24.11.2016

Муса Багаев. Изгнание, возвращение и возрождение (К 60-летию со дня восстановления ЧИАССР)

Так как социализм уже не может

рассчитывать на старое
религиозное благоговение перед государством,
(…) то ему остается надеяться лишь
на краткое и случайное
существование с помощью
самого крайнего терроризма.
Поэтому он втайне
приготовляется к террористической
власти и вбивает в голову
полуобразованных масс, как гвоздь,
слово «справедливость»,
чтобы совершенно лишить их разума
(…) и внушить им добрую совесть
для той злой игры,
которую они должны разыграть.

Фридрих Ницше (1844-1900),
немецкий философ [1. С. 510]

Двадцать третьего февраля 1944 г. очередной каток Советского государственного террора прошелся по Чечено-Ингушской АССР. В считанные дни было отправлено в ссылку все чечено-ингушское безвинное население. При этом использовались самые жестокие методы изгнания целого этноса, вплоть до сжигания живьем немощных, не могущих передвигаться детей, женщин, стариков, согнанных в колхозную конюшню [2], в которой «27 февраля 1944 года заживо было сожжено 700 человек» [2. С. 314]. Это была жестокость сродни геноциду, фашизму и расизму. Даже так называемое «вавилонское переселение», когда в 587 г. до н.э. вавилонские войска штурмом взяли Иерусалим и другие иудейские города, охватило не все население, оказавшее яростное сопротивление Навуходоносору II, а только «значительная часть иудеев была уведена в плен в Вавилонию» [3. С. 229-230], то есть это тоже было насильственное переселение народа по воле вавилонского царя, но не с такой жестокостью, как это сделал «вождь всех народов» Сталин, и происходило это более 2500 лет тому назад в классической рабовладельческой стране, где цари-деспоты выделялись наличием в своих руках неограниченной власти. А это XX век н.э., страна, в которой «строится коммунизм»! И она на глазах всего цивилизованного мира целые народы ставит на грань уничтожения и вымирания.

К слову будет сказано, изгнание человека или группы людей с родной им земли практиковали и древние греки. Так, при политических и религиозных преступлениях изгнание на 10-20 лет как наказание считалось особенно тяжелым, так как пребывание на чужбине было связано с утратой человеком политических и юридических прав. Иногда смертный приговор заменялся изгнанием или представляли возможность бежать на чужбину [4. С. 222]. Ни первой, ни второй возможностью не воспользовался знаменитый философ Сократ (ок. 470-399 до н.э.). Как известно, этот мудрец выступал против любой формы власти – от тирании до демократии, если они нарушают справедливость. Но обвинен он был афинским судом по наущению его врагов-софистов в том, что в своем учении он, якобы, ввел новые божества и развращал умы молодежи, за что и был приговорен к смерти. Вину он не признал, а потом категорически отверг изгнание и, выпив чашу с ядом, достойно, как истинный патриот города Афины, где он родился и вырос, покинул сей мир [5. С. 81].
Могли ли вайнахи, чтобы избежать позорного изгнания, наложить на себя руки, как это сделал Сократ? Нет, конечно, не могли, ибо они были и остаются истинными мусульманами, понимающими, что самоубийство – это один из тягчайших грехов. Именно поэтому они покорно подчинились судьбе и через месяц оказались в далеких от Кавказа и совершенно им неведомых странах – Казахстане и Кыргызстане.

«13 томительных лет длилась эта ссылка, – пишет известный историк А.М. Бугаев. – Решение о возвращении (репатриации) чеченцев и ингушей, восстановлении их национальной автономии, т.е. их полной реабилитации (выд. авт.), руководство СССР принимало на протяжении нескольких лет (начиная с июля 1953 г. – М.Б.). И нам представляется, что такая нерасторопность власти была связана в первую очередь с тем, что задача масштабной реабилитации репрессированных народов в ее планы и намерения не входила вплоть до момента публичного разоблачения массовых преступлений сталинско-бериевской клики. Об этом свидетельствует тот факт, что ни в одном официальном документе – партийном или государственном – до ХХ съезда КПСС вопрос о полной реабилитации (курсив – авт.) депортированных народов, в т.ч. чеченцев и ингушей, не ставился», – заключает ученый в книге «Восстановление Чечено-Ингушской АССР» [6. С. 3], о которой и пойдет речь.
По большому счету, эта книга представляет собой сборник документов и материалов, в которых отразилась сложнейшая и очень болезненная для народов процедура реабилитации репрессированных вайнахских народов.

Всем депортированным, в том числе и мне, казалось, что после знаменитого доклада Н.С. Хрущева по разоблачению культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС всех нас немедленно вернут на свою исконную родину. Но не тут-то было! «Если Сталин и Берия за считанные дни, и это в условиях тяжелейшей войны, сумели молниеносно депортировать сотни тысяч людей – целые народы – в далекую ссылку, – подчеркивает ответственный составитель рассматриваемого сборника А.М. Бугаев, – то возвратить их на землю своих предков оказалось нелегко. И это в мирных условиях! С нашей точки зрения, такая волокита была обусловлена в первую очередь тем, что твердого решения вернуть на историческую родину высланные народы, в частности чеченцев и ингушей, не существовало вплоть до осени 1956 г.» [6. С. 3-4]. Подспудно чувствуя это, весной 1956 г. по инициативе известного чеченского ученого-лингвиста, профессора Юнуса Дешериева и ингушского писателя Идриса Базоркина создается делегация из чеченцев и ингушей [7. С. 236; 6. С. 4] к руководству Советского Союза. Делегацию принял в Кремле 12 июня 1956 г. член Президиума ЦК КПСС, первый заместитель председателя Совета Министров СССР А.И. Микоян. В конце длительной беседы члены делегации вручили А.И. Микояну для передачи Н.С. Хрущеву письмо, в котором были изложены следующие просьбы:

«I. Разрешить чеченцам и ингушам вернуться на свою исконную родину – на Кавказ – и восстановить их национальную автономию.
II. Восстановление Чечено-Ингушской Республики на исконной территории имело бы большое политическое и воспитательное значение» [6. С. 4; 7. С. 16].
Вслед за вайнахской делегацией в Кремле побывали и посланники калмыцкого, балкарского, карачаевского народов [6. С. 4]. И к лету 1956 г., как говорится, процесс пошел. Координация всей этой ответственной и многогранной работы была возложена на созданную по инициативе Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева комиссию под руководством А.И. Микояна. И тем не менее, работа шла внатяжку.
Однако под сильным давлением общественности всех репрессированных народов 24 ноября 1956 г. Президиум ЦК КПСС принял постановление о восстановлении советской национальной автономии народов, в т.ч. чеченского и ингушского [6. С. 6].

Наконец, 9 января 1957 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР» и «в целях создания необходимых условий для национального развития чеченского и ингушского народов» постановил:
1. Признать необходимым восстановить национальную автономию чеченского и ингушского народов.
2. Рекомендовать Президиуму Верховного Совета РСФСР:
а) рассмотреть вопрос о восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР;
б) установить границы и административно-территориальное устройство ЧИАСС;
в) утвердить Организационный комитет ЧИАССР, на который возложить, впредь до выборов Верховного Совета ЧИАССР, руководство хозяйственным и культурным строительством на территории республики.

3. Считать утратившим силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1944 г. «О ликвидации ЧИАССР и об административном устройстве ее территории» и статью 2 Указа от 16 июля 1956 г. в части запрещения чеченцам и ингушам возвращаться на прежнее местожительство» [6. С. 11].
Это была великая победа всех тех, кто стоял у истоков восстановления ЧИАССР и особенно, как подчеркивает вслед за Дешериевым А.М. Бугаев, – Базоркина И., Висаитова М., Гайрабекова М., Дешериева Ю., Мальсагова Д., Ошаева Х., Тутаева И., Яндиева Д. и многих других славных представителей чеченцев и ингушей, поддержку которым в то время оказывали известные деятели русского, казахского, киргизского и других народов СССР, шаг за шагом терпеливо преодолевая те или иные барьеры, в т.ч. и бюрократические, неотступно предпринимали меры, чтобы довести до широкой общественности страны объективную информацию о главных требованиях своих народов [7; 6. С. 6].

Прокомментировать, а иначе говоря, пересказать сборник в 495 страниц невозможно в одном маленьком обзоре, заинтересованный читатель с удовольствием прочитает саму книгу. Тем не менее отмечу, что все ключевые задачи, связанные с восстановлением ЧИАССР и ход их решений изложены в фундаментальной статье, предпосланной к сборнику одним из известных российских историков по новейшей истории народов Северного Кавказа А.М. Бугаевым [6. С. 3-27]. Она завершается словами: «С формированием выборных (легитимных) институтов власти (в ЧИАССР. – М.Б.) завершился процесс конституционного возрождения национальной государственности чеченского и ингушского народов. Во всех отношениях это был важный рубеж в исторической судьбе чеченского и ингушского народов. Его основной итог – это начало их политической реабилитации» [6. С. 21-22].

Отдельной строкой хочется сказать о том, что у истоков идеи составления рецензируемого сборника был самый узнаваемый в новейшей истории Чечни – историк и политик Абдулла Махмудович Бугаев. Его идею безоговорочно поддержали выдающиеся патриоты своего народа, незабвенные Дукуваха Баштаевич Абдурахманов (спикер Парламента ЧР) и Магомед Нурдинович Музаев (начальник Архивного управления Правительства ЧР). Оперативно были определены: руководитель проекта – начальник Архивного управления ЧР М.Н. Музаев; ответственный составитель и научный редактор – кандидат исторических наук А.М. Бугаев. К работе были привлечены профессиональные сотрудники Архивного управления ЧР, в том числе Л.Д. Инуркаева, У.Ш. Гадаев, А.Р. Орсаханов и М.Х. Ченчиева. Благодаря их неустанному труду и неоценимой помощи сотрудников федеральных и местных архивов, а также архивистов северокавказских регионов, в сборник вошли уникальные и впервые вводимые в научный оборот документы, а также ранее изданные материалы из трехтомного сборника «Реабилитация: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы», изданного в 2000-2004 годы [8-10]. По утверждению А.М. Бугаева, рассматриваемым сборником не ограничивается задуманный проект. «Последующие тома будут посвящены конкретным вопросам восстановления национальной автономии чеченского и ингушского народов» [6. С. 24]. Я же, в свою очередь, от имени всех читателей поздравляю замечательную группу составителей и желаю им успехов и везения в составлении очередных томов.

И последнее. Как рассмотренный сборник, так и последующие тома, безусловно, станут основой для АН ЧР при написании 4-го тома четырехтомной истории чеченского народа и это будет далеко не 2-й том двухтомных очерков истории Чечено-Ингушской АССР, где депортации и реабилитации чеченцев и ингушей посвящены четыре строчки текста: «В 1944 году в результате некоторых нарушений ленинских принципов национально-государственного строительства и социалистической законности Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована. ХХ съезд КПСС устранил эти нарушения» [11. С. 260]. Вот и все! Четыре неполных книжных строки о самом трагическом периоде многотысячной истории двух народов, а о ходе восстановления поруганной страны и того меньше – чуть больше двух строк: «В соответствии с решениями ХХ съезда КПСС Президиум Верховного Совета СССР Указом от 9 января 1957 года восстановил Чечено-Ингушскую АССР» [11. С. 284].

На фоне этой вопиющей несправедливости значимость рассматриваемого сборника неоценима! Здесь каждое слово, каждая страница, каждый документ на вес золота! Их невозможно читать равнодушно! Ведь в них кроятся судьбы и трагедии сотен и тысяч совершенно невинных людей. Подлинную правду именно о таких людях доносит до читателя эта бесценная книга. Столь высокую миссию с честью выполнили составители сборника. Низкий им поклон от ныне живущих вайнахов, всех тех, кто с болью воспринимает события ушедших лет и их последствия!

Литература

1. Душенко К.В. Мысли, афоризмы, цитаты. Политика, журналистика, правосудие: 6000 цитат. – 5-е изд. – М.: Эксмо, 2008. – 784 с.
2. Гаев С.Д., Хадисов М.С., Чагаева Т.Х. Хайбах: следствие продолжается… (Дополненное и переработанное издание). – Нальчик, ООО «Печатный двор», 2012. – 416 с.
3. История Древнего Востока: Учебник. Под ред. В.И. Кузищина. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2007.
4. Словарь античности. Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.
5. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – Автор-составитель В. Балязин.
6. Восстановление Чечено-Ингушской АССР (1953-1962). Сборник документов и материалов. Т. 1. – Нальчик, ООО «Печатный двор», 2013. – 495 с.
7. Дешериев Ю. Жизнь во мгле и борьбе. О трагедии репрессированных народов. – М.: Палея, 1995.

8. Реабилитация: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. В 3-х томах. Т. 1. Март 1953 – февраль 1956 / Сост. А.Н. Артизов, Ю.В. Сигачев, В.Г. Хлопов, И.Н. Шевчук. – М.: МФД, 2000. – 503 с.
9. Реабилитация: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. В 3-х томах. Т. 2. Февраль 1956 – начало 80-х годов / Сост. А.Н. Артизов, Ю.В. Сигачев, В.Г. Хлопов, И.Н. Шевчук. – М.: МФД, 2003. – 960 с.
10. Реабилитация: как это было. Документы Политбюро ЦК КПСС, стенограммы заседания Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х и начала 50-х гг., и другие материалы. Т. 3. Середина 80-х годов – 1991 / Сост. А.Н. Артизов, А.А. Косаковский, В.П. Наумов, И.Н. Шевчук. – М.: МФД, 2004. – 720 с.
11. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т. II. – Грозный, 1972. – 360 с.

Вайнах №9-10, 2016

Оставить комментарий

Ваш E-mail будет скрыт. Отмеченные поля обязательны к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх