04.06.2015

Сайд-Магомед Хасиев. Ценностная шкала.

Древние, как бы это ни выглядело парадоксальным, на жизнь смотрели более цельно, чем наши современники. С развитием научного знания мир стали воспринимать линейно, одномерно, в одной плоскости, что вовсе не есть реальность, за которую так ратует наука. Жизнь гораздо более сложна и многомерна. Это со всей очевидностью проявляется когда в фокусе исследователя оказывается культура, причем культура этническая.
На этническую культуру во многом влияет религиозный фактор, несущий определенные нравственные запреты и долженствования. Так, чеченская культура впитала нравственно-этические положения ислама.

Преобладает мнение, что понятие чести впервые появилось в Европе с оформлением рыцарства как интернационального надэтнического явления. Апологеты этого, видимо, ничего не знают об исламе или игнорируют его основные положения.
Ислам, как идеологическая форма (в том числе надэтническая и надрасовая), впервые связал понятие чести со справедливостью. Основные базовые понятия ислама – справедливость, честь, равенство и вытекающее отсюда следствие – свобода – являются основополагающими парадигмами этой новой идеологической системы.
Бытуют различные суждения о проникновении, принятии ислама и его распространении среди чеченцев. Например, что ислам пришел в Чечню из Дагестана 200-300 лет назад совершенно не соответствует действительности. Это лишь один из очередных мифов о чеченцах.

Дело в том, что сведения о некоторых чеченских эвлия, их деяниях, а также о времени их появления – документально зафиксированы. К примеру, один из них, причем не самый ранний, – Берса-шейх – его кончина датируется чуртом VIII века. Следовательно, проникновение идей ислама произошло раньше, чем два-три века назад.
Когда заходит речь об исламе и его формах у кавказских народов, в том числе и чеченцев, то мы должны сразу же определиться, что ислам распространился на Северном Кавказе в форме суфизма. Суфизм – это путь к Истине, единственное средство приближения к которой – любовь к ближнему. Бог активно помогает ищущему Его. Суфий – это тот, кто влюблен в Истину и движется к Совершенству. Одна из важнейших задач суфиев – стремиться к любви и служению другим. «Человека нельзя научить чему-либо, ему можно лишь указать Путь!» – говорят суфии. Пройти же этот Путь каждый должен сам.

Большинство людей ищут щедрот Божьих, суфии же ищут самого Бога. Они изначально взяли на себя особые обязательства. Никакая сила не может их заставить в этом бренном мире поставить что-либо не только выше, но и рядом со Всевышним. Суфии – это носители знания, они всегда были в авангарде мировой исламской науки.
Когда же стал распространяться суфизм в Чечне? Совершим небольшой экскурс в историю. После нашествия Тамерлана и падения сельджуков суфийский шейх Бедреддин Махмуд Симави, официальный глава шариатского суда халифата, поднял восстание в начале XV-го века против османов. Потерпевшего поражение шейха в конце второго десятилетия XV-го века осудили к повешению. Приговор невозможно было привести в исполнение по причине того, что он не был заверен печатью, которая находилась в кармане у осужденного. Однако шейх, достав печать, самолично завизировал приговор своей казни, и был повешен.

После этого все суфийские братства, примкнувшие или сочувствовавшие восстанию, были запрещены Османским халифатом и подверглись преследованию. Именно с этого времени «суьпа нах» (суфии) появились на Северном Кавказе, в том числе и в Чечне.
Так как Западный Кавказ был протекторатом Крымского ханства, а сам Крым – османов, то суфии не могли там жить и чувствовать себя в безопасности. Соответственно, они сосредоточились на Северо-Восточном Кавказе. Именно в это время на Северо-Восточном Кавказе выходит на политическую арену мощное для своего времени Казикумухское ханство. Оно объединило под своей рукой горцев Кавказа вплоть до Терека.

XV-XVI вв. были для горцев Северо-Восточного Кавказа временем резкого подъема культуры и науки. Об этом свидетельствует появление у многих народов рассматриваемого региона письменности на арабской графике: в Дагестане эту письменность именуют «аджам», а у чеченцев она известна как «раджаб». Многие чеченские хроники – «Тептарш» – написаны были этой письменностью. Это была не только фиксация дат и событий, там были литературные произведения, исторические исследования, астрономические и математические, медицинские труды и арабо-чеченские словари.

Впоследствии Казикумухское ханство, которое за несколько веков своего существования стало бюрократическим, распалось на шамхальствоТарковское, Аварское ханство и т.д.
С этого времени чеченцы стали ориентироваться на ценности суфизма и перерабатывать действующие адаты через призму шариата. Чеченцы, в отличие от многих других народов Кавказа, уже в то время построили общество, которое царскими учеными называлось д е м о к р а т и ч е с к и м. Эта республиканская форма общественного устройства и стала бельмом в глазу и у самодержавной России, и у Османской Турции, и у Шахского Ирана.

Суфизм благотворно повлиял на нравственный климат народов Кавказа. Здесь, чуть ли не одновременно с Европой, возникли республики, в которых на очень высокую ступень было возведено д о с т о и н с т в о ч е л о в е к а. И это в регионе, где, как нигде в другой точке земного шара, наблюдается полифония этническая и конфессиональная при единстве культурного стержня.
Следует особо отметить, что «революционные» и военные события 90-х годов ХХ века стали периодом забвения истинно суфийских ценностей. Сегодня, слава Аллаху, мы вновь стали обращаться к идеям суфизма, появились публикации, в которых исследуются пути проникновения и освоения этого исламского течения чеченским народом. Мы возвращаемся к суфийским идеям созидательного труда, взаимопонимания между властью и народом, заботы государства о людях, признания высшей ценностью прав и свобод Человека.

Помимо религиозной основы, этическую культуру формируют такие факторы, как происхождение этноса, география его размещения, способы и формы труда и многое др. Попытаемся вкратце обратить внимание на эти моменты.
Чеченцы относятся к одной из древнейших человеческих общностей мира – кавказской. Более того, по многочисленным сведениям из различных отраслей научных знаний (антропологии, археологии, истории, мифологии, фольклористики, этнологии, языкознания и др.), они включаются в этно-синонимический круг алародиев, матиенов, хурритов, ханаанцев. Все это позволяет ученым относить их к кругу культурного ареала народов древней Передней Азии, которые впоследствии и создали ту картину, которая со школьных лет запоминается нам под именем Месопотамия или Междуречье.
В основе семантического значения этнонима «нохчи» лежит осознание себя пахарями, по земледельческим традициям, скорее всего, восходящими к временам перехода от охоты и собирательства к производящему способу производства – земледелию и скотоводству.

Нет сомнений, что для перехода от непроизводящего способа к производящему необходимо было возникнуть, развиться, а затем и прочно утвердиться идеологической базе о роли семени (чеч. – х1у). У чеченцев же понятие «х1у» занимает в мировоззренческой иерархии одно из основополагающих мест. Организация миропорядка из первичного хаоса связывается с воздухом чеч.– х1о и непосредственно с яйцом чеч. – х1оа, которое у всех народов мира символизирует семя. Поэтому неудивительно, что через ступеньку «1ов – икра», связывающую с водной стихией мы получаем зримую семантическую связку «х1о – х1оа – 1ов – х1у».

Во-вторых, чеченское полозное пахотное орудие, именуемое «нох», не только терминологически, но и генетически связывается с нижней челюстью (низ – земля). С другой стороны, морское судно, подчеркнем особо, беспалубное, называется «ной», а то, что было построено пророком Ноем, чеченцы называли «нойкъевлчалгI» – библейский Ноев ковчег, так как у него борта были соединены, стянуты палубой (палубами), за что и назван крепким, закрытым – «къевлина».
В этот же словарный семантический узел входят и такие слова, как: «ной» – выдолбленное из цельного ствола дерева корыто для водопоя животных, «нус» – сноха, «нуц» – зять и «нуй» – веник – все они связаны с детьми, потомством.
Следует отметить, что функционально и «ной» – морское судно, и «нох» – пахотное орудие выполняли одну и ту же работу, только с той разницей, что первое резало волны морские, тогда как второе – почву.

В научных кругах и среди широкой общественности остается загадкой, почему чеченцы, при кажущейся агрессивности (еще один миф о чеченцах), никогда не посягали на чужую территорию. Истоком подобной ментальности или привязанности к определенному окультуренному пространству, если отвлечься от исламских этических норм, на наш взгляд, является глубина земледельческих традиций. Этому, так называемому, концентризму полярно противостоит номадизм с его центробежностью. Земледельческие традиции предполагают окультуривание, т.е. очеловечивание пространства, тогда как кочевое животноводство предполагает не облагораживание пространства, а экстенсивное использование природных ресурсов территории с последующей ее сменой.

И тысячелетия спустя народы земледельческой культуры не снимаются с насиженных мест, как перелетные птицы, а для номадов – это дело привычное, чему свидетельство и великие переселения народов. Наш последний тезис нисколько не отрицает переселения народов земледельческих традиций. Они переселялись, но, как правило, отпочкованием избытка населения.

Вышеизложенное приводится здесь с одной лишь простой целью, чтобы читателю легче было понять стержень миропонимания и мировосприятия чеченского народа – его ЦЕННОСТНУЮ ШКАЛУ.
В данной статье мы предприняли попытку выстроить лестницу этнических ценностей чеченского народа.

В мире существует множество нравственных кодексов: рыцарский, самурайский и др. Существуют и отдельные высказывания об этических ценностях того или иного народа. Так, академик Д.С. Лихачев определил суть русского характера и мировидения тремя константами: «Здоровье, Воля и Простор». Это, конечно, далеко не целостный свод, но, тем не менее, он дает возможность приоткрыть такие глубины менталитета и истории русского народа, которые невозможно постичь, прочитав и сотни специальных монографий.

По аналогии с кодексами других народов мы у чеченцев посчитали возможным выявить основополагающие ценности, характеризующие их мировидение и образ жизни. Причем мы искали единые для обоих полов категории. Однако в результате наших изысканий обнаружилось, что «ценности», точнее, мужские (схема 6) и женские устремления (схема 1), оказались не совсем совпадающими.
У чеченцев этот свод (схема 6) называется«Декъала хила хедодезаш долу лаьмнаш» (досл.: «Горы, которые следует преодолеть, чтобы достичь благоденствия»). Горы у всех народов символизируют не только преодоление, но и подъем, рост, постижение неких незыблемых Высоких Истин. И в шкале ценностей 9 степеней, если учесть, что первые 3 степени принадлежат каждому индивиду обоих полов и у каждого проявляются индивидуально. Древнее чеченское имя Ислам (ис – «девять», лам «гора»). Простое совпадение?! Вряд ли…

Создатель ничего не делает случайно! У чеченцев путь (дорога) считается мужским приоритетом, ведь у мужчины развязаны ноги, но язык связан. Зато говорят, что у женщины ноги связаны, а язык развязан. Соответственно, ее статус – дом, оседлость.
Единой ценностной шкалы для полов нет и быть не может! Много лет потрачено нами впустую, лично я был околдован этим околонаучным мифом.

Свод ценностей, характерных женщине, приведен в схеме №1. «Ирсехила баста безаш болу шеддаш» (досл.: «Узлы, необходимые развязать, чтобы достичь счастья»).
«Ирс» в женском восприятии приобретает совсем иной смысл, нежели в мужском. Женщина ориентирована на материальное, и эта черта натуры в ней преобладает. Наши предки были очень наблюдательны и зафиксировали это во фразеологизме: «Йо1ана цу лаха» («Ищи для девушки толокно»). Узлы, необходимые развязать «Шадбастар», группируются в 3триграммы.
Схема 1.Ирсе кхача баста безаш болу шеддаш:

12/9. Ирс – дахаранстомбу.
11/8. Марзо – ирсанзазаду.
10/7. Беркат – марзонанорамбу.
9/6. Барт – боцчохьберкатцасоцу.
8/5. Нийсо – йоцчохь х1ун бартхирбу?
7/4. Ларам – нийсонан г1ад ду.
6/3. Г1иллакх – доцургларамецахуьлу.
5/2. Хьекъал – доцчохь г1иллакх цахуьлу.
4/ 1.Собар – доцчохьхьекъалцасоцу.
3/  Иэс –- память.
2/   Иэхь – стыд, совесть.
1/   Юьхь – лицо; исток.

1,2,3 степени принадлежат каждому индивиду обоих полов и у каждого проявляются индивидуально.
Схема 1: от 4 и выше – 9 степеней общеженских ценностей.
Схема 7: от 4 и выше – 9 степеней общемужских ценностей.
От 4 до 6 – ценности, которые формируют л и ч н о с т ь.
От 7 и выше – Путь к Счастью (Просветлению).

Примечания:

Ирс – счастье.
Марзо – сладость; приязнь, хорошие отношения; (от мерза – сладкий);
Беркат– благодать, благо, изобилие;
Барт – союз; соглашение; уговор; уста (рот, губы);
Нийсо – справедливость, равенство;
Ларам – уважение, почитание;
ГIиллакх – этикет;
Хьекъал – ум;
Собар – выдержка, терпение.

За последний десяток лет эта «таблица» получила широкое распространение среди населения, причем не всегда в оригинале. В большинстве случаев фигурирует понятие «Безам» – любовь. И это вполне объяснимо, ведь современные чеченки в своем большинстве воспитывались на любовных романах. Поэтому и традиционное словосочетание «Уьйр-Марзо» трансформировалось в «Безам-марзо». Нам представляется, что у чеченцев любовь характерна для незрелой юности и уподобляется пламени, а жизни необходим жар – «алу».

В чеченском мировосприятии ум – «хьекъал» – характерная черта женщины. Однако пословица «Зудчун хьекъал пхьидан ц1огнал бен дац» («У женщины ум, что хвост лягушки») – нонсенс с позиций действительного чеченского мировосприятия. Весь чеченский фольклор воспевает находчивость и остроту женского ума. И тем не менее ум рассматривается в качестве первоначального, поверхностного качества, кое следует держать под неусыпным контролем более весомого и глубинного – «Кхетам», которое связывается с деятельностью не мозга (читай – головы), а сердца – «дог» и души – «са».

Формируя шкалу ценностей, мы ориентировались на тех, кто является в истории человечества идеальными носителями самых высоких качеств. И так возникли схемы 2, 3, в которых добродетели выстроены по ассоциативной связи с тем или иным пророком. Причем каждый из них является носителем всех этих качеств.

Схема 2.

1. АДАМАЛЛА \человечность\ от Всевышнего получил Пророк Адам (А.С.)

2. КЪИНХЕТАМ \милосердие\ – Ноах (Ной) (А.С.)

3. ЛАРАМ \почитание, уважение\ – Ибрагим (Авраам) (А.С.)
Это ценности высшего, надэтничного и даже надконфессионального порядка.

Схема 3.

4. БАКЪО          \правдивость, истина\ – Муса (Моисей) (А.С.)
5. НИЙСО         \ справедливость, равенство\ – Иса (Ийсус) (А.С.)
6. Ц1АНО         \чистота, в смысле духовная\ – Мухаммад (С.А.В.)

Далее мы выделяем ценности, которые, пологаем, присущи чеченцам как субъектам этнического порядка. Принимали их за индивидуально-личностные.
Что бы ни происходило в этом бренном мире, все имеет свое физическое воплощение. Каждый человек имеет свой сугубо специфический физический облик – лицо/«юьхь». Отрицание индивидуальности и неповторимости каждого человека -равнозначно отрицанию самого Сущего. Поэтому мы решили двигаться от видимого к сокрытому.

Схема 4.

1. Юьхь – лицо, исток, начало;
2. Иэхь – стыд, совесть;
3. Иэс – память.

Если Аллах не создал в этом мире два полностью идентичных листа, песчинки, капли дождя со дня Творения (это признается и наукой), что уж говорить о людях. Лицо (юьхь), конечно же, характеризует человека (индивида). Человек (индивид) не может быть в представлениях чеченцев без чувства стыда (иэхь), что равнозначно совести! Но все же основным человеческим качеством, отделяющим его от всего остального живого мира, является память (иэс). Эти три качества – суть, определяющая личность. Именно их он должен и обязан развивать и культивировать в себе.
После выяснения всего этого мы оказались перед необходимостью 1-й снизу блок поменять местами с рассмотренным выше. То, что раньше мы принимали заприсущее каждому индивидуальному, физическому лицу, на самом деле, оказалось ценностями, делающими уже отдельный конкретный этнос индивидуальным и узнаваемым.

Схема 5.

1\4  Г1иллакх – этикет;
2\5  Оьздангалла – внутренняя культура \вернее будет –
внутренняя энергия\;
3\6  Собар – выдержка, терпение.

Первоначально схема ценностей, которую мы сфомировали для мужчин, выглядела ступенчато, как гора, которую необходимо покорить через преодоление. Это и  предопределило их первоначальное расположение.

Схема 6.
12. . Адамалла – человечность;
11. Къинхетам – милосердие;
10. Ларам – уважение, почтительность,
9. Бакъо – правда, правдивость,истина;
8. Нийсо – справедливость, равенство;
7. Ц1ано – чистота, в первую очередь, мыслей;
6. Собар – терпение, выдержка;
5. Оьздангалла – внутренняя энергия /культура/ ;
4. Г1иллакх – этикет;
3. Иэс – память;
2. Иэхь – стыд, совесть;
1. Юьхь – лицо, исток, начало.

Для меня до сих пор остается неосмысленным их общее количество. Почему эти ценности связываются не вообще с человеком, а с мужчиной? Какими такими двенадцатью нравственными качествами руководствовался Тамерлан? Почему у Канта, опять же, двенадцать философских категорий? Почему у Иисуса, сына Марии (пророка Исы /А.С./), было двенадцать учеников? Что общего между этими категориями, качествами и ценностями? Может, по двенадцати знакам зодиака или по двенадцати месяцам в году? Вопросы, вопросы, вопросы…

В дальнейшем внешний вид шкалы ценностей изменился. Изучая чеченские тайпы, мы обратили внимание на то, с чем ассоциировались предки в народном сознании. Мы рассматриваем предков в качестве корней, о чем свидетельствует и терминология – «гар» от «га -– ветвь» и т.д., а потомство сравниваем с кроной. Отошедшие в мир иной предки своим прахом «удобряют, подготавливают почву» для будущих поколений. Эта мысль подсказала нам идею расположить триграммы зеркально, что еще раз продемонстрировало верность выбранного пути.

Схема 7.

1.\12. Адамалла – человечность;
2.\11. Къинхетам – милосердие;
3. \10. Ларам – уважение, почтительность;
1.\9. Бакъо – правда, правдивость;
2.\8. Нийсо – равенство;
3. \7. Ц1ано – чистота, в том числе и в 1-ю очередь, мыслей;
3. \6. Собар – терпение, выдержка;
2.\5. Оьздангалла – внутренняя культура\энергия;
1\4. Г1иллакх – этикет
3.  Иэс – память.
2.  Иэхь – стыд, совесть;
1.   Юьхь – лицо, исток, начало;

1. Юьхь (лицо, исток, начало); 2. Иэхь (стыд, совесть); 3. Иэс (память) –
индивид (общечеловеческие ценности и у каждого человека проявляется индивидуально);
4. ГIиллакх (этикет), 5.Оьздангалла (внутренняя культура/энергия) – личность;
от 6. Собар (терпение) и высшее начало пути к Светлому (Просветлению).

Под первыми номерами подразумеваются ценности, бросающиеся в глаза, очевидные, те, что у нас под знаком кроны дерева. Под номером третьим – обозначающие, соответственно, корни, что считается у чеченцев наиболее значимым и весомым.
Правда, у чеченцев на передний план выводится не физический облик, а его наполненность ДУХОВНОСТЬЮ: «Шенхьекъалах – хьекъал; Шенкхетамах – кхетам; коьртачудекъана, Шенсерлонах -– серло а елла!» \ досл: выделил от своего ума – ум, разума – разум и, главное, от собственного света – свет\.

То или иное значимое явление духовной сферы оттеняется термином-антонимом. Для АДАМАЛЛА (человечность) таковым является акхаралла – дикость, слово, подчеркнуто демонстрирующее отмежевание человечности от всего биологического, животного состояния в человеке! Подчеркиваем, именно в человеке, так как в своем отношении ко всему сущему человек обязан относиться бережно. Это показывает, что в чеченском представлении «дикость» не социальная ступень в череде развития, а состояние человеческого духа. Это подтверждается и другими материалами.

Понятию КЪИНХЕТАМ (милосердие) противопоставлен антоним – къизалла\жестокость. Именно антонимы подчеркнуто демонстрируют те проступки, которые находятся за чертой нравственности, из-за которой нет возврата. И не может быть без покаяния. Одна из особенностей чеченских этических и нравственных ценностей в том, на наш взгляд, и состоит, что наряду с теми качествами, которые необходимы человеку, существуют и их конкретные антиподы.
Отметим, что АДАМАЛЛА (человечность) в чеченской ценностной шкале есть наиболее высокий ориентир, к которому личность стремится всю жизнь. По чеченским воззрениям, это высший статус Человека в этом мире.

Кстати, этноним «нохчо» (народ Ноя/ букв.: люди из помещения), и статусные звания «къонах» (молодец) и «адам» (человек) выступают у чеченцев своеобразными синонимами. Истинный смысл каждого из них проявляется в ряде «Къонах»(молодец) – личностное, индивидуальное, физическое, «Нохчо» (народ Ноя или люди с помещения) – этническое и «Адам» (человек) – общечеловеческое. Многие полагают, что наивысшим мерилом того, является ли чеченец «къонохом», служит такое качество, как «смелость» (майралла).

Безусловно, это свойство личности высоко ценится у чеченцев. Легковерностью чеченцев и склонностью их бравировать этой чертой стали пользоваться как свои, так и сторонние любители «таскать каштаны из огня» чужими руками. Между тем, в народе смелость (майралла) не есть ни вторая, ни даже третья по своей значимости ценность. Это видно из исконной склонности чеченца до последнего избегать конфликта. «Хьо охьатаь1ча, зулам т1ехула дераделахь – охьата1а. Хьохьалакхоссавелча, зулам к1елхула дераделахь – ирхкхоссало. Хьоаьтту-аьрру аг1ор таь1ча, уллохуладалахь – д1адахийта. Нагахь, ши лерглаьцна, мерах мара а тоьхна, т1ег1ортахь – шен де мера дахийта. («Если зло пролетит, когда нагнешься – нагнись. Если зло не заденет, когда подпрыгнешь – подпрыгни. Если зло пролетит мимо, когда наклонишься вправо-влево – наклонись. И только если зло схватив тебя за уши, ударится носом в нос – расправься с ним»).

Если обобщить ценностную шкалу чеченцев и постараться хотя бы в 1-м приближении вывести концепцию Человека \ Къонаха\ в его первичном родовом назначении, то выявляется следующая картина.
Если вспомнить, то первое, что бросается в глаза в виде отличительного маркера: 1. Г1иллакх, 2. Оьздангалла и 3. Собар, которые мы и восприняли в качестве матричных.
Маркером для индивидуальности служит лицо – «Юхь», и не потому ли именно лицо у чеченцев стало основой меры, например, для идеального человеческого тела! Человеческое тело, как это зафиксировано у Б.К. Далгата /1870-1934/ – российского ученого кавказоведа, этнографа, этнолога, правоведа, юриста), – олицетворяет собой мироздание, где голова – «Дела эла», тело до пояса – «Маьлхаэла», а низ – потусторонний мир. Кстати, этой же универсальной закономерности подчинено и жилище: «Тхов – крыша – мир верхний», «Чоь – жилье до пола» и подполье олицетворяет собой нижний мир». Идеальное тело в высоту соразмерно «пхьаг1ат» – растянутым в сторону рукам.

Интересно и то, что само идеальное, гармоничное тело состоит из девяти лик. Правда, женское и мужское – несколько индивидуальны в соответствии с их природно-физиологическими особенностями. Если мужское в плечах – три лика, а в бедрах – два, то у женщины идеал – зеркально.
Следующая в этом триквестре ценность – «Иэхь» (совесть). Значимость ее настолько велика, что отсутствие лишает человека его внутренней сущности. За последнее время мы несколько дистанцировались от этого истинно человеческого качества. В моем детстве назвать человека: «Иэхьдоцустаг – бессоветный мужчина» – было равноценно исключению его из человеческого рода. За последние несколько десятилетий я не слышал, к своему сожалению, не только от наших алимов, но и в семьях, выражения:
– Делах иэхь ца хета хьуна! – досл.: не стыдно перед Всевышним! Именно «Иэхь» и является той внутренней преградой, которая не позволяла нашим предкам переступить через роковую черту, из-за которой уже нет возврата!

Для меня самого было открытием, когда ни с того ни с сего в ценностную шкалу ворвалось такое человеческое качество, как «Иэс» (память).
Никто не станет отрицать, что «Память», со всех точек зрения, чисто человеческое явление и человека выводит за пределы всего предшествующего мира. Инстинкт и память – разноуровневые явления. Отсюда и наделение ее (памяти) таким качеством, как «в ы б о р». Выбор Пути и дороги (горы), которые Человек должен преодолеть сам.
«Оьздангалла» – внутренняя сила\энергия\убежденность – некое энергетическое поле, которое удерживает проявление этнического своеобразия в определенных рамках, не давая ему растечься, рассеяться…

«Собар» – сокрытое, корень всего триквестра..
Снизу вверх 3-й триквестр: «Ц1ано, Нийсо и Бакъо» – пути-дороги, которыми Всевышний через выдающихся Пророков мировых конфессий наставлял на Прямой путь.
Адамалла, Къинхетам и Ларам есть те вершины, к которым стремится наша человеческая суть. Утратив, отвергнув одну из них, независимо от мотивировки, мы уже лишаем себя сущности человеческой, тем самым оказываемся за чертой Благодати /чеч: Баркаллах – досл. – Баракат (чеч.: беркат) Аллаха/.

Рассмотренная выше ценностная шкала, как видно из схем, является дефиницией надэтнического, надконфессионального, надрасового порядка, т.е. о б щ е ч е л о в е ч е с к о й ц е н н о с т ь ю, что по содержанию и составу позволяет говорить о ФОРМУЛЕ ЧЕЛОВЕКА: Человека-Адама-Чеченца-Нохчо-Къонаха – н а с т о я щ е г о м у ж ч и н ы!

Вайнах №3-4, 2015.

Оставить комментарий

Ваш E-mail будет скрыт. Отмеченные поля обязательны к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх