03.03.2017

«Главное в человеке – человечность…»

Седовласый, среднего роста, с добрыми по-детски глазами и мягким приятным голосом, он принимает поток посетителей и у себя дома в родном Алхан-юрте, и в офисе, что арендует в Слепцовске (Республика Ингушетия). Он известен в нашей республике как врач-фитотерапевт. В душистый мир трав и цветов он погрузился во время первой чеченской военной кампании – попытка убежать от человеческого и фармакологического произвола в лоно природы обернулась освоением новой профессии. Но редко кто знает, что этот человек, который в наши дни находит гармонию в цветиках-семицветиках, когда-то, кажется, очень давно эту же гармонию искал и находил в семи нотах музыкальной гаммы. Редко кто знает, что именно он, Муса Кантаев, является автором музыки и слов песни «У родника», которая ранее исполнялась многими другими артистами эстрады и нашей, и сопредельных республик и которая буквально в эти дни взорвала Интернет: кавер-версия и клип в исполнении талантливого певца из Кабардино-Балкарской Республики Астемира Апанасова имеет колоссальный успех на Youtube, многочисленные просмотры, теплые комментарии и широкое распространение по каналам других соцсетей.

333

На фото: Муса Кантаев и Муса Ахмадов.

Сегодня Муса Кантаев гость нашей редакции.

Муса Ахмадов. В самом начале нашей беседы я бы хотел взять музыкальную паузу… Мне скинули этот клип по Ватсапу… Поет молодой кабардинский певец Астемир Апанасов на английском, итальянском, чеченском, русском языках (включает видеоролик на своем телефоне, где исполняется песня Мусы Кантаева «У родника»).
Муса, расскажи нам о себе, о том, как ты пришел к сочинительству музыки?

Муса Кантаев. Родился я в 1951-ом году в Казахстане. В 1963-ем году наша семья вернулась на историческую родину, в село Алхан-юрт. В 1969-ом году, после прохождения соответствующих курсов, меня взяли на работу завклубом при сельском ДК. А в 1970-ом году я поступил в музыкальное училище. Со мной вместе учились Имран Усманов, Али Димаев, Умар Димаев… Но после первого курса меня призвали в армию. После возвращения в 1973-ем году я продолжил учебу, будучи на втором курсе. В 1974-ом году написал свою первую песню. Там еще такие слова были (Муса Кантаев напевает): «Алахьа соьга, йог1ар юй теша…». Эту песню исполняла и Маьлх-Аьзни Чакараева, и Токаев Сулиман… Первые свои музыкальные композиции я сам не исполнял. Со мной еще учился Сулиман Токаев, он также концертировал. Так я ему показывал свои сочинения. Имран Усманов, помимо того, что он замечательный исполнитель, в те годы еще и музыку сочинял и сам же исполнял свои песни.
Затем, в 1976-ом году была написана песня «Хазалло кхоллина хьо», я ее тоже передал Сулиману Токаеву и первыем ее исполнил он. И за этот же период была написана песня «Дека хьан аз».

Муса Ахмадов. То есть «Хазалло кхоллина хьо» и есть та самая «У родника», что сейчас поет Апанасов?

Муса Кантаев. Да.

Муса Ахмадов. А «Дека хьан аз», не смог бы ты ее напомнить, напеть чуть-чуть…

Муса Кантаев. «Хьан б1аьргаш лепара, хьо дагна езара / Баркалла хьуна, йо1, хесталло геннара хьан дека аз…». Эту песню тоже пел Сулиман Токаев.

Саламбек Алиев (редактор отдела публицистики). А кто автор слов?

Муса Кантаев. Слова тоже мои

. Мы были молоды и все, что взбредет в наши молодые головы, то и писали (смеется)…
К слову сказать, если бы не тогдашний министр культуры Татаев, вряд ли нас тогда и в училище бы приняли. Ведь обязательное условие для поступления в Грозненское музыкальное училище – это наличие за спиной музыкальной школы. И только после личного распоряжения министра Татаева нас с Имраном приняли в училище. Я учился по классу аккордеона.
После окончания учебы меня направили в Урус-Мартан…

Муса Ахмадов. В те годы, в годы вашей учебы и в последующее за тем время, на вайнахском культурном поле появилось много талантливых молодых людей. К примеру, в художественной литературе об этом можно судить по творческому объединению «Пхьармат». Музыкальный же цвет нашей республики представлял ты, Сулиман Токаев, Имран Усманов, Али Димаев, Рамзан Давлидов и многие другие. Кого бы ты еще вспомнил?

Муса Кантаев. В 1977-ом году, когда я в Гихах работал в музыкальной школе, ко мне пришел Хусейн Домбаев… По-моему, и ты его хорошо знаешь, Муса?

Муса Ахмадов. Да, конечно. Он стихи писал.

Муса Кантаев. Так вот, как раз он мне и рассказал про клуб «Пхьармат», что он член этого клуба. А также показал свое стихотворение «Къоналла» и попросил положить его на музыку. В том же году я это и сделал. Помню, как мой односельчанин, известный в нашей республике поэт Хусейн Сатуев, человек крайне сдержанный на эмоциональную оценку, высоко отозвался о словах Домбаева. А через три года в моем родном селе Алхан-юрте отстроили новый Дворец культуры и я, естественно, пожелал переехать работать туда. Уже здесь, в Алхан-юрте, мы с местными энтузиастами и с ребятами из соседней Алхан-Калы создали группу «Алха». Открытие нашего сельского Дворца культуры показали по центральному ТВ. Там же я спел и песню «Къоналла» на слова Хусейна Домбаева. Через некоторое время пришли с республиканского радио и попросили запись песни, вот так она вышла в широкий эфир.

Муса Ахмадов. А у тебя изначально была цель стать композитором?

Муса Кантаев. Нет, такой цели не было. Не знаю даже, как-то так повернулось… Заложено что ли это было во мне… В свое время мой дедушка был широко известен в нашем крае как исполнитель религиозных песен и зикров, а мой отец в тайне ото всех играл на аккордеоне, так как открыто играть на этом инструменте считалось предосудител

 

ьным. И даже в наши годы увлечение музыкой сопровождалось упреками, типа, не мужское это дело. Но когда я выбрал именно музыкальное образование, отец меня поддержал и при этом наказал: «Если мой старший брат будет ругать тебя по этому поводу – не перечь ему, не возражай. Проявляй уважение и молча выслушивай его, а учебу продолжай».

Саламбек Алиев. Кто из композиторов повлиял на Ваше творчество? Может, кто-то из мировых классиков? Моцарт? Бах? Бетховен? Или из советских композиторов?

Муса Кантаев. Одним из моих любимых композиторов, на творчество которого я обращал пристальное внимание, был Соловьев-Седой. Помните его «Споемте, друзья…»: «Прощай любимый город, уходим завтра в море…» Очень популярная песня той эпохи. Однажды Соловьев-Седой с поэтом Чуркиным сидели на берегу моря: в туманной дымке проплывал пароход, где-то далеко были слышны звуки баяна, и морские волны то накатывали на берег, то отступали. И в итоге симбиоз композитора и поэта выдал проникновенную песню: «И берег родной целует волна, и тихо доносит баян». Говорят, что даже такой железный человек, как маршал Жуков, и то прослезился, когда впервые услышал эту песню. Песня удачная в плане того, что автору слов удалось схватить точную и живую картину, а композитору приложить к тексту не менее удачные ноты. Такие песни живут вечно. И песня «Подмосковные вечера» Соловьева-Седого из этого ряда.

Муса Ахмадов. А у тебя не возникало желания или внутренней какой-то потребности написать что-то в духе классической музыки? Большие музыкальные полотна, например, оперу на чеченском языке, симфонию…

Муса Кантаев. Чтобы написать симфонию, кантату…

Муса Ахмадов. Вот-вот, кантата тебе должна быть близка, у тебя и фамилия Кантаев…

Муса Кантаев (смеется). …на

 

до иметь соответствующий уровень образования.

Во время разговора Муса Кантаев достал из своей папки газету «Даймохк» двадцатипятилетней давности, на последней странице которой с нотной линейкой приводится очередной хит Кантаева «Сенъелла йог1у…» на стихи известного чеченского поэта Ямлихана Хасбулатова. Песня стала классикой чеченской эстрадной музыки и до сих пор пользуется любовью слушателей и исполнителей. Кстати, буквально в январе нынешнего года на концерте «Национальная пятерка-2016» песню «Сенъелла йог1у» исполнили в дуэте известная молодая чеченская оперная артистка Айна Исаева и ветеран чеченской эстрады Хизир Ульбиев.

Муса Ахмадов. По-моему, впервые песню «Сенъелла йог1у» я слышал в исполнении Даудова Рамзана…

Муса Кантаев. Да, изначально я сам хотел ее исполнить, но в тот день, когда мы собрались на радио, чтобы ее записать, Рамзан попросил у меня, чтобы я ему уступил песню. Я еще пошутил: «Если споешь лучше меня». Он в ответ: «Спою». Так мы «Сенъелла йог1у» и записали – вокал Даудова Рамзана и я ему аккомпанирую на аккордеоне. Спел он, конечно, блестяще.
И еще, по поводу этой песни. Однажды поэт Саид Мациев взялся перевести ее слова на русский язык. На мои возражения, что задача это не из легких, что простого перевода стихотворения с чеченского на русский недостаточно, что надо соблюсти и ритм, и музыкальный лад, и много чего другого, Саид остался непреклонен и, просидев почти всю ночь до рассвета, сделал, как мне кажется, лучшую из возможных адаптаций на русский язык песни под названием «Мои мечты». Но никто и никогда еще не пел русского варианта. Правда, я передал недавно его Ульбиеву, чтобы он в свою очередь передал Айне Исаевой, и если она пожелает, то может исполнить и на русском языке.

Саламбек Алиев. А в случае с

222

На фото слева направо: Батыров Арби, Кантаев Муса,
Шавхалов Шамиль, Дадаев Шамиль, Чапаев Супьян (группа «Алха»).

этой песней это было ваше творческое сотрудничество с Хасбулатовым или вы сами выбрали из его стихотворного сборника подходящее для себя стихотворение и наложили на него музыку?

Муса Кантаев. Я иногда бывал на чеченском ТВ, а Ямлихан в те годы там работал. И в один из дней он предложил мне эти стихи для песни. Но тут какая история… Конечно, у нас, у чеченцев, не принято публично выражать любовь к своим детям, да и я нигде и никогда об этом не говорил до сегодняшнего дня, но вот песня «В этом мире краше тебя…», которую сегодня поет и Апанасов, и другие артисты, я написал в 1976-ом году после рождения первого ребенка в нашей семье – дочери, и посвятил эту песню ей. Через четыре года девочка умерла от белокровия, а стихи Ямлихана давно находились у меня, и вот как-то, перебирая клавиши фортепьяно, я наиграл себе эту мелодию, которая и легла на стихи Ямлихана.

Муса Ахмадов. Муса, когда ты это рассказывал, я вспомнил поэта Ахмада Сулейманова. Он утверждал, что каждое его стихотворение написано по следам какой-то конкретной истории. К примеру, о стихотворении «Буьйса, буьйса, 1аьржа буьйса», по которому позже Дагаев Валид написал илли, он рассказывал, что оно возникло, когда он в зимнюю буранную ночь под близкое завывание волков на лошади от Итум-Кали держал путь до Зумсоя… Как я понял, твои песни возникали на основе внутренних переживаний – переживаний радости или боли?

Муса Кантаев. Зачастую так и было.

Муса Ахмадов. А сколько песен всего ты написал?

Муса Кантаев. Где-то двадцать две песни, из них тринадцать, можно сказать, получили всеобщее признание.

Сулиман Мусаев (редактор отдела прозы журнала «Вайнах»). Как я понял, на многие свои песни Вы сами писали слова, а отдельно от музыки Вы не занимались поэтическим творчеством?

Муса Кантаев. Нет, отдельно от музыки стихи я не писал. Я думаю, что все-таки не моя это прерогатива писать поэзию. Да и многие мои песни – на слова других авторов. Как мы уже говорили, песня «Къоналла» Хусейна Домбаева, «Сенъелла аре» – Ямлихана Хасбулатова, песня «Дагчохь техка илли» написана на слова Азима Юсупова, «Керла шо» – Саида Гацаева и других.

Саламбек Алиев. Я где-то читал, что на стихи русского поэта Сергея Есенина очень легко накладывать музыку. И, действительно, есть много романсов, эстрадных песен, блатного шансона по есенинским стихам. И объясняют это тем, что его лирика музыкальна, что ноты чуть ли не сами по себе выстраиваются под его строки. А в чеченской поэзии есть такой «музыкальный» поэт?

Муса Кантаев. Честно, даже и не задумывался над этим…

Муса Ахмадов. Я могу дать ответ на этот вопрос. Наибольшее количество песен в чеченской поэзии написано на стихи Магомеда Дикаева. Редко какое стихотворение из-под пера этого поэта не перекладывалось на музыку. «Сан дай баьхна латта», «Ма хала стаг ю хьо», «Нохчо ву со», «Суьйре ю т1е йог1уш», «Ленинградехь кхиъна йо1»…
Муса, я хотел спросить у тебя относительно чеченских композиторов. Какие бы имена ты выделил? Кто из них тебе близок?

Муса Кантаев. Хорошо, что удалось сохранить наследие Саида Димаева и дать достойную оценку его выдающемуся творчеству. Мой учитель и преподаватель Бексултанов Умар, по моему глубокому убеждению, из числа гениальных чеченских композиторов. Конечно, Аднан Шахбулатов.

Муса Ахмадов. Сегодня очень много молодых исполнителей представляют чеченскую эстраду. Тех, кто подключают в ток синтезатор и, нисколько не задумываясь о том, что поют и как поют, – мы их сразу отсекаем, я думаю, они вне культуры. А какие бы имена среди молодых отметил ты?

Муса Кантаев. Талантливых и одаренных, да, действительно, немало, но, к сожалению, мне сейчас затруднительно вспомнить чьи-то имена… Мне хочется, чтобы молодой исполнитель очень трепетно и нежно относился и к работе поэта, и к работе композитора. Чтобы он не просто выдавал голосом пение, а проникся всей душой в настроение песни, пытался проникнуть в боль или в радость, которые вкладывают в песню автор слов и автор музыки. Стоит сказать, что есть исполнители, в таланте которых нет никаких сомнений, но чувствуется, что в некоторых случаях надо поработать над вокалом, ставить, как говорится, голос.

Саламбек Алиев. А как Вы относитесь к рок-музыке? Неважно, западный рок, русский рок, в целом, Ваше отношение как музыканта к такому направлению в искусстве?

Муса Кантаев. Я думаю, во всем должен быть смысл. Если весь смысл заключается в том, чтобы просто пошуметь – это бессмыслица. Если только ради того, чтобы произвести фурор и эпатаж – я такую музыку не принимаю.

Муса Ахмадов. А как так случилось, что ты отошел от музыки и ушел в народную медицину, начал заниматься травами, лечить людей?

Муса Кантаев. Тому причиной была война. До войны я работал в двух школах – и у себя в Алхан-юрте, и в соседней Алхан-Кале. Ну, затем эта страшная война. Полная разруха, хаос, безработица. Но жизнь продолжалась, надо было осваивать что-то новое… Да и все началось с того, что искал в лекарственных травах источник здоровья для себя, для своих родных и близких. Стал все больше и больше интересоваться и изучать специальную литературу. Дальше – больше. Помогал знакомым, соседям, и вот уже свыше двадцати семи лет как моей специальностью стала фитотерапия.

Сулиман Мусаев. А где именно собираете травы?

Муса Кантаев. И в нашем крае делаю сборы. Заказы делаю в другие регионы, часто в Алтайский край.

Сулиман Мусаев. А Вы интересуетесь названием собираемых трав и растений на чеченском языке? Можно было бы извлечь не только лечебную пользу в этом деле, но и языковую, ведь порой молодые не знают названий даже элементарных цветов и растений, не говоря об экзотических.

Муса Кантаев. У меня есть словари переводческие, которыми я сам пользуюсь. Названия многих трав, цветов и растений на родном языке я тоже, конечно, знаю…

Муса Ахмадов. Но не все, далеко не все названия растений приводятся в этих словарях. И, действительно, ты бы внес неоценимый вклад в сохранение и развитие нашего языка, если бы вел такие записи.

Муса Кантаев. Да, конечно.

Муса Ахмадов. Ты продолжительное время занимаешься фитотерапией, уж скоро тридцать лет будет, она настолько плотно вошла в твою жизнь, что забрала у нас талантливого композитора. Ты доволен?

Муса Кантаев (смеется). Да, Муса, доволен… Все от Аллаха, и я Его не перестаю благодарить.

Саламбек Алиев. Но больше мы не услышим Кантаева-композитора?

Муса Кантаев. Хороший вопрос. Я ждал его. То, что я взял такой большой перерыв в музыке, наверное, не случайно и уж точно было предопределено. Но все-таки мне кажется, что музыка будет…

Муса Ахмадов. Муса, ничего плохого в том, что ты выбрал другую стезю, конечно, нет. Это твой выбор, в нем ты тоже нашел свое призвание, но я лично пожелал бы, чтобы ты имел возможность вернуться в музыку, так как очень ценю твое творчество. Поэтому и пригласил тебя сегодня в нашу редакцию. Благодарю, что уделил нам свое драгоценное время.
И в завершение нашей беседы, что бы ты пожелал молодым, восходящим талантам чеченской эстрады, в том числе и композиторам?

Муса Кантаев. Не важно, чем занимается человек, главное, чтобы он не растерял в себе человечность.

Подготовил Саламбек Алиев

Оставить комментарий

Ваш E-mail будет скрыт. Отмеченные поля обязательны к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх