Мадина Ахмадова, Ася Абубакарова. Чеченская женщина в условиях социально-экономического и культурного строительства в Чеченской автономной области 20-30 гг. XX века.

Можно много спорить об историческом прошлом, находя положительное и отрицательное в событиях, происходивших в нашей стране – бывшем СССР. Но любая эпоха, любой общественный строй оставляет свой след в судьбе каждого народа; познавая свое прошлое, мы часто находим ответы на происходящее сегодня.

В социально-экономических и культурных преобразованиях, которые происходили в 20-30-е годы XX века в Чеченской автономной области, существенная роль отводилось женщине-горянке. В этот период женщины принимают активное участие во всех сферах общественной жизни, что приводит к консолидации всех женщин независимо от возраста, социального происхождения, образования. Особое внимание советских властей в 20-30 годах XX века уделялось вопросу образования и вовлечения горянок в социально-экономических и культурных процессах в республике.
В 20-ые годы были созданы специальные учреждения для работы с горянками: женские отделы (женотделы), делегатские собрания, женские профорганизации, сектора по работе среди женщин. Эти организации сыграли большую роль в деле вовлечения горянок в общественно-политическую деятельность. Работе женщин в производстве придавалось большое экономическое и политическое значение, а участие в процессе социалистического строительства считалось одним из важнейших условий ее «раскрепощения».

Деятельность партийных и общественных организаций среди горянок развертывалась в следующих основных направлениях: правовая работа, борьба с укоренившимися бытовыми предрассудками и законами адата, за улучшение быта горянок, культурно-просветительная работа, вовлечение женщин в промышленное и сельскохозяйственное производство. В осуществлении этих задач активную роль сыграли женотделы, проводя политбеседы, делегатские собрания, конференции, на которых разъяснялись решении партии и правительства по вопросам ликвидации неравноправия женщин, агитации с целью их вступления в комсомол и партию.
В Чечне систематически проводились конференции, съезды женщин, делегатские собрания. Так в 1924 году в Чечне было впервые избрано 203 делегаток. Делегатки регулярно собирались, обсуждали конкретные жизненные вопросы, вносили предложения, добивались их выполнения. Например, в селении Старый-Юрт большой активностью в работе делегатского собрания отличилась первая женщина-чеченка, выдвинутая на общественную работу, Зоя Матаева, которая в последующем была направлена на учебу в Грозный, а затем и в г. Ростов в совпартшколу (советскую партийную школу). К концу того же 1924 года в комсомол вступила 21 чеченка, одна из первых была Шумисат Хасанова. А уже в 1927 году в комсомол вступили 89 чеченок. В Чечне работали две комсомольские ячейки в селениях Комсомольском и Урус-Мартане. В том же году состоялся первый выпуск 16 учителей-чеченок. В рядах партийной организации Чечни к концу 20-х годов состояло более 50 чеченок.

В условиях Чечни наилучшей формой работы среди женщин оказалась организация «женских кружков» при женотдельских организациях на местах. К примеру, в селении Алхан-Юрт имелся женский клуб, который посещали 170 чеченок, клуб являлся постоянным местом женских делегатских собраний. Работа женских кружков и делегатских собраний дала реальные практические результаты; чеченка понемногу начинает выступать, как общественная и даже политическая работница, выходя за пределы своей пассивной роли. Среди первых женщин-активисток, которые принимали участие в общественной жизни, были такие, как Халисат Батукаева – председатель окружного трудового суда, М. Абдулаева – инструктор Чеченского облпотребсоюза, Б. Сулейманова, А. Азаева, Ю. Умалатова, М. Ибрагимова – женорганизаторы отдела работниц Чеченского областного комитета партии, З. Китаева – заместитель председателя Урус-Мартановского аульского Совета, З. Мухтарова – секретарь Мехкетинского аульского Совета (Веденского района). Марьям Исаева (одна их первых среди чеченских женщин-писательниц, стоявших у истоков советской чеченской литературы) – руководитель отдела дошкольного воспитания Чеченского областного ленинского отдела народного образования, с 1924 по 1929 годы она работает в женском отделе Северо-Кавказского крайкома ВКП(б), а также занимается организацией для женщин-горянок изб-читален и пунктов по ликвидации безграмотности. В дальнейшем Марьям – редактор музыкального вещания при радиокомитете. Многие чеченки, следуя примеру передовых женщин-соотечественниц, стали принимать непосредственное участие в социально-экономическом развитии региона и страны в целом, втягиваясь в общественную и производственную деятельность.

Но, тем не менее, слабо была налажена работа с женщинами в горной части Чечни. Эту проблему одна из активисток, Салманова, вынесла на заседание II-го пленума Национальной комиссии Северо-Кавказского Крайкома ВКП(б), состоявшегося 22 октября 1928 года. В ее выступлении прозвучало, что в Национальных областях, в частности, в горной части Чечни работа Советов среди женщин не налажена на уровне. Председатели, как сельсоветов, так и окружных исполкомов не задействуют горянок на ответственных работах. Обратила внимание на то, что необходимо активизировать работу с чеченками именно в горной части Чечни.
Из архивного документа «Подготовка кадров по области в учебных заведениях и на краткосрочных курсах» следует, что за 1927-30гг.: «… по всем ведомственным линиям облисполкома: финотделу, земуправлению, отделу народного образования и другим обучалось 5924 чел. Из них 190 женщин». (ЦГА ЧИАССР, ф. Р-264, оп.1, д. 10, Л. 49.).
Одной из форм вовлечения женщин в общественное производство была и кооперация. Если в первые годы организации потребительских кооперативов в них не принимала участия ни одна женщина, то уже к 1925 году в Чечне насчитывалось около 600 местных работниц. А спустя год только в Чечне всеми видами работы было охвачено более 4826 женщин, из них в кооперации – 2864 человека. В Чеченской автономной области членами сельсоветов в 1926 г. было избрано 529 женщин, а в 1929 г. – 701 человек. Первой из женщин в Чечне председателем сельсовета была избрана Абадат Асабаева, член партии, героиня Гражданской войны. Если к началу пятилетки в промышленности Чечено-Ингушетии не было ни одной чеченки, то уже в 1932 году их было – 614.

Большую роль в вовлечении горянки в общественное производство сыграли организованные при областных и окружных комитетах Советов комиссии по улучшению труда и быта женщин, оказавшие немалую помощь в создании женских колхозов. Особое внимание местные органы власти уделяли на подготовку колхозных кадров. В 1929 году в Чечне было организовано – 5 женских колхозов. Женщины-горянки становились руководителями колхозов. К примеру, известными руководителями колхозов были: П. Эсембаева – председатель колхоза «Свободная чеченка», А. Джабраилова – председатель колхоза имени Кирова, И. Аюбова – председатель колхоза имени Калинина, К. Эбаева – председатель колхоза «Ленинский путь» и многие другие. Женские бригады колхозов «Красный земледелец» (с. Самашки), «Красный чеченец» (с. Закан-Юрт), «Красный труд» Гудермесского района, «Красный партизан», «Путь Ленина» Урус-Мартановского района были признаны лучшими ударными бригадами. Для подготовки колхозных кадров женщин направляли учиться на краевые колхозные курсы горянок. В числе курсанток-горянок при краевых курсах сельскохозяйственной кооперации и колхозного строительства Национальных областей Северо-Кавказского края, организованных в городе Орджоникидзе в 1930 году из 10 командированных от Чеченской автономной области были только две чеченки: Хасарова и З. Рожабова. С каждым годом возрастала роль участия женщины в коллективных хозяйствах (колхозах). Появились женщины-передовики, опережавшие по нормам выработки большинство мужчин.

C первых же дней становления Советской власти в Чечне начала проводиться работа по улучшению организации здравоохранения трудящихся, особенно детей и женщин. В целях охраны материнства и младенчества внедрялась санитарная культура, и строились объекты здравоохранения. В этой сфере соответственно была нужда в женских работниках, и здесь начали привлекать представительниц коренной национальности.
В 1927 году в городе Грозном состоялся I-й Областной съезд женщин-чеченок, членов сельсоветов. На съезде присутствовало 146 делегаток. Наибольшее внимание участников съезда было сосредоточено на задачах женского образования. Было признано необходимым не только учреждение ликпунктов (пунктов по ликвидации безграмотности), но, главным образом, устройство долгосрочных курсов для горянок, которые готовили бы работников-чеченок по ликвидации женской неграмотности, а также женорганизаторов. Участие горянок в общественной жизни, повышение их общесоветского культурного уровня невозможно было осуществить без ликвидации неграмотности. Была поставлена конкретная задача: пропустить через ликпункты всех членов кружков горянок, работающих в мастерских, а также горянок-делегаток. В этих целях увеличивалось отчисление средств до 30% из культурного фонда на масштабную культурно-просветительную работу среди горянок, эти деньги направлялись на организацию и расширение клубов, ликпунктов, кооперированных кружков и курсов. В газете «Грозненский рабочий» тех лет в публикации «Организация курсов по переподготовке женщин-председателей сельских советов» извещается, что: «Президиум ВЦИК решил организовать двухмесячные курсы для повышения квалификации женщин-председателей сельских советов. Курсы должны быть организованы не позднее 1 июня 1930 года».

По резолюции Краевого национального совета (Крайнацсовета) от 14-15 июня 1927 г. было предложено в целях продвижения женщины-горянки на общественную работу и создания для нее лучших экономических условий принять соответствующие меры. Эти меры должны были обеспечить более широкий доступ горянке во все типы национальной школы, в частности, профессиональной школы. Более того, расширялась сеть клубов, и создавались специальные учебные мастерские для женщин. К примеру, был организован Горский техникум кустарного производства и ремесел для женщин горянок. В целях содействия и развития кустарного производства советские органы активно подключали в кустарную промышленность женщин. Так в 1927 году в Чечне работали бурочно-войлочные артели в Старом Юрте и Ведено. В этих артелях работало до ста женщин. Это было и ощутимым материальным подспорьем в семейный бюджет трудоустроенных женщин. Вот как извещает об этой работе республиканская печать тех лет: «Кустпромсоюз приступает к широкой организации женских артелей в Чечне. Сейчас в Чечне работают артели бурочно-войлочные – в Старом-Юрте и Ведено. В первой артели работают 46 женщин. Во второй артели работают 54 женщины. Организована и третья артель – портняжная – в городе. В нее входят 15 домашних хозяек» (Газета «Грозненский рабочий», 14 декабря 1927 г.).
«В целях создания актива для работы среди женщин на местах женотделом организованы четырехмесячные курсы для чеченок из аулов. На курсах поведется работа по ликвидации технической неграмотности, кроме того слушательницы получат запас необходимых знаний для повседневной культурной работы: домоводству, воспитанию детей, санитарии, сельскому хозяйству, огородничеству и т.д. Оригинально будет проходить учеба на этих курсах. Учителей могущих преподавать много, но они не знают чеченского языка. Решено – эти учителя будут заниматься с группой городских женщин-чеченок, с тем, чтобы они выступали перед слушательницами с усвоенными уроками» (Газета «Грозненский рабочий», №18, 22 января 1927 г.).

Кружки и клубы горянок играли большую роль в быстром развитии женского образования. Но участию чеченок в общественной работе в зимнее время сильно препятствовало отсутствие теплой одежды. Это были тяжелые годы послевоенной разрухи Гражданской войны. Материальное положение населения нашего края, как и всей страны, находилось в начале возрождения.
В этой связи Краевой комитет партии в 1928 году предложил развернуть агитацию среди горцев за приобретение для горянок теплой одежды. В постановлении Секретариата Северо-Кавказского Крайкома ВКП(б) отмечалось «… в связи с отсутствием теплой одежды женщины не могут принимать активное участие в общественной работе в зимнее время, при наличии суровых зимних месяцев лишает девочек возможности посещать школы». Кампания «пальто – горянке» началась в 1928 году. Беднячкам, членам кооперативов, активисткам, женщинам, посещающим ликбезы и избы-читальни, пальто предоставляли в кредит, школьницам из малоимущих семей – бесплатно, хотя местами отмечались случаи «отказа взять пальто… по традициям». В течение года государство помогло одеть около 6,5 тысячи женщин и девочек: многие покупали их, конечно, за деньги. Отделы народного образования разрабатывали специальные планы по школьному образованию девочек и женщин. Горянок направляли на учебу в рабфаки (рабочие факультеты), на специальные курсы ликвидации неграмотности, медицинские курсы. II-ой Пленум национальной комиссии Северо-Кавказского Крайкома ВКП(б) подчеркивает необходимость организации во всех национальных областях в 1928 году 3-х годичных учительских курсов для подготовки кадров учителей из горянок и считает необходимым обеспечить максимальный рост и укрепление сети ликпунктов, школ I и II ступени малограмотных клубов горянок, изб-читален. Огромное значение в деле ликвидации неграмотности имела подготовка ликвидаторов неграмотности из числа самих женщин. Крайком ВКП(б) организовывает специальные бригады из грамотного актива горянок для их дальнейшей работы ликвидаторами неграмотности среди горянок. В 1927 году первые 16 чеченок – ликвидаторов (безграмотности) успешно окончили краткосрочные учительские курсы. В 1928 году в 8 ликпунктах Чеченской области обучалось 194 женщины, а уже в 1929 г. в школах I ступени насчитывалось 888 девушек, в детском городке – 28 девочек, в вузах и техникумах занималось 30 горянок. При Алхан-Юртовском клубе и в некоторых других местах были учреждены женские ликпункты, в которых обучались 259 чеченок. Чеченским отделом работниц было организовано несколько школ шитья, бурочного и чулочного производства, где обучалось свыше 100 женщин. Эти школы оказывали, сильное образовательное и развивающее влияние. В 1937 году на рабфаке обучалось 70 женщин-горянок, в медицинском техникуме 32 женщины, были организованы курсы секретарей-машинисток из числа горянок (фото). 20 чеченок окончили кооперативные курсы, 45 горянок – курсы трактористов. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 4 мая 1939 году за выдающиеся успехи в деле обучения и воспитания детей в сельских школах и активное участие в общественной жизни села 27 лучших учителей республики награждены орденами и медалями СССР.

В конце 20-х и в начале 30-х годов XX века, в решении вопросов культурного строительства на местах усиливается борьба за переустройство старого быта. Северокавказская краевая комиссия по улучшению труда и быта трудящихся женщин объявила широкую кампанию ежегодных культурно-бытовых походов. Такие походы проводились не только в городах, но и в селениях силами местных и городских активистов, с участием комсомольцев, пионеров, учителей, дошкольных работников, врачей. В Чечне такие походы устраивались студентами учебного городка имени А. Шерипова в г. Грозном».
Огромное значение для Чечни и Ингушетии имел Декрет Горской республики, изданный в 1922 году, о семейно-имущественных правах горянок, по которому воспрещались похищение женщин, калым, принудительная выдача девушек замуж.
Борьба с бытовыми преступлениями отразилась в участившихся обращениях потерпевших в прокуратуру и суд, в резолюциях партийных и женских конференций. В прессе эта проблема Чечено-Ингушетии оставалась актуальной до конца 1930-х годов. Женщины начали бороться за улучшение своих бытовых условий, возбуждали в судах дела о разделе имущества при разводе, т.е. отстаивали свои гражданские права. Горянки активно начали привлекаться к работе судебных органов. В условиях Чечни женщины для решения различных правовых вопросов охотнее шли за помощью в те суды, где народными заседателями были женщины. Уже к концу 1928 года в Чечне было избрано народными заседателями 277 женщин горянок.
Так одна из первых женщин – судебных работников Сийлаха Даудовна Асиева из селения Алхан-Юрт с 1925 года начала трудовую деятельность в возрасте 13 лет, обучая грамоте сельских детей. Затем, после завершения учебы на двухгодичных курсах во Владикавказе, вернулась в село учительницей начального образования. В 30-е годы Асиева Сийлаха работает в Верховном суде ЧИАССР.

Начиная с конца первого десятилетия функционирования советской власти, наблюдается процесс отхода части женщин Северного Кавказа от патриархальных устоев адата. Этому способствовало ужесточение форм ответственности по советскому законодательству, в котором предусматривалось наказание мужчин лишением свободы сроком не менее одного года за нарушение прав женщины. Вместе с тем, необходимо отметить, что повышение социального статуса женщин и их юридического равноправия с мужчинами не всегда зависело исключительно от правовых нормативов правоохранительных органов государства.
В целом, как ни велики были общие сдвиги в быту горской семьи в первые два десятилетия Советской власти, ему еще была присуща традиционность, противоречащая советским условиям жизни. Таким образом, в 20-30-е гг. XX века целенаправленно решался вопрос вовлечения чеченской женщины в социально-экономическую и культурную жизнь общества в целом. Одной из самых положительных сторон развивающегося советского строя явилось частичное решение проблемы образования всех слоев населения (в частности чеченских женщин) т.е. ликвидации неграмотности. Чеченская женщина благодаря трудолюбию и упорству за короткий период достигла немалых успехов.

Вайнах, №1, 2014.

Оставить комментарий

Ваш E-mail будет скрыт. Отмеченные поля обязательны к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх