Харон Хидаев. Чеченские музыкальные инструменты.

Современное чеченское общество знает о своих исконно национальных инструментах до обидного мало. В основном мы видим дечик-пандур и кехат-пандур. А слышим и того меньше. Потому что звук, издаваемый современным дечик-пандуром, далек от звука его старинных аналогов. Это, скорее, тон балалайки. Да и вид дечик-пандура напоминает балалайку с обрезанными углами. Изготовлением этих инструментов начал заниматься Ремпромкомбинат Министерства культуры ЧИАССР. Профильной продукцией этого комбината были деревянные кресла для клубных учреждений, котрые имели ужасающий вид.

И между делом столяр, имевший к музыке такое же отношение, как к балету, из подручного материала мастерил дечик-пандуры, которые, тем не менее, имели большой спрос и раскупались учреждениями культуры с большим энтузиазмом. Полное отсутствие конкуренции сделало свое дело: в том первозданном «столярном» виде дечик-пандур дошел до наших дней. А между тем, отдельные исполнители народных песен сами мастерили себе инструмент, который и внешне отличается от серийных, и звук имеет глубокий и «бархатный», как и должен звучать настоящий дечик-пандур. Хороший музыкант с помощью этого инструмента мог передавать тончайшие переживания души, делиться радостью или горем с людьми, и слова здесь становились излишними.

В далекие времена у чеченцев существовало множество музыкальных инструментов, которые скрашивали их жизнь, полную лишений и борьбы за существование. Но многие из них исчезли в лихолетье времен, когда нашим предкам приходилось чаще слышать звон оружия, нежели переборы струн.
Даже поверхностные исследования выявили наличие у нашего народа музыкальных инструментов, которыми пользовались, причем в недавнем прошлом.
К ним относятся: зурма, ц1уз, шедаг, маа, дутра – духовые инструменты. Есть отрывочные сведения о смычковых и щипковых инструментах, которые ждут своих исследователей.

Сегодня, когда Чечня устремилась в будущее, самое время оглянуться в прошлое и взять оттуда все, что поможет нам соответствовать своему времени, окружающему миру. И важнейшее место на этом пути занимает культурное наследие, в частности, музыкальная культура. В 60-е годы прошлого века в течение десяти лет с момента восстановления ЧИАССР именно в культурной жизни республики произошли поистине революционные изменения. Наряду с созданием Чечено-Ингушского национального театра, Чечено-Ингушского ансамбля песни и танца, в Грозненском музыкальном училище было открыто отделение национальных инструментов, куда принимались юноши и девушки коренной национальности на льготных условиях. Разработана и внедрена методика обучения игры на дечик-пандуре, практически возрожден сам инструмент дечик-пандур, созданы его разновидности – модельный ряд: «прима», «альт» и «бас», что уже стало предпосылкой создания оркестра народных инструментов.

Уже 1963-64 гг. состоялся первый выпуск молодых музыкантов, виртуозно владеющих дечик-пандуром. Все они влились в оркестровую группу Чечено-Ингушского ансамбля песни и танца, где плодотворно работали в последующем. Это был пример, когда в самые сжатые сроки можно решить сложнейшие задачи в сфере культуры при наличии ясной государственной программы и энтузиастов, воплощающих эту программу в жизнь, и было бы уместно тот опыт использовать сегодня.

Вопрос развития музыкальной культуры нашей республики стоит достаточно остро. Поступательное движение в этой сфере происходит, но нельзя не признать, что единой программы или единого русла, куда направлены усилия по поддержке этого процесса, нет. Учитывая, что возрождение и усовершенствование музыкальных инструментов имеет для нашей культуры определяющее значение, необходимо предпринять ряд практических шагов. На наш взгляд, они состоят в следующем:
1. Создать инициативную группу, задачей которой будет сбор всей информации по музыкальным инструментам чеченцев с древнейших времен и до наших дней.
2. Установить связь со всеми мастерами по изготовлению национальных музыкальных инструментов, проживающими в республике.
3. Проводить ежегодные конкурсы на изготовление лучших музыкальных инструментов.

4. Создать специализированное научно-производственное предприятие по поиску, возрождению и изготовлению чеченских музыкальных инструментов.
Данный пункт имеет особенно важное значение, поскольку практическое применение результатов поиска, изобретения стимулирует дальнейшую исследовательскую работу и скорейшее внедрение в жизнь результатов поиска.
В начале 90-х годов прошлого века нами был открыт производственный комбинат на базе Всероссийского музыкального общества, который был ориентирован на возрождение и изготовление национальных инструментов.

Помню, с каким энтузиазмом научная интеллигенция нашей республики откликнулась на просьбу помочь в поиске утерянного культурного наследия нашего народа. За короткое время мы запустили цеха по изготовлению музыкальных инструментов, пошиву национальных костюмов, в плане было создание научной лаборатории по сбору и обобщению особенностей национального прикладного искусства во всех сферах культуры и использованию этой информации в изготовлении профильной продукции. К сожалению, наша деятельность была прервана на середине старта: когда сложился коллектив единомышленников, была создана материально-техническая база, укомплектованы штаты, начались военные действия, которые свели на нет все наши начинания.
5. Открыть школу-интернат для музыкально одаренных детей, организовать обучение на всех музыкальных инструментах, пригласив опытных преподавателей по музыке из любых регионов.
6. С целью популяризации национальных музыкальных инструментов ежегодно проводить конкурсы исполнителей.

7. Пригласив опытного дирижера, создать государственный оркестр народных инструментов, который станет лабораторией по внедрению возрожденных музыкальных инструментов, воспитанию музыкантов и дальнейшему развитию профессиональной музыкальной культуры нашей республики.
Можно с уверенностью сказать, что, приняв данную программу и разбив ее на пять ближайших лет, можно заложить основу для качественного прорыва в области музыкальной культуры Чечни.

Вайнах №9-10, 2015.

Оставить комментарий

Ваш E-mail будет скрыт. Отмеченные поля обязательны к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх