04.11.2015

Саламбек Алиев. Ислам: свой среди чужих или чужой среди своих?

Вечно актуальная фраза, в коей нет смысловой наполняющей, лишь одни эмоции – этот безумный, безумный, безумный мир! – все чаще и чаще всплывает в сознании, и разум, кипящий и возмущающийся, вдруг перестает на что-либо реагировать и временно впадает в состояние полнейшей прострации – да, безумный, но неужели настолько выживший из ума?!


Натыкаясь в интернете на новости, которые еще со своих заголовков вызывают, мягко говоря, недоумение, первая реакция, естественно, бывает – это фейк (от англиского fake и переводится как «поддельный, фальшивый», в нашем случае – вброс, фальшивые новости). Нет, я не утверждаю, что и в мире в целом, и в частности в России, не происходили, не происходят и не будут происходить вещи, которые сводят на «нет» формулу: этого не может быть, потому что этого не может быть никогда! То, что мы проживаем в эпоху, где каждое утро в нескольких точках земного шара переходят рубиконы и в тот же вечер разрушаются карфагены, никого уже не удивляет.

Удивляет лишь то, что до тебя доходит одна истина – мир не обезумел вчера, здесь, сейчас, сегодня. Мир был безумен всегда! Начало человеческой истории – истории, которая настолько далека, что даже не датируется, сродни мифу, – это, когда Каин убил Авеля. Сколько миллениумов прошло с тех пор, но каины не перестают убивать авелей. Чьи-то справедливые мысли о том, что можно привыкнуть ко всему, кроме как к несправедливости, на деле не выдерживают критики – человечество «глотает» несправедливость, как бургер за 70 рублей.

На каждом историческом витке люди-человеки наматывают на земную ось столько всякой лжи, что кажется, вот-вот шестеренки, проходящие сквозь всю длину нашего бедного шарика, увязнут, вызвав тем самым первую  и последнюю остановку для населяющих ее пассажиров. И кто из членов земного титаника сядет в спасательную шлюпку, а кто пойдет на дно, ведает только один Бог!

Листая утренний «Фэйсбук» и наткнувшись на заголовок «Сенсационные подробности запрета судом России аятов Корана», я, конечно, решил, что это очередной фейк! Утка! Чего стоит один только заголовок. «Сенсационные… подробности… суд России… запрет Корана…» Попахивало такой желтизной, что противогаз натягивай поверх папахи. Но несколькими постами ниже утка закрякала снова. На сей раз ссылку выдал человек, который не был мной замечен в том, что выставляет на своей странице различные шутки-прибаутки. Перешел по ссылке. И вот: в районе Крайнего Севера, в дальневосточной оконечности России, в городе Южно-Сахалинск городской суд признал книгу «Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в исламе» экстремистским материалом. Далее я уже тыкаю Интернет с сайта на сайт. На одном из них знакомлюсь с текстом судебного заключения.

Нет, я не юрист. Не разбираюсь, так сказать, в тонкостях сей профессии со всеми вытекающими отсюда лексическими оборотами-терминами, с которыми подчас сами юристы, как мне кажется, испытывают затруднения – иначе как объяснить вереницу комментариев к тому или иному закону? Но в случае с Южно-Сахалинским городским судом, признавшим вышеназванную книгу экстремистским материалом, все на поверхности, по принципу – не мудрствуя лукаво и все гениальное просто. Буквально одна выдержка из судебного заключения:

«В рамках проведения проверки изъята книга «Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в исламе», предположительно содержащая высказывания экстремистского характера. В ходе проверки назначена и проведена судебная экспертиза данной книги с использованием лингвистического метода исследования.

Так, по результатам лингвистического анализа, проводимого 11.04.2014 экспертом ЭКЦ УМВД России по Сахалинской области (справка эксперта №24), были выявлены фрагменты, в которых речь идет о превосходстве, преимуществе человека или группы лиц перед другими людьми на основании их принадлежности к какой-нибудь расе, принадлежности к религии (или отношения к религии):

Страница 3. «Поистине, вся слава принадлежит Одному Аллаху, Который, ниспослав последнее откровение, священный Коран, даровал Своим рабам ясное указание, сказав: «Тебе мы поклоняемся и Тебя молим о помощи (Сура «аль-Фатиха», 1:5 аят) (Пояснение/толкование: «Т.е. никто не заслуживает поклонения (ибада) и мольбы (дуа), кроме Него. Посему взывайте только к Аллаху»…

Для наглядности общей судебной картины приведем отдельно и некоторые из тех аятов Священного Корана, которые подвигли южно-сахалинских визионеров от правосудия на столь метафизический приговор и в коих они нашли – ни много, ни мало – угрозу конституционному строю России.

«Нет никого подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий» (сура «аш-Шура» 42:11);
«Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (сура «аль-Джинн», 72:18);
«Не взывай наряду с Аллахом к другим божествам. Нет божества, кроме Него! Всякая вещь погибнет, кроме Его лика! Только Он принимает решения, и к Нему вы будете возвращены» (сура «аль-Касас», 28:88);
«К Нему обращен призыв истины» (сура «ар-Раад», 13:14)…

Да, да, именно, в том числе и по поводу этих аятов суд постановляет:

«Согласно ч. 2. ст. 29 Конституции РФ не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо редакций средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение целостности Российской Федерации, воспрепятствование законной деятельности государственных органов, соединенное с насилием либо угрозой его применения, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, составляет экстремистскую деятельность…»

Впору что-нибудь да воскликнуть, встать и выйти из-за стола, пройтись, подышать свежим воздухом… Ау! Что это?! Это не поддается логике и здравому смыслу. В первые секунды любые попытки хоть как-то это объяснить вводят нас в рассуждения, которые невозможно ни графически закрепить на бумаге, ни удержать на слух. Тысяча четыреста тридцать шесть лет назад ниспослан был Коран. Уточняю – это VII век нашей эры. С тех пор утекло столько исторической воды и человеческих жизней, но «дух просвещенья» не перестает удивлять нас «открытиями чудными» даже в третьем тысячелетии. Речь сейчас идет, как вы поняли, не о технических открытиях, а об «открытиях» этического, гуманитарного, морально-нравственного, лингвистического, религиозного характера.

Разве это не «открытие» – в ХХI веке обнаружить, что Коран является экстремистским материалом? Кто-то может возразить, что речь идет, собственно, не о Коране, а о книге «Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в исламе», что не стоило бы заниматься подлогом, передергиванием фактов и понятий. Что никто Коран не трогал и никто ничего против этого Священного Писания не имеет. Но ведь каждый из вышеперечисленных аятов является некой квинтэссенцией всего Корана, его центром и ядром, в которых выражается моноистический дух религии Аллаха. И нет нужды созывать армию лингвистов для очередной экспертизы, чтобы понять, что в данном случае мы имеем дело с так называемой метонимией, когда одно слово (словосочетание, понятие, предмет) замещается другим. «Мы говорим «партия» подразумеваем «Ленин»?

Повторюсь – не будучи юристом, не могу со всей строгостью судить о решении суда с точки зрения юридической грамотности (или безграмотности), но даже мне, человеку, далекому от Южно-Сахалинского городского суда не только географически, ясно, что это образец кафкианского кошмара. Иначе, как объяснить то, как уважаемый суд и обвинители, ссылаясь на Конституцию РФ, приводя из нее пространные цитаты, где среди всего остального сказано, что не допускается разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды, сами разжигают и первое, и второе, и третье… Как можно не понимать то, что даже частичное, самое мизерное запрещение Корана – равнозначно полному его воспрещению. Как не понимать того, что, признав Коран (или часть Корана) экстремистским, тем самым ставятся вне закона и мусульмане, которые живут согласно его заповедям…

Мы сплошь и рядом слышим, что образовательный ценз, вместе с навыками письма и чтения, дедукции и индукции, синтеза и анализа, в сегодняшней России все падает и падает. Но почему длинная цепочка в лице прокуратуры-следствия-экспертизы-суда оказалась сплошь из «слабых звеньев»? Почему для кого-то в этой среде «интеллектуалов» не стало вдруг ясно – а времери для «подумать» у них было предостаточно, – что нельзя запрещать ночь, утро, солнце, луну, времена года… Неужели кому-то из них трудно было понять, что, расписываясь очередным мазком в этой антиисламской картине, они в итоге добьются только того, что распишутся в собственном правовом банкротстве?

Сколько всего восхитительного сказано об исламе, Коране, пророке Мухаммаде (с.1.в.) не только мусульманами и сколько всякой лжи написано и пишется по сей день. Даже в текстах, далеких от теологии, порою встречается совершенно неприкрытая неприязнь к мусульманскому миру. К примеру, Виктор Ерофеев в романе «Пять рек жизни» в 1998 году пишет: «Меня всегда беспокоило то, что Волга впадает в Каспийское море. Такая большая, такая многозначительная река, а впадает конкретно в никуда […] Лежишь в высокой июльской траве под серебристой сенью ив на берегу нежнейшего притока какой-нибудь шаловливой Истры, ну просто спицы в волжской колеснице, и думаешь: вот напрасное журчание струй, бесцельное предприятие. Так как вся православная энергия сливается в мусульманский отстойник.
Не в том ли причина русской многострадальности?»

Вот беда так беда, ребята! Ведь сколько думано и думается: в чем же причина русской многострадальности, а ответ, оказывается, был на поверхности: великая русская река Волга, вместо того, чтобы взмыть прямо в космос, растечься по Млечному пути и затем, спустившись на грешную землю, слиться с мировым океаном, впадает в «мусульманский отстойник». Да уж, с этим что-то надо делать!

Но то ли дело, когда автор не беллетрист, не сочинитель то есть, а публицист. Книга известного российского журналиста Владимира Соловьева «Осама бин Ладен: террорист №1» вышла в 2011 году. С первых же страниц своей нехилой по объему (448 страниц) книги Соловьев поражает – поражает не острым, выпуклым публицистическим пером, не сенсационными фактами, которые ему как журналисту удалось откопать, не метким и выверенным словом, не качеством письма… Поражает как раз отсутствием всего этого. Удивляет и то, что на протяжении всей книги Соловьев позиционирует себя как гражданин и только как гражданин США. Особенно ярко этот контраст бросается в глаза на фоне сегодняшней журналистской деятельности патриота Соловьева, где во всевозможных «поединках», «барьерах» и «воскресных вечерах» он с приглашенными гостями в студии доказывает российской аудитории злую, агрессивную, лживую, циничную сущность США.

Вот несколько цитат американца Соловьева из этой книги: «Сюжет книги развернут хронологически, начиная с 11 сентября 2001 года, когда я как гражданин Нью-Йорка стал свидетелем нападения Осамы бин Ладена на Соединенные Штаты и того посттравматического эффекта, который не преодолен до сих пор, несмотря на его смерть. По всему миру, но прежде всего – в Америке. Поэтому я счел необходимым показать нашего врага №1 не только самого по себе, но в широком контексте вызванных им войн, а также побед и провалов американской вынужденно (курсив не мой – С.А.) имперской политики…»

«Он начинался как обычный солнечный бестревожный денек, а стал самым черным днем моего города и моей страны. Никогда еще в истории Америки на ее территорию не было совершено такого нападения».
Как конь ретивый скачет Соловьев от слова к слову, от предложения к предложению и порой не обращает внимания на не вполне удачные исторические параллели: «А для нас этот день стал рубежом – до и после. Такого еще не было со времен Хиросимы – Нагасаки». (А кто у нас сотворил Хиросиму и Нагасаки? Не Америка ли?) Пафос Соловьева, бьющий через край, порой граничит с пошлостью: «Прежде чем осела пыль от протараненных голубых небоскребов ВТЦ, прошли дни. В душах ньюйоркцев она осталась навсегда – сужу по себе. Благодаря Осаме бин Ладену мы живем теперь в другом измерении – трещина мира прошла сквозь наши сердца. Спасибо Генриху Гейне за метафору».

Но оставим собственно трагедию 9/11, оставим, несмотря на то, что есть много версий, расходящихся с официальной, в которых – и в документальных фильмах, и в журналистских статьях-расследованиях – более чем убедительно доказывается, что за всем этим стоят власти США. Речь не об этом, так как книга Владимира Соловьева тоже не об этом – не о теракте 11 сентября и даже не об Осаме бин Ладене. В своей книге В. Соловьев, как в падучей, бьется головой о паркет, пытаясь достучаться до умов и сознания человечества, утверждая: самая страшная угроза нашего времени – это ислам. Тому, с каким остервенением одна из главных медиафигур современной российской журналистики выливает яд желчи и ненависти на ислам, позавидует самый отъявленный исламофоб.

«…ислам активен и агрессивен повсюду – от стран, где он является единственной религией, до стран, где мусульмане в диаспоре», – пишет Соловьев. И далее продолжает: «Никогда бы так называемые экстремисты во главе с Осамой бин Ладеном не решились на то, на что они решились, если бы не знали, что в глазах своих соплеменников и единоверцев они – герои и мученики». Следующим абзацем: «Предвижу возражение: экстремисты наличествуют в любой религии. Кто спорит? Однако только в исламе экстремизм – краеугольный камень. Прошу прощения, конечно, за политкорректность, но больше не буду просить за нее прощения. Мы обречены мыслить эвфемизмами.

Пора называть вещи своими именами – ради собственного спасения». И, откинув к чертям собачьим ту самую политкорректность, гуру от журналистики наказывает свою читательскую аудиторию: «Набившие оскомину эвфемизмы, клятая политкорректность – еще чего! Какой, к черту, радикальный ислам, когда молчаливое большинство тотчас перестанет быть молчаливым (жирный шрифт – не мой – С.А.) и открыто переметнется на сторону победителя, как только исламские радикалы – авангард ислама – добьются исторического триумфа или хотя бы стратегического перевеса! А зачем этот дурацкий эпитет – радикальный, когда ислам сам по себе радикальный, экспансионистский и кровавый? Какой там терроризм, даже если с приставкой гипер? Терроризм – это когда кокнули императора Александра Второго или кронпринца Фердинанда.

Что тоже малоприятно. Но исламский терроризм следует рассматривать в контексте борьбы цивилизации с новым варварством».
Ну что, насладились филигранно отточенным глаголом Владимира Рудольфовича? А как вам кокнутый император с кронпринцем? В том, что их кокнули, Соловьев находит мало чего приятного, но по сравнению с терроризмом исламским их как будто живой водой окатили. Но давайте продолжим мысль относительно цивилизации и варварства по Соловьеву: «Нет двух цивилизаций: иудо-христианской с исламом, а нашей общей цивилизации – христианской, иудейской, индусской, буддийской, любой – с дикарями и троглодитами, могильщиками цивилизации. Короче, нелюди». Вот так вот – нелюди.

Страшилки от Соловьева иногда доходят до курьеза. «Если, – пишет Соловьев, – мусульмане победят, то они под себя перепишут всю нашу культуру – Шекспир станет Уильямом ибн Шекспиром», продолжим: Ромео станет Расулом, а Джульетта – Джейной. Далее Соловьев переживает насчет Марселя Пруста: «Неужели и Пруст, который навсегда, будет когда-нибудь переписан на исламский лад…» Казалось бы, несколькими абзацами выше автор отказывал мусульманам в каких-либо цивилизованных чувствах, ибо варвары и больше никто, и тут же у него возникают опасения, что ребята сии не лишены лирики и могут «приватизировать» мировых классиков литературы. Можно успокоить Соловьева: мусульмане, конечно, не лишены чувства прекрасного, но они настолько самодостаточны, что вполне могут обойтись без Пруста и Шекспира.

Книга Соловьева настолько пронизана злобой и ненавистью к исламу, что даже на случайно открытой странице можно наткнуться на нечто, что поражает воображение. Так, на странице 187 данной книги читаем: «В любом случае, именно Коран является уставом как для террористов-смертников во главе с Осамой бин Ладеном, так и для тех мусульман, которые от них пока что отмежевываются». Попросим доктора филологических наук Айсу Халидова прокомментировать это предложение: «Вл. Соловьев объявляет потенциальными террористами всех без исключения мусульман… […] Это выражение может означать одно из двух: 1) хотя и отмежевываются, на самом деле тоже являются террористами; 2) при удобном случае готовы влиться в ряды террористов, но пока занимают выжидательную позицию. В число этих мусульман включаются, естественно, и те мусульмане, которые борются с исламистами-террористами и погибают в этой борьбе (ведь они «пока что от них отмежевываются»)», – заключает известный лингвист.

…Что после всего этого скажешь? Вот так и живем, господа. Вроде бы, и не в джунглях, и колесу не молимся.Только джунгли в наших головах, а души скручены в бараний рог. Хоть сами и не научились делать айпада и плазменного телевизора, но пользоваться умеем так, будто это мы, а не они. Но очень хорошо научились во всех своих бедах искать и удачно находить других. У того же самого Шекспира, на которого Соловьев боится, как бы мусульмане не замахнулись, в трагедии «Юлий Цезарь» один из заговорщиков произносит: «Не в звездах, нет, а в нас самих ищи причину, что ничтожны и слабы». Пока прокуроры будут возбуждать, а судьи выносить подобные приговоры, пока соловьевы будут писать книжки, напичканные ненавистью и злобой к полутора миллиардам людей, населяющих эту планету, никакой внешний враг России и не нужен.

Знаю, что у многих и многих людей в голове никак не укладывается, что есть, могут быть другие, которые живут не днем сегодняшним или завтрашним, а лишь ожиданием вечности, и что они не испытывают нужды кому-то что-то доказывать.
Что есть люди, которые пользуются благами этой жизни так же, как и они, но в сердце их живет Бог, которого они никогда не видели, но с именем которого они встают и засыпают.
Что у этих людей есть человек, именуемый пророком, которого они тоже никогда не видели, но любят и почитают больше всего на свете.
Что у этих людей есть волшебная книга, схожая  с зеркалом – если в нее заглянет обезьяна, из нее никогда не выглянет лик святого.

От редакции: Когда верстался номер, стало известно, что Госдума приняла в первом чтении проект ФЗ «О внесении изменения в ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности”», в котором запрещается признание экстремистскими материалами текстов Библии, Корана, Танаха и Ганджура. Документ был внесен Владимиром Путиным 14 октября и сразу же получил одобрение всех думских фракций и руководства основных религиозных организаций.

Вайнах №9-10, 2015.

Оставить комментарий

Ваш E-mail будет скрыт. Отмеченные поля обязательны к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх