Шамсуддин Макалов. М.Ю. Лермонтов и восприятие его стихотворения «Пророк»

Смерть Пушкина возвестила о приходе в русскую литературу ХIХ века нового гения. Это был М.Ю. Лермонтов, написавший стихотворение «Смерть поэта», выступил выразителем гнева народного, защитником народной славы и русской национальной культуры. Это смелая и обличительная поэзия, живое дыхание времени, голос патриота и гражданина. За смерть поэта он бросает вызов придворной клике. Поэту довелось жить в атмосфере глубокого отчаяния и всеобщего уныния, установившейся в России после поражения декабристов. Это было николаевское время, сформировавшее личность и творческий облик Лермонтова. Уже современники Лермонтова отмечали, что печать этих тяжелых лет легла на творческий облик поэта. Вот почему в поэзии Лермонтова звучит не только страстный протест против деспотии и рабства, призыв к свободе, но и разочарование, тоска, чувство одиночества. Он одинок, у него нет друзей. Некоторые считают это явилось вследствие его заносчивого характера, строптивого, беспокойного нрава. Как писал в свое время Е. Евтушенко в «Молитве перед поэмой»:

…Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд,
Своей презрительности яд,
И келью замкнутой души,
Где дышит,скрытая в тиши,
Не доброты твоей сестра –
лампада тайного добра.

Болезнь одиночества воспринимается им как приговор судьбы. Он ищет родную душу, но не может ее найти, хотя ложных друзей было достаточно:

Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной.

Его лирику можно рассматривать как «дневник души», живущей личными предчувствиями. И жизнь поэта была вечным скитанием и поиском родного тепла. Однако творчество помогло поэту сохранить веру в жизнь, увидеть в ней непреложные ценности.

В своей небольшой статье я не ставлю цель говорить о лирике Лермонтова в целом, а хочу лишь остановиться на одном из самых последних его стихотворений – «Пророк», написанном в последний год жизни. Лермонтов прожил короткую жизнь, подобно проблеску молнии в грозовом небе. Как известно, он был убит на дуэли. Смерть наступила вечером 15 июля 1841 года, в грозу, пронесшуюся над горой Машук, где он стрелялся со своим прежним товарищем Мартыновым, оскорбившим его неистребимой пошлостью. Поэт выстрелил в воздух – убийство человека не вязалось с его нравственным обликом. Как писал С.Есенин: «Он как поэт и офицер был пулей друга успокоен…»

Стихотворение «Пророк» – поэтическое прощание и завещание Лермонтова. У Пушкина тоже есть стихотворение «Пророк», написанное в 1826 году. Лермонтов своим «Пророком» протянул связующую нить от поэзии Пушкина к своему творчеству. Оба они заложили основу того особого понимания искусства и миссии поэта, которое выделяет русскую литературу в ряду европейских литератур. Каждый их них видит пророка только в истинном поэте. А что же они видели в поэте-пророке?

Безусловно «Пророк» Лермонтова сознательно продолжает пушкинского «Пророка». Даже последовательность библейских книг, вдохновивших поэтов, именно такова: книга Пророка Иеремии, на которую ориентирован лермонтовский «Пророк», следует за книгой пророком Исайи, проповедника правды и беспощадного обличителя грехов, видение которого составляет основу стихотворения Пушкина. Более того, Лермонтов рисует своего Пророка в той ситуации, в которой закончил свое стихотворение Пушкин:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Пушкин считает,что миссия пророка прекрасна и страшна одновременно: «Глаголом жечь сердца людей».
А Лермонтов как бы продолжает это стихотворение:

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока…

Но дальше все будет не так, как предполагал пушкинский пророк. «Почему?» – вот главный вопрос, который возникает при чтении «Пророка» Лермонтова. Что же произошло? Люди не поняли и не приняли пророка, потому что в их очах лишь «страницы злобы и порока»? Или же сам пророк оказался не способен исполнить великую миссию, возложенную на него? Но тогда стал бы Лермонтов гением русской литературы? Недаром Мережковский назвал его «поэтом сверхчеловечества». Он столкнулся с судом «черни тупой», которая не может и не хочет принимать слово Высшей истины. Погиб одинокий и непонятный. Лермонтов, презираемый и изгоняемый отовсюду – поэт-пророк, побиваемый камнями. Ведь сказано: «Нет пророка в своем отечестве».

Если Пушкину присуще уникальное чувство гармонии и равновесия, которое всегда позволяло ему сохранить «покой и волю» (Веленью Божию,о муза, будь послушна,/ Обиды не страшась, не требуя венца,/ Хвалу и клевету приемли равнодушно / И не оспаривай глупца), не таков Лермонтов: страстная, мятущаяся душа Лермонтова не знает покоя. Его слово рождено из пламени и света. Показательна с этой точки зрения и рифма в «Пророке»: «Ученье – каменья». Каменья брошены в непризнанного пророка, но и он «дерзко» бросает «им в глаза железный стих».

Даже в риторике двух стихов явно чувствуется разница. У Пушкина «Пророк» звучит плавно, величаво, а у Лермонтова чувствуется напряженность и прерывистость звучания. Тем самым создается печальная и тоскливая интонация: «и вот в пустыне я живу», «как он угрюм, и худ и бледен». Да, лермонтовского пророка ждет печаль и тоска, и путь его создает как бы обратное движение по сравнению с пушкинским пророком. Тот из пустыни, преобразованный и вдохновленный Божественным словом, идет с надеждой к людям. Лермонтовский пророк, наоборот, вынужден посыпать пеплом главу и бежать опять в пустыню. И именно здесь, в пустыне, пророк Лермонтова, гонимый и презираемый толпой, знает счастье:

… И вот в пустыне я живу,
Как птица, даром Божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя…

Мы видим как одиночеству поэта в мире людей противостоит единение со всем мирозданием. Ему с его прозорливою душою, мир небесный, где звезда с звездою говорит, где звучит тихая песня ангела, был ближе, понятнее, чем мир земной, в котором душа его томится, желанием чудным полна, где жар души растрачен в пустыне. И этот радостный разговор со звездами спасает пророка от отчаяния, он, несмотря ни на что должен выполнить свою тяжелую миссию. Он найдет путь к сердцам людей и принесет им слово любви Божьей. Пророческое служение бывает разным, и путь у каждого пророка свой.

Но главное для любого из них – хранить свято «завет предвечного» и нести его людям. И он очищает этим свое сердце наилучшим образом. Потому что внутренняя чистота гораздо важнее внешней. Потому что Всевышний обращает внимание не на одежду, а на сердце. Необходимо проявлять милосердие ко всем творениям Всевышнего: к людям, животным, растениям, если мы хотим вознаграждение в долине вечной жизни. Всевышний любит кающихся и любит очищающихся. Иначе говоря путь – познания истины похож на чистый, белый лист бумаги. И нельзя допустить появления даже маленького пятнышка на этой бумаге. Таков, мне кажется, основной лейтмотив стихотворения «Пророк».

Лермонтов нам дорог не только как «ночное светило русской поэзии», но и зато,что он любил Кавказ. Настоящее поэтическое вдохновение он получил именно здесь на Кавказе. У него много стихов о Кавказе, который стал для него вечной любовью. Он заплатил полную дань волшебной стране. «После Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно величавой природы, как Лермонтов», – писал В.Г.Белинский.

Его лучшие произведения связаны с Кавказом и населены яркими образами горцев (Бэла, Казбич, Мцыри, Беглец, Измаил-Бей и др.). Судьбой гордился его гордый Мцыри и плакал Демон от тоски. Первыми его поэмами были «Кавказский пленник» и «Черкесы», написанные в 1828 году, когда поэту было всего 14 лет. Затем «Кавказ» (1830), «Каллы» (1831), «Хаджи-Абрек» (1831) и другие. Поэтому творчество Лермонтова особенно дорого для нас. А стихотворение «Валерик» тесно связано с нашим краем, где автор по стечению обстоятельств был невольным участником этого сражения, когда он был прикомандирован к чеченскому отряду генерал-лейтенанта Галафеева.

Пребывание Лермонтована на Кавказе – одна из ярких страниц в истории нашего края. В нашей республике для увековечения памяти поэта есть улица, а так же театр его имени, напротив которого установлен и памятник поэту. Кроме того в селении Парабоч Шелковского района, где я недавно побывал, открыт литературный музей его имени. А на речке Валерик обещают установить памятную стеллу. В Грозном прошла международная научная лермонтовская конференция «Лермонтов – Россия – Кавказ: движение во времени», посвященная 200-летию со дня рождения поэта, руководителем оргкомитета, которого был спикер чеченского парламента Д. Абдурахманов. Среди гостей на конференции был даже доктор филологии из Пекинского педагогического университета Ли Чжэнжун, который занимается переводами произведений поэта на китайский язык.

О Лермонтове можно сказать: двести лет в вечность отлетело, но все живут бессмертные творенья. Поэтому любовь к нему новых поколений все возрастает. Круг людей, стремящихся глубже проникнуть в смысл произведений поэта, все расширяется. Хотя исследователями и биографами сказано немало, но все же в истории жизни и гибели Лермонтова до сих пор остается какая-то тайна.

Вайнах, №10, 2014.

Оставить комментарий

Ваш E-mail будет скрыт. Отмеченные поля обязательны к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх