Александр Горнов. Лирика гор Раисы Ахматовой

Чеченская литература советского периода не богата большим количеством женских имен в своем составе. Их немного: прозаики Марьям Исаева и Селима Курумова, поэтессы Балкан Анзорова и… Да, имя Раисы Ахматовой стоит особняком не только в чеченской литературе, но и в целом в литературе народов Северного Кавказа. Став прижизненным классиком чеченской литературы, она вместе с тем завоевала симпатию читающей аудитории далеко за пределами родного языка и исторической родины. Но уже двадцать шесть лет каЧеченская литература советского периода не богата большим количеством женских имен в своем составе. Их немного: прозаики Марьям Исаева и Селима Курумова, поэтессы Балкан Анзорова и… Да, имя Раисы Ахматовой стоит особняком не только в чеченской литературе, но и в целом в литературе народов Северного Кавказа. Став прижизненным классиком чеченской литературы, она вместе с тем завоевала симпатию читающей аудитории далеко за пределами родного языка и исторической родины. Но уже двадцать шесть лет как с нами нет Раисы Солтмурадовны, и в этом году мы отмечаем 90-летие со дня ее рождения.

Нижеприведенная статья написана ровно тридцать лет тому назад, еще при жизни Ахматовой и, собственно, она сама ее читала. Автор Александр Горнов – известный в Чечено-Ингушетии журналист, главный редактор популярной газеты советского периода «Комсомольское племя». Данная литературная ретроспектива является не только и не столько взглядом, обращенным в прошлое, сколько робкой попыткой перекинуть мостик между двумя эпохами – эпохой, где жила и остается жить Раиса Ахматова, и эпохой, где продолжаем жить мы с вами.

Стремителен и неумолим разбег времени, сметающий все на своем пути. Лишь перед одним укрощает он свой гордый и независимый нрав – высшими проявлениями человеческого духа, выраженными в больших и малых, но одинаково нужных, добрых, талантливых деяниях современников. То ли в выдающемся открытии ученого, ратном подвиге солдата, то ли в изощренном искусстве артиста, вдохновенном слове поэта, то ли в извечном стремлении хлебороба к земле или заботах матери, протягивающей нить от настоящего к будущему. Поэзия Раисы Ахматовой – явление именно такого порядка. Она – сосредоточение духа народа, выражение его духовной энергии, в ней заключена история восхождения к вершинам своей судьбы целого поколения ее современников, прошедших суровую школу жизни.
Горская поэтесса… В этом понятии – и судьба, и нравственная заповедь творчества, и тот неиссякаемый исток, который вводит поэзию Ахматовой в круг новых тем, питает живительными соками свежих образов, сочных красок, дает поэтессе возможность уверенно произнести:

Мне очень трудная досталась честь:
Я говорю от имени горянок…
Я тороплюсь за стол рабочий сесть,
Как хлебороб, вставая спозаранок.

Ахматова – поэт в истинном значении этого слова. Крестьянская основательность и рассудительность, переданная в наследство родителями, пришедшая с годами мудрость, глубокое знание жизни причудливым образом соединяются в ней с поразительной искренностью чувствований, тем возвышенным настроем души и не потускневшей со временем зоркостью взгляда, что рождают удивительные по философской наполненности и одухотворенности, человеческой теплоте и правде поэтические строфы…
Поэзию Раисы Ахматовой трудно уместить в прокрустово ложе тематических рамок. Также разнообразна она и в формах выражения своих чувств, волнующих мыслей и образов. Поистине неисчерпаемо богата художественная палитра поэтессы. Как всякий крупный поэт, Ахматова обладает удивительным по тембровой окраске и эмоциональной насыщенности поэтическим голосом, уверенно звучащим во всех смысловых регистрах. Тонкий лирик и страстный публицист, летописец сегодняшнего дня и мудрец, пытающийся понять смысл человеческого бытия, возвышенная трепетность чувств молодости и строгая сдержанность человека, много повидавшего и испытавшего на своем веку, – это все Ахматова, ее творчество, яркое половодье стихов, честных и правдивых, как сама жизнь.

Поэзия для Ахматовой – единственный способ жить в этом мире полнокровно, ярко, с ощущением своей причастности к делам, заботам и радостям современников. Поняв это, она дорожит дарованной возможностью говорить сразу с тысячами людей, ведет диалог с читателями с мягкой, располагающей интонацией, лирично, проникновенно, предстает перед ними – жаждущей любви женщиной, познавшей счастье взаимного чувства любимой, нежной и заботливой матерью. И одновременно ее творчество, осмысливая волнующие поэтессу темы, публицистически заострено, философски масштабно. Пожалуй, в этом органичном сплаве высокой гражданственности и женской доверительной теплоты, мягкости и мужественной страстности кроется одна из привлекательных сторон творческой индивидуальности Раисы Ахматовой.
Есть еще одна причина, объясняющая прочное читательское признание ее творчества. Как-то поэтесса произнесла:

Стихи как дальняя дорога,
Которую прошла пешком,
От замысла, как от порога,
С карандашом, как с посошком…
В них и закаты, и рассветы,
Мой дом и дальние края,
В них не отдельные приметы,
А целиком вся жизнь моя.

Сейчас с полным на то основанием можно сказать: в этой поэтической формуле была заключена программа. Читая одну за другой книги Раисы Солтмурадовны, понимаешь, какими сильными токами пронизывает все творчество поэтессы чувство исповедальности. Пронизывает, но не придает ему характер камерности. В этой исповедальности есть нечто такое, что выходит за рамки единственной человеческой судьбы. Какое бы явление жизни ни рассматривала Раиса Ахматова, какую бы тему ни раскрывала, она, повторим еще раз, – анализирует ее с позиции горской женщины.

…Жизненные ступени, по которым ступала поэтесса, были крутыми. Родилась в большой крестьянской семье. Воспитывалась в детском доме. Учительствовала, сотрудничала в газете. Была заместителем министра культуры Чечено-Ингушетии, директором музея изобразительных искусств имени П. Захарова. Долгие годы возглавляла Союз писателей автономной республики. Как ни тяжело было взбираться вверх, понимала: останавливаться нельзя, надо идти дальше, чего бы это ни стоило. В этом – предназначение человека, не исполнив которое, невозможно познать истинную цену счастья. Она никогда не боялась трудностей. Напротив, принимала каждое испытание с благодарностью. Потому что знала: именно так гранится характер, сердце становится щедрее и мягче, а ум – подвижнее. Только так можно запастись впечатлениями, которые сделают человека богатым:

Все в жизни мне давалось нелегко,
Но я всегда с трудом брала преграды,
И в косы пережитое легло
Сединками, как высшею наградой.
Что пользы в легком, хоженом пути,
Когда года стремглав к успеху мчатся,
Незакаленному не донести
Тяжелый груз нагрянувшего счастья.

Каждое произведение Р. Ахматовой – это итог соприкосновения сердца поэтессы с человеческими жизнями, с человеческой добротой, человеческим разумом, деяниями. Она не может писать о том, что ее не взволновало, не вызвало боль или веселье, надежду. Не случайно большинство произведений поэтессы навеяно конкретными жизненными ситуациями, характерами реально существующих людей. Какие нестертые, человеческие, искренние, полные глубокого смысла слова нашла поэтесса для создания обобщенного образа современника в поэме «Слово о хлебе», в которой чистой прекрасной мелодией звучит мысль о гуманизме хлеборобской профессии, ее нравственной основе, очищающей душу человека высоте. А как пленительно пронзительна ее поэма «Поющая чинара», поведавшая о безвестных горских поэтессах. Здесь голос Ахматовой аскетически строг, мужествен, от него веет такой всеохватывающей силой, что поначалу, знакомясь с судьбами героинь, испытываешь почти физическую боль. И снова исполненная огромной любви к людям лирическая исповедь, запечатленная в поэме «Алхазур – летящая птица», где Раиса Ахматова рассказала о судьбе простого чеченского паренька, открывшего свой талант в труде, в служении земле.

Раиса Ахматова гордится связью с людьми, землей, где она родилась и выросла, родным народом, плотью от плоти которого она является. Как глубоко выстраданное и очень личное она произносит: «Я знаю жизнь накоротке, не только в праздник, но за жатвой». Такая связь, по мнению поэтессы, умножает силы человека, делает его зорче, мудрее, помогает постоянно находиться в поле притяжения насущных проблем человеческого бытия. Другой путь – оторванность от мира людей, безмятежное парение над ним, созерцательность – для Раисы Ахматовой органически не приемлем. Об этом она недвусмысленно провозглашает в стихотворении «Он жил на двадцать пятом этаже». Аллегорическая форма произведения, метафорическая изысканность образов скрывают реальную жизненную ситуацию. Рафинированный герой стихотворения, утративший «ясность зоркого зрачка» и лишь способный прекраснодушничать, любуясь «своей больной, возвышенной судьбой», вызывает горькую усмешку поэтессы – не более.
Ахматова глубоко убеждена: только то значимо и ценно в жизни, что зиждется на реальной основе, произрастает из земли, имеет корни в ней. Все остальное лишено глубокого смысла и содержания, как бы внешне привлекательно ни было. Поэтому так естественно звучит в устах поэтессы признание: «Рвать цветы я не могу: они умрут, они живые!» Поэтому ее желание «к земле щекой прижаться, чтобы вдохнуть ее тепла», «слиться с тишиной ночной, прошелестеть в кустах бессонной птицей, забиться родниковою водой или к далеким звездам устремиться» воспринимается как всевластный и всемогущий зов души, как та внутренняя потребность, без которой человек не может жить и работать.
Близость к земле, общение с природой рождает в человеке доброту. Доброта, утверждает поэтесса, это не только внешние проявления натуры человека. Это – та высокая степень нравственности, что определяет поступки, мысли, устремления личности, побуждает ее ответственно относиться к каждому своему слову. Доброта, как трактует этот полный философского смысла образ Ахматова, не приводит человека к мягкотелости, безропотному молчанию с ужасом в глазах перед злом. Настоящая доброта всегда действенна, а добрый человек всегда силен и граждански активен. «Пусть доброта готова будет к бою, лишь тогда она повергнет зло!» – твердо говорит поэтесса, делясь с читателями приобретенным опытом.

Судьба предопределила характер поэтессы. Характер сложный, неоднозначный, противоречивый, собравший в себя сложную полифоническую гамму разнообразнейших свойств, качеств, черт, которые никак нельзя отделить друг от друга. Самое привлекательное в ее натуре – естественность, умение в любой, даже самой выигрышной ситуации оставаться такой, какая она есть на самом деле – земной, искренней и одновременно чуточку грустной, настороженной.
Ахматову, как всякого талантливого человека, отличает впечатлительность, она наделена удивительной способностью смотреть на мир широко открытыми глазами, радоваться увиденному. Поэзия в ней живет непреходяще. Подчас удивляешься: даже простые, казалось бы, обыденные ситуации она оценивает с присущей ей проницательностью неожиданно, образно, живописно, находит для них точные и емкие оценки, характеристики.

Ахматова – необыкновенно тонкий, ранимый человек, больно переживающий несправедливость, грубость, навет. Она – сомневающийся человек, ей чужда безаппеляционность, не терпящий возражений тон, поэтесса умеет слушать собеседника, ей всегда интересно знать его мнение о ее поэзии, мыслях, поступках. Ахматовой важно всегда находиться в кругу людей, в гуще друзей, которые могут поддержать, сказать одобряющее слово, развеять неспокойное состояние духа…
Ахматова – добра, милосердна, ее сердце переполняет неизбывная любовь к людям, которая как бы открывает душу поэта перед жизнью, человеческими радостями и бедами. И в то же время – это туго закрученная пружина, готовая в любую минуту выстрелить в того, кто посягнул на ее достоинство человека, поэта, самостоятельность чувств и мыслей.
Жизнь без бурь и потрясений не для Ахматовой. Она – прирожденный боец, но воюет поэтесса не с ветряными мельницами, а с конкретными носителями зла, смело изобличает в своем творчестве те пороки, негативные явления, которые прямым образом сказываются на нравственном самочувствии человека и общества в целом, сдерживают активизацию человеческого фактора, наше движение вперед:

Мне нужно иногда встречать врага
Лицом к лицу – для самоуваженья.
Чтоб в будущем не драться никогда,
Я выхожу сегодня на сраженье.

Особенно ее возмущают равнодушные, двуличные люди, тот, кто «комедию ломает и наизусть играет в прямоту», для кого вовремя и громко произнесенное высокое слово – удобный способ удовлетворения своих эгоистических амбиций, достижения корыстных целей. Отношение поэтессы к подобным бездушным шутам и паяцам однозначно:

Мой друг, остерегайся их:
Нет ничего у них святого –
Из светлых слов создать готовы
Броню для черных дел своих.

С открытым публицистическим забралом выступая против современного мещанства, поэтесса с такой же неистовостью отвергает и философию «золотой середины», которая дает возможность занять примиренческую позицию по отношению к негативным явлениям, подняться над извечной борьбой добра и зла. Быть не пассивным наблюдателем, а активным участником жизни, не возмущаться недостатками, а устранять их, не ждать, а бороться за счастье, приближать мечту – эти принципы исповедует сама Ахматова в жизни, этому учат нас и ее герои. Как вызов судьбе, бросила поэтесса в начале творческого пути дерзкий, на первый взгляд, девиз: «Мне только крайности нужны». Сейчас, по прошествии времени, понимаешь: сказанное не было фразой. Нравственный максимализм, абсолютная честность в жизни и творчестве, совестливость, боевитость духа, неумение и нежелание идти на компромиссы, какие бы выгоды они ни сулили, являлись и являются мерилом ее жизни:

Быть несчастной — права не имею.
Счастье мне предрешено судьбой.
Потому, что главным я владею:
В этом мире быть самой собой.

Поэзия Раисы Ахматовой открывает нам богатый внутренний мир поэта, круг ее привычных забот и стремлений, то, о чем думает она и как живет день за днем. Ахматова умеет искренне радоваться делам своих современников: «Откуда ты, хороший человек? Откуда ты, прохожий человек? Скажи мне имя все же, человек! А может, это вовсе ни к чему: что имя даст поступку твоему? Я безымянной доброту приму. Я безымянной чистоту приму». Преданно дружить: «Я в трудный чac друзей не предавала. Мои дела и помыслы чисты. Лицом к лицу с врагом своим вставала. Не ради мести – ради правоты». Быть деятельной: «Покой мне чужд. Без стонов и без жалоб пойду вперед и жизнь вспашу, как поле, чтоб время календарь опережало, чтобы судьба была покорна воле».
Поэтесса не только жаждет деятельности, но и убеждена: «Я все могу». Ее мечта: «Пусть каждый человек счастливым будет, чтоб счастье щедро разделить на всех». Исполняя свою мечту, Раиса Ахматова спешит «побольше сделать в жизни добрых дел». Но при этом она не почитает заслугой свой шаг. Делать доброе для поэтессы – нечто обычное, не требующее вознаграждения. Вот почему такой искренностью полнятся ее слова: «Я ордена храню, а не ношу. Пускай они не служат мне кольчугой». Чтобы утверждать это и утверждать с абсолютной верой в то, что говоришь, не кривя собственной совестью, а именно так и поступает Раиса Ахматова, надо обладать мужеством, огромной силой воли. И все-таки, предъявляя себе самый высокий счет, она менее всего походит на человека, которому не ведомы душевные борения. Ахматова остается женщиной. «Мне слабость не чужда», – делится поэтесса с читателями.

Раиса Ахматова живет единой жизнью с родным народом, республикой, страной. Это обстоятельство сразу бросается в глаза при знакомстве с творчеством поэтессы, пронизанным идеями патриотизма, согретым преданным чувством дочерней любви к самому святому, что есть у каждого человека, – Родине. Образ родной страны, созданный автором, вызывает восхищение – настолько он прекрасен, чист, светел и удивителен по силе эмоционального воздействия, несет в себе прекрасную мысль о том, что вне связи с ней человек не может испытать полнокровность бытия, подлинную радость и счастье жизни. Родина, в понимании Ахматовой, это – все, что ее окружает. И родной аул, где, как прежде, к речке бегут белоголовые ромашки. И его люди, добрые, отзывчивые, трудолюбивые, с веселым и гордым нравом. И горная речка Аргун, что ревет, неистовствует в пене. И «тропинка, паутинкой уходящая туда, где небо облаком закрыто». Любовь поэтессы к Чечено-Ингушетии беспредельна. Не случайно столько ярких, возвышенных страниц ее творчества посвящено горному краю, его людям. Патриотическое чувство поэтессы лишено национальной замкнутости, ограниченности. В этом его подлинность, интернациональное значение. Любовь Раисы Ахматовой к Чечено-Ингушетии простирается на всю социалистическую Отчизну, а гордость за свой народ, уважение к родному языку, культуре, прогрессивным национальным традициям сочетается в ней с истинными симпатиями к другим народам советской страны. Так проявляется важная сторона мировоззрения Ахматовой, интернационалиста по духу, поэта, умеющего без риторики, высокопарной фразы, вычурной патетики, очень искренне, с той мерой душевной открытости, которой веришь безоглядно, поведать о святых для советского человека понятиях – Родине, Отечестве, дружбе людей различных национальностей.
Это побуждает поэтессу отправиться в дорогу. Не случайно мотив дороги, крутого восхождения, преодоления препятствий является определяющим в ее творчестве. В поездках по бескрайним просторам Родины Раиса Ахматова, все ее существо, впитывает, как бы наполняется красотой социалистической действительности, старается уберечь в сознании дорогие сердцу картины. Ее радует реальность сказок и сказочных историй Сибири. Она объявляет себя пленницей Еревана, что «поднялся исполином и купол неба держит над собой». Прощаясь с бурятской рекой Селенгой, поэтесса собирается из тысяч волн одну сберечь и увезти ее в горском кувшине. В небе Алтая она видит звезды, которых раньше не встречала. Каспию поэтесса «в подарок сердце и любовь народа привезла».

Тема Родины в творчестве Ахматовой многогранна. В стихах прошлое, настоящее и будущее Отчизны соседствуют, переплетаются друг с другом, образуя сложную философско-эстетическую категорию. Прошлое входит в поэзию Раисы Ахматовой не для того, чтобы умиляться им. На его фоне отчетливее видны день сегодняшний, стремительный разбег жизни, грандиозные деяния страны. С откровенной иронией говорит поэтесса о тех, кому необходимо попасть в средневековье, «чтобы удивиться веку своему». Свежесть восприятия мира – одно из драгоценных свойств поэзии Ахматовой. Зорко подмечая то новое, что встречается ей в дороге, поэтесса не только удивляется веку своему, она гордится своей причастностью к делам современников, тем, что вносит посильную лепту в общий труд советских людей.
Особая, волнующая страница в творчестве Раисы Ахматовой – любовная лирика, глубоко реалистические мотивы которой органично обрамляются романтическими интонациями. Ее стихи о любви, сокровенных душевных тайнах своей героини открывают нам сильную, гордую натуру. Образ женщины, жаждущей любить и быть любимой, у поэтессы всегда возвышенно приподнят, окрашен загадочностью, полнится нравственной чистотой, целомудрием, глубиной чувств. Излучающие свет высокой духовности, исполненные внутренней гармонии стихи этой тематики согреты радостным ожиданием счастья, пробуждают в нас жажду красивого и доброго, ратуют за нравственное совершенство, учат быть ответственными за свои поступки.

С позиции своего поколения, много пережившего в годы минувшей войны, говорит Раиса Ахматова, мать, поэтесса, общественный деятель, о проблеме сохранения мира на Земле. Она призывает всех честных людей планеты сломить преграды «непонимания и лжи», построить такое будущее, в котором «земляне станут земляками». При этом Раиса Ахматова убеждена: сейчас проклинать войну мало. Против смерча огня, ужаса, сожженных надежд – надо бороться. И эта борьба будет тем успешнее и действительнее, чем скорее каждый живущий на земле осознает необходимость своего участия в ней.
Творчество Раисы Ахматовой, нашедшее отклик в сердцах миллионов советских людей, известно любителям поэзии США, Англии, Франции, Испании, Кубы, Чехословакии, ГДР, Финляндии и еще более тридцати стран мира. Оно давно перестало быть принадлежностью только литературного процесса республики. Вобрав в себя богатство и своеобразие горской народной поэзии, традиции русского стихосложения, открытия современной поэтической мысли, оно – важный атрибут духовной жизни родного народа, свидетельство интеллектуального роста нации, ее таланта и поистине неисчерпаемых возможностей. Постигая мир поэзии Р. Ахматовой, каждый, у кого не зачерствела душа и сердце, жаждет новых впечатлений, словно попадает в то желаемое чистилище духа, где освобождаешься от всего суетного, будничного, недостойного, где становишься внутренне богаче и тоньше, духовно совершеннее. Перед тобой открывается нравственная высота, которую непременно хочется достичь…

Вайнах №4 печатная версия, №12 электронная версия

Оставить комментарий

Ваш E-mail будет скрыт. Отмеченные поля обязательны к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх