Критика и литературоведение

Гилани Индербаев. Социально-исторические и политические предпосылки зарождения жанра драмы в чеченской литературе 20-х годов ХХ в.

До Октябрьской революции чеченский народ, как и многие народы царской России, не имел своей развитой письменной художественной литературы и профессионального театра. Вся духовная культура народа, по существу, была сконцентрирована в его богатом устном творчестве. Читать далее »

Муса Ахмадов. О философии и эстетике Магомета Мамакаева

Магомет Мамакаев был из тех людей, которые считали своим долгом художественным словом «перелистывать» в творчестве счастливые и трагические страницы (Добро и Зло) в истории народа. Он еще в ранней юности осознал этот долг как святую ношу. Читать далее »

Овхад Джамбеков. Чеченская литература в годы Великой Отечественной войны (1941–1944 гг.)

Зарождение и становление чеченской литературы приходится на 20-30-е годы прошлого столетия. Менее чем за два десятилетия, она «прошла ускоренный путь развития: сформировались почти все основные жанры прозы, поэзии, драматургии, началась активная работа по взаимопереводам, выросло новое поколение писателей, которое внесло свежую струю в литературу» (Э. Минкаилов). Читать далее »

Гилани Индербаев. Любовью к театру «мобилизованный и призванный…»*

(К столетию со дня рождения Билала Саидова) В июне текущего года исполнилось 100 лет со дня рождения Билала Саидова, известного чеченского поэта, драматурга, режиссера и переводчика. Б. Саидов родился 10 июня 1914 года в одном из живописных уголков горной Чечни – в селении Махкеты Веденского района. Читать далее »

Казбек Гайтукаев. Я рассказал морю, и море вскипело…

По многим параметрам творчества и личной судьбы Тауз Исс примыкаем к поколению чеченских писателей, которые родились в депортации и о своих литературных амбициях впервые заявили в 70-80 гг. прошлого века в объединении студенческой молодежи «Пхьармат» («Pharmat» – «Прометей»). Он разделял с коллегами идейно-эстетические принципы литературного объединения, поставившего себе задачей нести народу свет просвещения искусством художественного слова. Читать далее »

Вахид Итаев. В поисках идеального героя.

Роман Мусы Ахмадова «Деревья в сумерках» вышел на чеченском языке 25 лет назад. Он занял особое место в художественной словесности чеченцев, так как явился подлинно новаторским для того времени произведением. Удачное сочетание актуальной проблематики с «вечными» вопросами, необычная поэтика, в которой фантастика переплелась с реальностью – все это определило счастливую судьбу романа, который занимает достойное место в ряду лучших произведений ... Читать далее »

Руслан Ясаков. Талисман гор. Рецензия.

История человечества (в том числе и чеченского народа) начинается… со вчерашнего дня и уходит в глубину тысячелетий. Туда, где из поколения в поколение жили, трудились, страдали, любили и умирали наши праотцы. И настоящего патриота, в первую очередь и главным образом, будут, конечно же, интересовать судьбы и деяния своих далеких предков, а не вопрос о времени изобретения косого паруса или же ... Читать далее »

Казбек Гайтукаев. Две тенденции в изображении Кавказа в русской литературе.

Каждый раз, в процессе и после очередного кризиса в истории русско-кавказских отношений, нередко доходивших до вооруженных столкновений, как, например, последние войны России в Чечне и Грузии, каждое новое поколение идеологов победителей и побежденных, задаваясь вопросами: за что, почему, кто виноват и что делать? – обращается в прошлое в поисках подсказки и ответа в исторических аналогиях: кто – для того чтобы ... Читать далее »

Вверх