Муса Багаев. Этнопедагогика и чеченцы.

Для декана исторического факультета ЧГУ, доктора педагогических наук, профессора, академика Международной академии педагогики и Международной академии наук педагогического образования, члена-корреспондента Академии наук Чеченской Республики и почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации Шавади Мадов-Хажиевича Арсалиева, 2013 год начался с замечательного события – в Москве издательство «Гелиос АРВ» выпустило в свет его книгу: «Методология современной этнопедагогики»1. В ней рассматривается проблема методологических оснований этнопедагогики в контексте современной картины мира. Автор особо подчеркивает, что методология современной этнопедагогики опирается на богатейший теоретический и практический опыт этнопедагогов прошлого и настоящего, а также на законы постнеоклассической научной парадигмы. В русле этой проблемы представленные в книге теоретические и практические основы разработки и реализации этнопедагогических технологий способствуют развитию этнопедагогики как науки, вносят вклад в формирование и успешное функционирование поликультурного образовательного пространства как залога укрепления межнациональных и межкультурных связей. В этой связи, можно полностью согласиться с мнением профессора и доктора педагогических наук В.И. Писаренко о том, что современный этап развития цивилизации характеризуется активизацией процессов унификации и в то же время стремлением к сохранению этнокультурной самобытности народов. Мировой опыт показывает, что подготовка высококультурных и образованных членов общества, способных жить и работать в полиэтнической среде, знающих и уважающих не только свою этническую культуру, но и культуру других этнических групп, способных сочетать национальные и интернациональные интересы, является залогом дальнейшего успешного развития любого общества. Интеграция, сохранение собственной культурной идентичности личности наряду с овладением ею культурой других этносов решает проблему формирования личности, способной успешно функционировать в условиях неоднородной этнической среды, обладающей высоким уровнем этнокультурной компетентности.

Необходимость решения указанных проблем в Северокавказском регионе с применением достижений таких областей наук, как философия, антропология, этнография и культурология, стоит особенно актуально. Все это учитывается в рассматриваемой монографии. Поэтому и неудивительно, что профессор Ш.М-Х. Арсалиев главное внимание уделил решению теоретико-методологических проблем этнопедагогики. При этом за основу своих взглядов на рассматриваемую проблему ученый взял один из главных выводов своего учителя, академика Г.Н. Волкова: «Если народная педагогика имеет отношение к опыту и эмпирическим сведениям и знаниям по вопросам воспитания, которые обычно распространяются устно, то этнопедагогика – сфера теоретической мысли, сфера науки»2. Исходя именно из этого посыла, Шавади Арсалиев подчеркивает, что народная педагогика – это исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил традиционного поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках. Народная педагогика содержит как идеал воспитания, так и пути и средства его достижения. Ценности народной педагогики помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование этнического самосознания у подрастающих поколений, развитие у них понимания роли своего народа, этнической группы в социальном окружении, в мировой культуре.3 И завершая эту мысль, педагог констатирует, что этнопедагогика – это наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этнических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. С другой стороны, этнопедагогика – междисциплинарная область научного знания, сформировавшаяся на стыке философии, педагогики, этнографии, этнокультуры, этнопсихологии, изучающая традиционную культуру и педагогику этнических общностей с целью выявления общих закономерностей их становления и развития, возможностей использования их богатого воспитательного потенциала в современных учебно-воспитательных системах.4

Мне, как читателю, нравится, как автор рецензируемой книги подбирает яркие и убедительные примеры из истории чеченского народа и тем самым подтверждает мнение известного российского ученого Д.С. Лихачева о том, что «каждый крестьянин, наследственно владевший своей землей (а таких было немало!), получал от своих родителей и соседей знания, по своему объему не уступавшие знаниям, получаемым интеллигенцией в университетах»5. Да, действительно, это было настоящее всенародное воспитывающее обучение! Это было трудовое воспитание не одного человека, а части этноса или целого народа. Воистину, крестьянская жизнь – начало земной жизни человечества, голова вечной человеческой жизни. Классический пример тому – знаменитый Гесиод и его поучительная книга «Работы и дни», где возвышается и защищается сельский труженик.6 В своих предыдущих монографиях7 и научных статьях Ш. Арсалиев много внимания уделил сущности трудового воспитания в народной педагогике, потому что труд человека любой специальности был формой жизни, существования, основным занятием народа. Трудовое воспитание не прерывалось, оно было повседневной естественной жизнью народа. «Взаимоконтакт с ребенком, – пишет Ш. Арсалиев, – происходил все время, дети постоянно видели родителей, других членов семьи что-либо делающими, изготовляющими. Действительно, народная педагогика Чечни располагает колоссальным опытом организации воспитания трудом и в труде во все времена», – замечает автор в другой книге.8 Чеченцы считали, что труд – главное в воспитании, он сопровождает человека всю жизнь;9 трудолюбие – это национальное качество чеченцев. Поэтому и неудивительно, что в многовековом опыте трудового воспитания чеченцев выкристаллизовывались такие моменты, как:

– четко выраженный возрастной подход;
– дифференцированный подход к мальчикам и девочкам;
– заблаговременная психологическая и нравственная подготовка детей к выполнению ими новых трудовых обязанностей;
– сочетание полезного с приятным;
– воспитание воли и характера в труде и др.10

Чеченцы исторически придерживались известной народной мудрости: «в семье каждый ребенок до 5 лет должен быть царем, с 5 до 15 – рабом, с 15 и далее – другом». На таких жизненно важных основах складывались национальные традиции и обычаи, которые со временем становились эталоном, по которому люди оценивали свои поступки, свою жизненную позицию. По ним была видна и степень нравственного воспитания чеченца. Безусловно, речь идет о прогрессивных традициях и обычаях. И использование их в наши дни, когда они востребованы как никогда, в нравственном воспитании молодежи Чечни архиважно. «Объясняется это, прежде всего, – как подчеркивает Ш. М-Х. Арсалиев, – тем, что прогрессивные традиции и обычаи чеченцев связаны со многими сторонами мировоззрения и взаимоотношений людей; в них наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость, выражается характер и душа народа, лучшие черты истории семейно-бытовой жизни чеченского общества. А это и есть этнопедагогика, которую следует усвоить и знать наизусть».11 Однако сделать это не так легко, как кажется на первый взгляд, иначе Шавади Арсалиев и не написал бы рассматриваемую монографию, которая посвящена специальному решению именно теоретико-методологических проблем этнопедагогики. Даже беглый обзор структуры книги говорит нам об актуальности поднятой проблемы: предисловие и обширное введение уже завораживают читателя и настраивают на вдумчивое чтение последующих разделов, а их аж три главы – «Современная этнопедагогика как наука»; «Методология этнопедагогики в контексте современной картины мира»; «Разработка и реализация этнопедагогиких технологий как теоретическая и прикладная проблема». Далее заключение и обширная библиография из 529 названий, в том числе 14 на английском, французском и немецком языках, – тем самым ученый проанализировал состояние этнопедагогики в мировом образовательном пространстве.

Безусловно, монография рассчитана, прежде всего, на педагогов-исследователей, а также на учителей, руководителей образовательных учреждений и на специалистов, занимающихся межнациональными и межкультурными проблемами. Но, несмотря на сложность самой проблемы методологии современной этнопедагогики, книга читается легко, ибо написана на высокопрофессиональном и легкодоступном языке. В то же время, вслед за автором уместно отметить, что методология любой науки, в том числе и этнопедагогики, формируется постепенно, когда наука достигает определенного уровня развития, обобщения эмпирических данных, формализации фактов. Для формирования методологии необходимо обобщение теоретических и практических аспектов функционирования научного знания, что блестяще показано в трудах учителей Шавади Арсалиева, академиков В.А. Сластенина12 и Г.Н. Волкова.13
Ш. Арсалиев уверен, что этнопедагогика становится, с одной стороны, наукой национального спасения, а с другой – залогом межнациональной гармонии, межэтнического экономического и культурного единения, которые как никогда востребованы современным мировым сообществом, при этом ученый напрочь отвергает нивелирование этнических групп и этносов. Здесь я еще раз сошлюсь на мнение профессора В.И. Писаренко, согласно которому «замечательные иллюстрации народной педагогики в действии, приведенные Ш. М-Х. Арсалиевым, позволяют не только почувствовать всю силу и глубину народных воспитательных традиций народов Северного Кавказа, но и ощутить особенности их этнокультурного пространства, о котором автор монографии говорит с особой теплотой и уважением, приводя многочисленные примеры из литературных источников, устного народного творчества, традиций, обычаев». Приведу лишь один из многих примеров, приводимых Ш. Арсалиевым: «Среди чеченцев храбрость и бесстрашие превозносились превыше всего. О сынах народа слагали легенды, они стали героями эпических песен чеченцев. Самым первым къонахом был, говорят, турпал (богатырь) Нохчо, о котором народ сложил героическую песню еще в средневековье. Вот слова этой песни:

Споем про турпала Нохчо!
Неохотно приближаешься к старости,
неохотно удаляешься от молодости,
Не хотите ли, добрые молодцы,
про турпала Нохчо послушать песню?
Как искры сыплются от булата,
Так мы рассыпались от турпала Нохчо.
Родились мы в ту ночь,
Когда от волчицы родятся щенки.
Имена нам были даны в то утро,
Когда ревел барс:
Такими мы произошли от предка нашего
турпала Нохчо!

Эту песню знают у нас все маленькие дети, и она звучит как клятва, являясь, по сути, программой самовоспитания чеченца»14. В таком духе написана вся вторая глава, она читается, как поэма.
Отдельной строкой надо отметить и такое достоинство монографии. Ш.М-Х. Арсалиев предлагает всем, кто занимается этнопедагогикой свой особый подход, с помощью которого можно не только реализовать предложенные им в своем исследовании технологии, но и разрабатывать свои собственные. «В этом, – подчеркивает В.И. Писаренко, – состоит логическая завершенность данного труда, позволяющая проследить весь путь от теории к практике и подтвердить сформулированные теоретические положения. Подробно останавливаясь на понятии «технология» в современной педагогической науке, автор анализирует различные трактовки и особенности использования данного термина, который, кстати, до сих пор остается дискуссионным в психолого-педагогических науках».
Ко всему сказанному осталось добавить: монография Ш.М.-Х. Арсалиева «Методология современной этнопедагогики» – это глубоко научное исследование, которое не имеет аналогов на всем Кавказе и не только.
В заключении книги приведены слова одного из величайших писателей XIX века Виктора Мари Гюго (1802-1885): «Нет ничего прекраснее идеи, время которой пришло» – и далее Ш.М.-Х. Арсалиев добавляет: «Нам представляется, что время этнопедагогических технологий пришло и за ними – будущее».

Литература:

1. Арсалиев Ш.М-Х. Методология современной этнопедагогики. – М.: Гелиос АРВ, 2013. – 320 с., ил., тираж 500 экз.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары. 1974. -376 с.
3. Арсалиев Ш.М.-Х. Указ. соч., с. 7-8.
4. Арсалиев Ш.М.-Х. Указ. соч., с. 7-9.
5. Арсалиев Ш.М.-Х. Указ. соч., с. 12.
6. Гесиод. Работы и дни// Античная литература. Греция. Хрестоматия (составители Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова). – Изд. Второе. – М.: Высшая школа, 2002, с. 58-68.
7. Арсалиев Ш.М.-Х. Национальная культура вайнахов и педагогика учителя начальной школы. – М., 1996. Он же. Этнопедагогическое наследие чеченцев. – М., 1998. Он же. Этнопедагогика чеченцев – М., 2007.
8. Арсалиев Ш.М.-Х. Этнопедагогика.., с. 116-127.
9. Арсалиев Ш.М.-Х. Этнопедагогическое наследие.., с. 105.
10. Арсалиев Ш.М.-Х. Методология.., с. 149-159.
11. Арсалиев Ш.М.-Х. Методология.., с. 164-202.
12. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997. – 223 с.
13. Волков Г.Н. Указ. соч..
14. Арсалиев Ш.М.-Х. Указ. соч., с. 178.

Вайнах, №10, 2013.

Оставить комментарий

Ваш E-mail будет скрыт. Отмеченные поля обязательны к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх