Критика и литературоведение

Хава Юсупова. Особенности художественной символики в рассказе Арби Усманова «Ностальгия»

Арби Усманов – один из интересных и оригинальных представителей современной чеченской прозы, отличительной особенностью которого является интерес к постановке и осмыслению преимущественно нравственно-философских проблем. Следует отметить еще одну составляющую его поэтики – это умение вместить значительный художественный смысл в небольшое пространство литературного произведения. Рассказ «Ностальгия»1 позволяет существенно прояснить и дополнить некоторые моменты творческой эволюции художника, особенности его философской и эстетической ... Читать далее »

Тамара Джамбекова, Овхад Джамбеков. Женские образы в романе М. Мамакаева «Зелимхан»

В романе чеченского писателя Магомета Мамакаева «Зелимхан» женские образы занимают одно из центральных мест. По утверждению литературоведа Х.В. Туркаева, все важнейшие подвиги разнотипных героев в героико-исторических песнях илли связаны с образом женщины. Без ее благословения и мудрого напутствия, сердечности и любви ни один герой илли не совершает свой подвиг. Достаточно назвать «Илли о князе Мусосте и о Сурхо, сыне Ады, ... Читать далее »

Джамиля Товсултанова. Система духовно-нравственных, общественно-политических и философских представлений Мусы Ахмадова

В публицистике, эссеистике и документалистике каждого писателя находит ясное и прямое выражение авторская позиция писателя, не опосредованная художественным замыслом и условностью. Читать далее »

Лидия Довлеткиреева. Безэквивалентные единицы чеченского языка как лакуны для русской лексической системы

О наличии национально-специфического концепта у того или иного народа, как и об отсутствии концепта в концептосфере определенного народа можно судить по имеющимся в сравниваемых языках безэквивалентным единицам и лакунам. Их обнаружение возможно в рамках контрастивной лингвистики. Безэквивалентная единица, или эндемичная единица (биол. эндемичный – «произрастающий, имеющий распространение в одной местности») – это единица, имеющаяся в одном языке и отсутствующая в ... Читать далее »

Постсоветская чеченская литература: мнения, оценки

Год 2015-ый был объявлен Годом литературы. Страна его отмечала по-разному: всевозможные выставки, ярмарки, форумы, конференции, круглые столы, писательские встречи с читателями и многое, многое другое. В рамках страны литературный год, конечно, носил глобальный и общий для всех регионов характер, но, вместе с тем, в регионах и тем более в национальных субъектах, Год литературы также послужил поводом для подведения определенных итогов. ... Читать далее »

Джамиля Товсултанова. Жанр аналитико-полемического выступления в публицистической деятельности Мусы Ахмадова

Публицистика Мусы Ахмадовa интересна и важна с точки зрения тематики и проблематики его выступлений, выраженных в них мировоззренческих и эстетических позиций. Свое выступление в рамках «круглого стола» журнала «Дружбы народов», названного «Панорама литературы на фоне гор» и прошедшего весной 2006 года в Железноводске, Муса Ахмадов озаглавит: «Наша литература как будто застыла» [Ахмадов, 2006]. По жанру этот текст следует отнести к ... Читать далее »

Гилани Индербаев. Социально-исторические и политические предпосылки зарождения жанра драмы в чеченской литературе 20-х годов ХХ в.

До Октябрьской революции чеченский народ, как и многие народы царской России, не имел своей развитой письменной художественной литературы и профессионального театра. Вся духовная культура народа, по существу, была сконцентрирована в его богатом устном творчестве. Читать далее »

Муса Ахмадов. О философии и эстетике Магомета Мамакаева

Магомет Мамакаев был из тех людей, которые считали своим долгом художественным словом «перелистывать» в творчестве счастливые и трагические страницы (Добро и Зло) в истории народа. Он еще в ранней юности осознал этот долг как святую ношу. Читать далее »

Вверх