Муса Багаев. Чеченцы в XVIII веке.

Рецензия

Минувший год в России был объявлен годом истории России, и в рамках этого события на всей территории нашей страны проходили научные конференции, симпозиумы, семинары, круглые столы и прочие научные мероприятия. Каждый ученый внес свою лепту в ознаменование обозначенной даты. Один из них – Шарпуди Бачуевич Ахмадов, издавший очередную монографию по истории Чечни XVIII века. [1] Выбор на восемнадцатом веке был сделан им не случайно – Ш.Б. Ахмадов со времен своей учебы в аспирантуре профессионально занимается всеми аспектами истории Чечни именно периода времени. Кандидатская и докторская диссертации также были им защищены по проблемам национально-освободительного движения горцев Северного Кавказа под предводительством имама Мансура в XVIII веке.

Сегодня Ахмадов является профессором, заслуженный деятель науки ЧР, академиком АН ЧР. Он автор более 170 научных публикаций по актуальным вопросам социально-экономического развития и общественно-политического устройства народов Чечни, Ингушетии и других регионов Северного Кавказа в XVIII веке. Два издания (1991 и 2010 годов) выдержала монография «Имам Мансур». [2] В 2002 году увидела свет книга «Чечня и Ингушетия в XVIII – начале XIX вв.». [3] Ученый является соавтором монографических исследований: «История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в.», «История Чечни с древнейших времен до наших дней», а также учебных пособий по истории Чечни для 5-9 классов общеобразовательных школ Чеченской Республики.

Большое место в тематике его исследований занимают вопросы развития культуры и взаимоотношений чеченцев с народами Северного Кавказа и России в XVIII веке. В аспекте последнего замечания уместно отметить, что и в истории Российской империи XVIII век также занимает особое место. На протяжении этого столетия, по словам российских историков (И.И. Бабленкова, В.В. Акимов, Е.А. Сурова), в экономике России, ее политическом строе, структуре и функциях органов власти и управления, а также в культурном развитии произошли значительные перемены. Изменилось и место страны в мировом масштабе. Так, «огромная и непохожая на западные страны Россия многим иноземцам, в XVI-XVII вв., представлялась отсталой и доже полудикой». Да, на то время Россия была отсталой, потому что многие годы «ушли на преодоление разрухи, вызванной Смутой и интервенцией» со стороны европейских стран. [4, с. 88] Но и эта прореха была устранена в XVIII в. и Россия возвысила свою роль в международных отношениях того времени. Выжидающие взгляды на Кавказ и Восток своих предшественников – Ивана Грозного, Бориса Годунова – Петр I уловил еще до Северной войны. Это подтверждают его походы на турецкую крепость Азов в 1695 и 1696 годы, поскольку России был необходим выход как в Черное (а через него и Средиземное) море, так и на Ближний Восток через Кавказ. [5, с. 109-110] Автор «Истории России» в двадцати восьми томах С.М. Соловьев подчеркивает: «употребляя усилия, чтобы добить шведа и взять у него балтийские берега, Петр не спускал глаз с Востока, ибо знал хорошо его значение для России, знал, как может обогатиться бедный русский народ, если станет посредником в торговом отношении между Европою и Азией. Еще с XVI в, когда русские границы достигли устьев Волги через покорение Астрахани, Россия волею-неволею должна была вмешиваться в дела кавказских народов. Интересы трех больших государств – России, Турции и Персии – сталкивались на перешейке между Черным и Каспийским морями, среди варварского, раздробленного, порозненного в вере народонаселения «части которого находились в постоянной борьбе друг с другом. Россия, призываемая на помощь христианским народонаселением (Кавказа. – М.Б.), не могла позволить усилиться здесь магометанскому (исламскому. – М.Б.) влиянию, особенно, турецкому». [6, с. 696] Из этого вытекает логичность персидского похода Петра I в 1722-1723 гг. В результате этого похода, по мирному договору (сентябрь 1723 г.), к России отошли все, принадлежавшее ранее Персии, побережье Каспийского моря. В целом же, в составе Российской империи оказались 3 североиранские провинции – Гилян, Мазендеран и Астрабад, не говоря о том, что летом 1723 г. русские войска заняли крупнейшие города Закавказья Баку и Шемаха. [7, с.535-536]

Таким образом, в 20-е гг. XVIII веке Петр I не только «пробил окно в Европу», но и расширил «кавказские ворота» на южных рубежах России. Так, 20 сентября 1722 г. Петр I лично выбрал место для новой русской крепости у реки Сулак и дал ей название «Крепость Святого креста». [8, с.75] Поход Петра I, таким образом, показал, что Россия практически взяла под контроль весь Северный Кавказ. По словам современного российского историка В.А. Дмитриева: «Оборачиваясь назад с позиций XXI в., можно говорить о достаточной геополитической завершенности Российской империи в 1800 г. За сто лет (XVIII в. – М.Б.) Россия стала европейской державой, войдя в число первых стран мира. Обладая гигантскими территориальными резервами для экономического и демографического роста». [9, с.14] Соответственно, началась и работа по изучению и освоению российских земель. Экспедиции С.И. Челюскина, Д.Я. и Х.П. Лаптевых, С.Г. Малыгина, В.В. Прончищева позволили нанести на карту побережье Северного Ледовитого океана от Архангельска до Чукотки. В. Беринг и А. Чириков обследовали пролив между Чукоткой и Аляской. Г.Ф. Миллер, И.Г. Гмелин, Я. Линденау, С.П. Крашенников, Г.В. Штеллер, И. Фишер и другие обследовали просторы Сибири и Камчатки. [10, с.112] Мощная экспедиция, под руководством академика П.С. Палласа, работала на южных рубежах. В нее входил отряд во главе с И.А. Гильденштедтом. Последний обследовал в 1768-1774 гг. Северный Кавказ и Грузию. [11] Труды И.А. Гильденштедта высоко оценены учеными рубежа XIX-XX вв. [12, с. 40; 13, с. 33-34, 40; 14, с. 125] В историографии Кавказа не раз подчеркивалось, что материалы Гильденштедта часто являются единственным источником XVIII в. позволяющим фиксировать расселение тех или иных групп населения, топонимику Кабарды, Осетии, Ингушетии, Чечни, Грузии, Дагестана (Волкова Н.Г., Карпов Ю.Ю., Лавров Л.И., Папаскири А.Л.) [15, с. 17]

Сам факт работы академической экспедиции на Кавказе говорит о том, что уже было место российско-кавказским доброжелательным связям. Русские исследователи застали на местах, в гуще многонационального региона общественно-политический строй в его традиционном состоянии. Правда, с середины XVIII века, например, в чеченском обществе наблюдаются случаи разрушения родовых отношений. Это происходило, по мнению автора рассматриваемой монографии, в связи с тем, что горцы все больше и больше спускались с гор и поселялись рядом со своими соплеменниками, исторически жившими на равнине. Возникали многоукладные, со смешанными тайпами и тукхумами сельские общины. Одновременно динамично развиваются производительные силы, расширяется обмен и торговля как внутри чеченского общества, так и за его пределами.
Более того, «чеченцы все более уверенно втягиваются в торгово-экономические связи с Россией», – подчеркивает Ш.Б. Ахмадов. Тем более, что в конце XVIII века в Чечне начинают осваивать нефтедобычу, а это уже настоящая путевка в Российский и мировой рынки. Вольно или нет, чеченцы медленно, но поступательно входили в иной мир человеческих отношений, иную цивилизацию.

Определяя причины избрания им темы своего исследования, профессор Ш.Б. Ахмадов особо подчеркивает, что в ходе антифеодальных восстаний горцев в XVII – начале XVIII в. была приостановлена, но не искоренена феодальная эксплуатация, тем самым, социальные противоречия в чеченском обществе были несколько «приглушены» возрождением институтов обычного права. Кроме того, общественно-политического уклада чеченцев коснулись и результаты активного продвижения царизма на Северный Кавказ во второй половине XVIII века, что и послужило одной из причин начала антиколониальных выступлений горцев, начиная с Чечни, под предводительством шейха Мансура в 1785-1791 годы. «Именно в Чечне сложились в это время, – подчеркивает автор книги, – благоприятные условия для переплетения социальной борьбы горцев против местных феодалов и старшин с их возросшим сопротивлением колониальным действиям царского самодержавия… Движение Мансура, безусловно, положило начало зарождению мюридизма в Чечне… Идеи мюридизма оказали огромное воздействие на народно-освободительную борьбу горцев Чечни и Дагестана в 20-50-е гг. XIX века». [1, с. 5-6]

Отмеченные и другие аспекты российской и чеченской истории XVIII века послужили Ш.Б. Ахмадову основанием для изучения общественно-политического строя чеченцев той эпохи. В итоге получилась добротная монография. Приведу лишь названия всех восьми глав, которые дают возможность увидеть то, о чем автор поведал нам: «Историография проблемы», «Территория и население Чечни в XVIII в.», «Экономический строй чеченцев в XVIII в.», «Развитие торговли и торговых связей в Чечне в XVIII в.», «Развитие феодальных отношений в Чечне в XVIII в.», «Крестьянские восстания в Чечне в XVIII в.», «Общественно-политический строй Чечни в XVIII в.», «Роль общественных институтов в политическом устройстве чеченцев в XVIII в.». Уже из приведенного перечня читатель может видеть, насколько широко и детально автор подошел к изложению материала, чем это заявлено в названии монографии. Об этом говорит и одноименная седьмая глава книги – «Общественно-политический строй Чечни в XVIII веке». Именно в ней автор заостряет наше внимание на ключевых вопросах обозначенной проблемы. Поэтому и читаются с большим интересом такие разделы как: административно-политическое устройство, феодальные владения, сельская община, «вольные» общества, органы власти и управления. На мой взгляд, хорошо вписывается в канву структуры книги и заключительная глава. Здесь ученый излагает свои взгляды на чеченский тайп, тукхум, обычное право чеченцев (адаты), Мехк-Кхел (законодательный и исполнительный орган) и на роль ислама в общественно-политической жизни чеченцев. [1, с. 248-369] В самом деле, к концу XVIII века ислам стал доминирующей на всем пространстве Северного Кавказа религией. Особенно в Дагестане и Чечне, где сложилось даже элитное мусульманское сословие (духовенство). Оно решало практически все вопросы в сфере общественно-политической жизни чеченского общества – то есть, на всем пространстве Чечни, вся законодательная и исполнительная власть сосредоточилась в руках духовенства. Это было начало распространения шариата в Чечне, и шейх Мансур сыграл в этом процессе самую главную роль. Однако повсеместного введения полного свода религиозных и юридических правил, основанных на Коране, тогда не произошло. Это случится при другом лидере северокавказских горцев – имаме Шамиле, уже в следующем XIX веке.

Литература:

1. Ахмадов Ш.Б. Общественно-политический строй чеченцев в XVIII в. – Грозный, 2012, 384 с.
2. Ахмадов Ш.Б. Имам Мансур. Грозный, 1991; 2-е перераб. и доп. изд. – Элиста, 2010, 372 с.
3. Ахмадов Ш.Б. Чечня и Ингушетия в XVIII – нач. XIX в., Грозный, 2002, 528 с.
4. Бабленкова И.И., Акимов В.В., Сурова Е.А. История России: весь курс для выпускников и абитуриентов: учебное пособие. – М., Эксмо, 2009, 256 с.
5. Там же, с. 109-110.
6. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. – М.: Правда, 1990.
7. Исторический энциклопедический словарь. – М: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
8. Гриценко Н.П. Города Северного Кавказа и производительные силы края. V – середина XIX века. – Изд-во Ростовского университета, Ростов-на-Дону, 1984.
9. Дмитриев В.А. Предисловие// Георги И.-Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Изд. 2-е – СПб.: Русская симфония; 2007, с. 5-34.
10. Бабленкова И.И. и др. указ. соч.
11. Гильденштедт Иоганн Антон. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг., СПб: Петербургское востоковедение; 2002, 512 с.
12. Цагарели А. Сношения России с Кавказом в XVI-XVIII столетиях. СПб, 1891 (цитирую по: Далгат Б.К. Первобытная религия чеченцев и ингушей – М., Наука, 2004, 240 с.
13. Далгат Б.К. Указ. соч.
14. Полиевктов М.А. Европейские путешественники XII-XVIII вв. по Кавказу. – Тифлис, 1935.
15. Шафрановская Т.К., Карпов Ю.Ю. От переводчика и редактора// Гильденштедт И.А. Указ. соч.

Вайнах, №2, 2014.

Оставить комментарий

Ваш E-mail будет скрыт. Отмеченные поля обязательны к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх