Руслан Ясаков. Талисман гор. Рецензия.

История человечества (в том числе и чеченского народа) начинается… со вчерашнего дня и уходит в глубину тысячелетий. Туда, где из поколения в поколение жили, трудились, страдали, любили и умирали наши праотцы. И настоящего патриота, в первую очередь и главным образом, будут, конечно же, интересовать судьбы и деяния своих далеких предков, а не вопрос о времени изобретения косого паруса или же подробности любовных похождений спартанской царицы Елены. Да, среди нас есть люди, гордящиеся тем фактом, что они могут перечислить имена своих предков до седьмого колена. Но редко кто из этих достойных всяческого уважения хранителей семейно-родовой генеалогической линии стремится познать если не имена, то хотя бы деяния более отдаленных по времени праотцов, живших триста, шестьсот и более лет назад.
Возникает вопрос: «Разве те наши безымянные прародители не достойны внимания, уважения и памяти?» А ведь эти наши далекие предки, – к жизни и деяниям которых мы, их потомки, проявляем постыдное равнодушие – являются создателями древнейших мировых цивилизаций: шумеро-хурритской и урартской. Печальный факт – потеря, забвение нахами своей древней письменности – покрыла мраком тайны их историю. Когда же Кавказ впал в сферу влияния России, царская историография в имперских интересах разделила прошлое многочисленного и многоплеменного нахского этноса (до XIII-XIV веков моноязычного и единого) на историю осетин, карачаевцев, балкарцев, ингушей и чеченцев. И только начиная с советского периода, московско-ленинградские историки, археологи и лингвисты стали допускать вероятность того факта, что вышеперечисленные кавказские народности имеют единые этнические корни и до позднего Средневековья основным языком общения у них был именно нахский. Однако и советская историография не была склонна развенчать все мифологизмы о нахской истории. В последние годы ситуацию запутывает и то обстоятельство, что некоторые этнополитически ангажированные «ученые» местного кавказского разлива пытаются всяческими вымыслами вытащить, образно говоря, из своих исторически узеньких национальных норок могучих «медведей», то есть за счет соседей расширить ареал обитания своих предков. Художественному осмыслению нахской истории посвящены многие произведения чеченских и ингушских литераторов – таких, как Идрис Базоркин, Абузар Айдамиров, С.-Х. Нунуев, Канта Ибрагимов и других носителей истинно нахского духа. Недавно произошло замечательное литературное событие. Свой первый (и, скорее всего, не последний) роман на историческую тему издала известная писательница и общественный деятель Машар Айдамирова, дочь классика чеченской литературы Абузара Айдамирова.
На суд читателя представлен роман «Лаьмнийн х1айкал» («Талисман гор»). Тема данного художественного произведения – исторические события 30-х годов XIII века, связанные с вторжением монгольских захватчиков на Кавказ, и, в частности, в Аланию. Роман написан на чеченском языке, с минимальным использованием слов-колонистов иноязычного происхождения. Машар Айдамирова находит в своем творческом багаже живые слова и образные обороты речи, украшающие стилистику произведения и передающие всю красоту ландшафта нахского края. Вполне естественно и непринужденно автор справилась и с задачей донесения до читателя духовно-чувственных состояний своих литературных героев. Роман насыщен действующими лицами, в подавляющем большинстве являющимися истинными патриотами нахской земли. Родина наша всегда нуждалась в подобных благородных и мужественных личностях, но, к сожалению, из чрева нахских матерей порой появлялись и подонки. В рассматриваемом произведении таковыми предстают Матарша, Шамшук, Тимарка и Муртаз, ради личных благ готовые пойти на любую подлость. Все эти антигерои, совершившие массу жесточайших преступлений против собственного нахского народа, в итоге получают заслуженную кару.
Примечательно, что когда нахский Мехк-Кхел постановляет изгнать из страны предателя Родины Шамшука, престарелый отец преступника, князь Алдам, оспаривает это решение и добивается вынесения для сына смертного приговора – наказания по тем временам небывалого. В романе немало поучительных отклонений от основного сюжета. К числу таковых относится и старинная притча о мудрой нахской красавице Альбике, жене грузинского князя, любовной связи с которой добивается Сеска-Солса. Благородная женщина мудрыми речами и поступками пытается охладить не в меру пылкого нахского богатыря. Однако Сеска-Солса не прекращает свои попытки любой ценой добиться благосклонности замужней красавицы. И чтобы избавиться от притязаний непрошеного ухажера, мудрая Альбика прибегает к «гастрономическому» методу защиты. Для своего гостя Сеска-Солсы, упрямо добивающегося ее благосклонности, красавица готовит кашу из муки, смешанной с собственным грудным молоком. По древнему обычаю, мужчина, вкусивший грудное молоко чужой женщины считался ее сыном. Соответственно, и Сеска-Солса вынужден подчиниться адату и отказаться от дальнейших попыток добиваться своей «молочной матери».
В «ткань» своего художественного произведения Машар Айдамирова «вплела» и легендарных амазонок. В романе «Талисман гор» эти воительницы нахского происхождения принимают самое непосредственное участие во многих сюжетных линиях. Художественное мышление писательницы вырывает этих «безгрудых мужененавистниц» из области мифов, наделяя их естественными женскими свойствами.
От классических амазонок автор романа оставила своим прекрасным воительницам какую-то странную манию – большую часть своей жизни проводить в уединении от мужчин. Впечатляет образ предводительницы нахских амазонок, Малха-Азни. Она и бесстрашный воин, и непререкаемый авторитетный руководитель для своих девушек. В то же время она нежно любит свою единственную дочь Дику. В динамике событий вырисовываются и образы мужественных нахских воинов, защитников родного края от монгольских агрессоров. Одним из главных действующих лиц в романе является Астмар, проявивший незаурядный полководческий талант в подготовке нахского воинства для отпора вражеского нашествия и непосредственно во время сражений с монголами. Сподвижник и друг Астмара, Леча, также выделяется своей рассудительной храбростью. Выдающиеся воинские подвиги в битвах с врагами совершают также Арзу и Тархан, а в особенности мамлюк Биберд, своей мужественной красотой и благородной натурой покоривший сердце прекрасной Иштар.
Машар Айдамирова не скрывает своих теплых чувств к этим героям. Любовь писательницы к своим литературным детям столь сильна, что она не в состоянии принести хотя бы одно жертвоприношение (допустить убийство хотя бы одного из героев) даже в целях усиления драматического эффекта воздействия на читателя. Более того, проведя героев романа целыми и невредимыми сквозь череду тяжких испытаний, сердобольная Машар Айдамирова вселяет в сердца их великое благо взаимной любви и дружбы. Леча влюбляется в Азу, а девушка отвечает ему взаимностью. Увлекаются друг другом Тархан и прелестная Дика, Кори и Петимат убеждаются в том, что не могут жить друг без друга. Прекрасная Иштар также встречает своего избранника, могучего Биберда. Кстати, Иштар как раз и олицетворяет собой талисман гор, являясь мистической хранительницей духовных ценностей и устоев нахского народа. И именно ее для подавления и смятения народного духа вероломно пленяют и предают в руки заклятых иноземных врагов изменники и предатели Родины, Шамшук и его дружки. Подлые изверги тайно вывозят Иштар в Закавказье, намереваясь обесчестить, а затем убить ее. Этот зловещий замысел приготовившихся насладиться мучительной гибелью Иштар вскрывает отряд Биберда.
Автор романа позиционирует Иштар как духовную преемницу древней хурритской принцессы Тату-Хепы, известной в истории под именем Нефертити, – легендарной египетской царицы. Использовав художественный прием смещения времен, Машар Айдамирова сумела создать вокруг Нефертити и Иштар некую мистическую ауру духовного единства.
В когорте героев романа «Талисман гор» фигура Ламхо занимает особое место. Этот таинственный и могучий старец с пышной бородой живет уединенно, в глухом горном ущелье, которое называлось Волчьим. Это дикое и опасное место, заросшее густым, труднопроходимым лесом. Об этом крае ходит дурная молва, основанная на старинной легенде о таинственных черных всадниках, неожиданно появляющихся в местном лесу ночью. Для случайного путника встреча с этими зловещими всадниками заканчивается скоропостижной смертью от какой-то странной болезни. По старинному преданию, в дебрях этого леса любит прогуливаться и загадочная Маьлха йо1 (Солнечная дочь или Дочь Солнца) с ярко сверкающей звездой на лбу. Легендарную девушку всегда сопровождает белый волк размером с доброго коня. И редко кто из смертных по доброй воле смеет вступить в это злосчастное Волчье ущелье. Вход в каменное жилище потайной, и только несколько человек во всем нахском крае знают его расположение. Ламхо является хранителем древней нахской казны, спрятанной в каменных комнатах, выдолбленных в глубине пещеры многие сотни лет назад. Могучий старец имеет огромное влияние в нахском крае. Ламхо знает множество языков, хранит в своей памяти историю всех кавказских народов. К его мнению прислушиваются правители и горных, и равнинных нахов. Проницательный мудрец не только духовный лидер своего народа, но и активный организатор обороны нахского края от монгольского нашествия.
В одной рецензии невозможно передать всю художественно-литературную ценность обсуждаемого произведения. Просто настоятельно рекомендую жителям Чеченской Республики приобрести роман «Лаьмнийн х1айкал» («Талисман гор»). Прочтение данной книги позволит читателю познать переломный период нахской истории первой половины XIII века. Из Интернета, конечно, возможно узнать многое, однако истинное знание можно получить только из книг.

Вайнах, №6, 2013.

Оставить комментарий

Ваш E-mail будет скрыт. Отмеченные поля обязательны к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх