Культура и языкознание

Идрис Булатбиев. Имена древневосточных богов в чеченской антропонимике.

Месопотамия – это область, где возникла древнейшая в мире шумерская цивилизация. В создании культуры Месопотамии участвовали разные народы: шумеры, аккадцы (вавилоняне и ассирийцы) и обитавшие в Северной Месопотамии и Сирии хурриты. К какой из языковых групп относился язык шумеров, наукой еще не установлено, аккадцы считаются семитоязычными, а язык хурритов признан родственным языку нахов.  Читать далее »

Магомадова Бана. Марнана.

Комеди Чаккхе. Юьхь еша 3-чу номерехь. 2 сурт Хункар-Пашин х1усам. Лоха дина деха ц1енош. Шуьйра ц1ена уьйт1е. Жимчу г1ентахь хиъна 1а Тумишин марнана Жанета, керахь тоьгуш коч а йолуш. Д1анехьа х1умнаш юьттуш гуш ю Тумиша. Гуш ду цуьнан дилхина б1аьргаш. ЖАНЕТА. Зулпаан несо шолг1а к1ант вина-кх. Нехан-м ирс хуьлу, сан ирс дайна-кх цхьанхьа, к1ентан к1ант гур волчух тера дац. Зуда ... Читать далее »

Магомадова Бана. Марнана.

Комеди Дакъалоцурш: Хункар-Паша – 40 шо Жанета – цуьнан нана – 60 шо Тумиша – цуьнан х1усамнана – 36 шо Малика – юьртара йохкархо – 37 шо Камета – цуьнан накъост – 37 шо Бетар – юьртахо – 45 шо Леча – Хункар-Пашин шича – 50 шо Якъуб – юьртахо – 39 шо Тоита – юьртахо – 38 шо Бач1а ... Читать далее »

Юсуп Амаев. Об особенностях чеченской грамматики, или Несколько слов по материалам одного научного исследования.

В ходе нашего исследования так называемой «звукознаковой» концепции сущности чеченского естественного устного языка под эгидой Академии наук ЧР и Комплексного НИИ им. Х.И. Ибрагимова РАН вышел в свет (конец 2013 г.) I том научного (проектного) издания «Грамматика чеченского языка». Читать далее »

Делан Элча (Делера салам-маршалла хуьлда цунна) вина бутт

Нохчийн халкъо гуттар лоруш а, сий деш а хилла Делан Элча Мухьаммад-пайхамар (Делера салам-маршалла хуьлда цунна) дуьненчу ваьлла бутт – раби1уль-авваль. Вайнаха цунах мовладан бутт олу. Оцу баттахь тайп-тайпана даарш кечдой, бусулба нах чу а кхойкхуш, Элча (Делера салам-маршалла хуьлда цунна) хастош, цуьнан сийлахь амалш, хаза г1иллакхаш, дахарехь хилларш дуьйцу назманаш а олуш, Къуръанан сураташ а доьшуш, зикарш а деш, ... Читать далее »

Ахмет Асхабов. Дорога домой.

Рассказ Как в темном царстве светлый луч, Мысль об Отчизне сердце греет… Нельзя было еще отличить белую нить от черной, когда Хамзат открыл глаза, просыпаясь от тяжелого кошмарного сна. Вот уже несколько дней, как он потерял сон: просыпается задолго до света и кряхтя ворочается на жесткой постели, пока не рассветет. И тому, конечно, есть причина: чем ближе день отъезда, тем ... Читать далее »

Абузар Айдамиров. Дороги моей жизни*

Автобиографический очерк Окончание. Начало в №№ 10,11 Руководство книжного издательства отнюдь не думало приступить к изданию романа и выдать мне аванс. К осени Галаев ушел на пенсию, а Лорсанукаев перешел на журналистскую работу. Читать далее »

Абу Исмаилов. ЭДАЛ. Драма в стихах (в двух частях).

Продолжение. Начало в №№9,10. Действие происходит в одном из горных селений Чечни в середине XVII века Часть вторая Картина первая Лесная поляна. Под старой грушей спит Эдал и видит сон: …Прерывая птичьи голоса, вдали раздаются выстрелы. Через некоторое время из лесу появляется человек. Он безоружен, обросший. Одежда на нем изорвана и окровавлена. Возле дерева он падает. Эдал слышит его стоны, ... Читать далее »

Вверх