельно, используя сложившуюся ситуацию в регионе. Мансур, чувствуя замысел турецких эмиссаров, отказался ехать в Стамбул к султану Абдул-Хамиду, тем самым лишив себя военной и иной подержки со стороны могущественной империи. Не для того, чтобы, защитившись от российского порабощения, попасть под турецкое, воевали горцы Кавказа!
– Что Вы скажете насчет расхожих домыслов о нечеченском происхождении шейха Мансура? Были ведь труды дореволюционных авторов, доказывающих, что он был якобы беглым доминиканским монахом и т. д.
– Такая версия была выгодна имперским, великодержавным историкам: как это неграмотный пастух-чеченец, полудикий кавказский горец мог не только противостоять великой империи, но и наносить поражения ее могущественной армии, перед которой трепетала вся Европа и Азия. Наиболее известной является статья Г. Прозрителева «Шейх Мансур» (Материалы для истории Кавказской войны), вышедшая в 1912-ом году в г. Ставрополе. Сведений об авторе не существует, видимо, он выступал под псевдонимом.
Этот Г. Прозрителев, ссылаясь на документы, найденные в Туринском архиве итальянским профессором Оттино, утверждает, что настоящее имя чеченского героя-военачальника – Джиовано Батиста-Боэти и он был сыном итальянского нотариуса и т. д.
В настоящее время в Чечне проживает многочисленное потомство Ушурмы Алдинского, т.е. шейха Мансура. Он был сыном Шабаза из тайпа элистанжой. Приведем еще один общеизвестный теперь аргумент, орповергающий лживую, предвзятую версию якобы нечеченского происхождения шейха Мансура.
22 июня 1791 года под натиском русских войск пала турецкая крепость Анапа, шейх Мансур, руководивший обороной, вместе с начальником крепости Мустафой-пашой был захвачен в плен при попытке взорвать крепостной пороховой погреб. Когда командующему русскими войсками генералу Гудовичу представили на допрос пленного шейха Мансура, единственным языком, на котором он мог изъясняться, был его родной чеченский язык. Это засвидетельствовано в протоколах допросов тех лет. Также мало упоминалось у некоторых исследователей этой темы о том, что после разгрома чеченскими повстанцами под руководством Ушурмы двухтысячного карательного отряда полковника Де Пиери у аула Алды был возвращен без выкупа и каких-либо условий двадцатилетний адъютант командира отряда, раненый князь Багратион. Так чеченцы сохранили для России будущего генерала, героя Отечественной войны 1812 года.
– Шарпуддин Бачуевич, если бы Вы еще в начале своей деятельности ученого-историка взялись за более «гладкую» тему, не считаете ли, что Ваша биография была бы более «яркой» в отношении степеней, званий, библиографии опубликованных работ и т.д.? Не жалеете по поводу избранной однажды темы и профессии?
– Изучать историю своего народа, пусть самого малого среди народов мира, искать, отстаивать факты, доказывать, подтверждая документами, которые ты ищешь по всем мировым архивам, – разве это не настоящее дело патриота? Политические системы, которые временно прячут или фальсифицируют историю для идеологической безопасности собственного режима, изжив себя, уходят в прошлое, и правда всплывает. Только после развала Советского Союза и падения коммунистической идеологии стало возможным публиковать материалы, прежде нежелательные для официальной идеологии.
Только в 1992-м году я смог защитить докторскую диссертацию в Ростовском государственном университете на тему: «Народно-освободительное движение на Северном Кавказе под руководством шейха Мансура в конце XVIII века. Годом раньше вышла отдельной книгой моя историко-исследовательская работа «Шейх Мансур», которая и стала докторской диссертацией. За всем этим стоит долгая, кропотливая работа в различных архивах: Центральном государственном архиве древних актов, Центральном военно-историческом архиве, Центральной государственной библиотеке им. Ленина и т.д.
Я с глубокой благодарностью вспоминаю моего научного руководителя, выдающегося кавказоведа, доктора исторических наук, профессора Николая Александровича Смирнова, который всячески поддерживал меня в те годы идеологического застоя, когда девять-десять человек из двадцати членов аттестационной комисси, по негласному указанию сверху, заваливали мою «националистическую» диссертацию. Также поступили и с Казбеком Гайтукаевым, утверждавшим о реакционной, шовинистической сущности «поэзии» сосланного на Кавказ Полежаева, автора поэмы «Чир-юрт» и других произведений о Кавказской войне.
– Какие проблемы и упущения Вы видите в развитии сегодняшней исторической науки в масштабе Чеченской Республики? На каких ошибках прошлого мы должны учиться сегодня?
– Наш маленький народ, не имея своего государственного образования в понятиях европейской цивилизации, в долгой борьбе за свою свободу и идентичность «упустил или растерял» свою документальную, письменную историю. Начиная от татаро-монгольских нашествий и до федеральных. Но пршлого не вернешь. Историю нужно фиксировать ежедневно в масштабе села, района и т.д. Для иллюстрации вспомним вышедшую в 1991-м году небольшую, но содержательную книгу Вахи Матиева на чеченском языке «Старые Атаги и атагинцы». В ней писатель и журналист, коренной атагинец пишет, приводя документальные факты и опираясь на устные источники, как, где и когда было заложено село, выходцы из каких аулов и тайпов основали аул, в каких событиях учавствовали атагинцы в дореволюционное и советское время и т.д. Книга богато иллюстрирована.
Если бы в каждом малом и большом селении нашлись такие энтузиасты краеведения, история нашего края значительно обогатилась бы. Желательно письменно фиксировать все происходящие более-менее значимые для нашего общества события, чтобы это не переходило со временем в жанр слухов, домыслов, сплетен и т.д. Различные природные явления, как землетрясения, наводнения, ураганы, засухи и прочие, всякие обществено-политические события требуют подробной архивно-документальной фиксации.
Возьмем для наглядности два природных явления из не очень далекого прошлого: в1913-м году произошло природное явление, называемое в народе «бода беана зама» – «время, когда пришел мрак». По свидетельствам очевидцев, среди бела дня небо сильно потемнело и землю окутала тьма. По-видимому, это было сильное солнечное затмение.
И второе, 1958-года, аномальное природное явление: выпадение снега необычного красноватого цвета. Я позже прочитал в каком-то источнике, что это было следствием смешения с осадками заноса сюда, на Кавказ, рыжих песков из Аравийской пустыни. Это явление даже стало нарицательным: «ц1ен ло даг1ахьара – пусть выпадет красный снег», так как происходит оно чрезвычайно редко. Все это устно переходит от поколения к поколению, искажаясь, лишаясь достоверности и обрастая домыслами.
Необходимо создать историко-географическую карту расположения населенных пунктов хотя бы позднего средневековья и ближе, XVII–XIX веков, когда происходили более-менее освещенные события в истории чеченского народа. Над этой проблемой работает группа ученых нашей Академии наук.
– Какие у Вас пожелания, советы будут для молодежи, в частности для сегодняшней подрастающей научной смены?
– Сегодня мы имеем такие условия и возможности для развития любой отрасли науки, каких не имели никогда прежде. Ученый может работать в любых архивах, хранилищах, библиотеках и музеях мира, может лететь в любую точку мира искать сведения об истории своего народа. Нужно только отдавать себя всего избранной науке, делу, не думая о каких-то материальных упущениях. Сегодня можно молодому человеку реализовать себя в любом деле, нет идеалогических запретов, как при советской власти. Молодому ученому нужно знать как можно больше иностранных языков, чтобы читать тексты различных документов на языках оригиналов. А английский язык должен знать, я уверен, каждый начинающий в науке. Очень хочется видеть чеченскую молодежь развитой во всех отношениях: в науке, культуре, спорте, чтобы соблюдали все свои традиции и обычаи, берегли и развивали свой родной, древний чеченский язык, интересовались историей своего народа и края.

– Шарпуддин Бачуевич, спасибо за беседу. От лица читателей журнала «Вайнах» желаю Вам творческих успехов в Вашем благородном деле и здоровья Вам.

Беседовал Иса Окаров

Вайнах, №7, 2013.

Оставить комментарий

Ваш E-mail будет скрыт. Отмеченные поля обязательны к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх