Гилани Индербаев. Умение ощущать время…

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения известного чеченского прозаика и драматурга советского периода Магомеда Мусаева.
Магомед Мусаев родился 15 июня 1915 года в большом старинном селе Алды, с которым были связаны значительные исторические события Чечни в прошлом. Из Алдов происходил легендарный шейх Мансур, возглавивший в XVIII веке национально-освободительное движение горцев Северного Кавказа.

Родители будущего писателя были крестьянами и занимались земледелием, и им не приходилось сомневаться в том, что их традиционное занятие будет продолжено их сыном. Но его жизнь выпала на другое время…

Детские и юношеские годы Мусаева пришлись на так называемые «двадцатые» и « тридцатые» годы. Это было время всеобщего энтузиазма, и оно оказало на юношу неизгладимое впечатление, способствовало выбору им своего дальнейшего жизненного пути.

Окончив в 1930 году сельскую школу-семилетку, Мусаев поступает в Грозненское нефтяное училище, где получает специальность рабочего-оператора. Около десяти лет молодой человек работает на Грозненском нефтяном заводе. Здесь, на заводе, происходит становление Мусаева как личности. Он активно включается в общественно-политическую жизнь завода, усиленно повышает свой культурный и политический кругозор. Много внимания молодой рабочий уделяет чтению русской художественной литературы, любовь к которой у него зародилась еще в школьные годы благодаря произведениям Пушкина, Лермонтова, Толстого и др.

Восторженно М. Мусаев воспринимает то новое, что приходит в жизнь чеченского народа… Увиденный в небе аэроплан, просмотренный кинофильм, радио – все было впервые, все было ново, интересно и заманчиво…

Настоящим чудом для Мусаева было радио, которое в конце 20-х годов появилось сначала в Грозном, а потом в крупных районных центрах республики.
В 1938 году М. Мусаев приходит на республиканское радио, где начинает работать в качестве редактора вещания на чеченском языке. Работа на радио способствует пробуждению у Мусаева творческого интереса.

В 1938 году он пишет свое первое художественное произведение – рассказ «Золотая осень». Рассказ молодого автора получает одобрительную оценку среди сотрудников радиокомитета. Вскоре на основе этого рассказа составляется литературно-музыкальная композиция, которая прочно вошла в репертуар культурных передач радиокомитета. Конечно, по тому первому произведению трудно было предсказать, сложится или нет творческая судьба Мусаева.

Известие о начале войны с Германией М. Мусаев воспринял как грозное испытание, которое должно достойно выдержать его поколение. Не дожидаясь повестки о призыве, он в первые же дни войны добровольцем уходит на фронт. В 1942 году он из-за обострившейся тяжелой болезни был отозван с передовой, а затем комиссован. Всю жизнь М. Мусаев сожалел о том, что в те грозные дни не смог до конца исполнить свой гражданский долг перед Отечеством и на полях сражений встретить День Победы.
В начале 1943 года М. Мусаев, хотя и ненадолго, возвращается на радио. Его оружием, вдохновляющим соотечественников на ратные и трудовые подвиги, теперь становится публицистическое и художественное слово. Вдохновленный успехами, выпавшими на первый рассказ, Мусаев продолжает поиски в художественном творчестве, у него появляется большое желание писать и печататься.

В феврале 1944 года М. Мусаев вместе со всем чеченским народом депортируется в Казахстан. Проживая в одном из районов Джамбульской области, он трудится на разных участках народного хозяйства. Об этом времени М.Мусаев, используя слова Анны Ахматовой, мог сказать:

Я был тогда с моим народом там,
Где мой народ, к несчастью, был…

Думать о творческой работе в ссылке не приходилось: спецпереселенцам строго запрещалось заниматься какой-либо деятельностью, кроме как физической.
Становление М. Мусаева как писателя приходится на 50–е годы ХХ в., когда после ХХ-го съезда партии была восстановлена Чечено-Ингушская АССР.

Возвратившись на родину в 1957 году, Мусаев начинает работать в республиканском книжном издательстве в качестве редактора отдела художественной литературы. Работа в издательстве способствует быстрому расцвету художественного таланта Мусаева.
В республиканских газетах «Грозненский рабочий», «Ленинан некъ» («Ленинский путь»), в журнале «Орга» стали часто появляться его содержательные очерки, статьи и рассказы.

Начиная с 1960 года, один за другим выходят сборники рассказов и повестей Мусаева: «На рассвете» (1960), «Золотая брошка» (1963), «Анзор» (1966), «После выстрела» (1969); одноактные и многоактные пьесы: «Волны Терека», «Академик Захаров», «По пути революции», «Убили человека», «Оставьте Вьетнам», «Любовь не прощает» и др.
Одновременно Мусаев работает в прозе и драматургии.

Как известно, развитие чеченской литературы с 1944 по 1957 годы практически было приостановлено, а чеченский народ был отстранен от участия в культурно-политической деятельности страны. В печать и на радио не допускались сколько-нибудь позитивные сведения о чеченском народе. В течение тринадцати лет среди народов Советского Союза проводилась гнусная бериевская пропаганда, направленная на то, чтобы исказить прошлую историю чеченского народа, умалить его роль в событиях Октябрьской революции и Отечественной войны, в послевоенном созидательном труде.

В результате такой идеологической работы партии среди чеченского народа выросло целое поколение, которое ничего не знало о прошлом своего народа или же воспринимало его в искаженном виде.

Обстоятельства, которые складывались в республике после ее восстановления, требовали быстрейшего решения ряда сложных проблем, пересмотра многих представлений, сложившихся в сознании народа в период его депортации.
Произведения М. Мусаева, написанные в 60-е годы, как и произведения других чеченских писателей, тесно смыкаются с текущим временем, отвечают на его запросы.

Героями большинства произведений М. Мусаева становятся молодые люди, которые, постепенно, шаг за шагом освобождаясь от груза негативных явлений жизни, на примере представителей старшего поколения постигают утраченные национальные традиции, нормы нравственно-этического поведения. Положительным героям автора было свойственно обостренное чувство непримиримости к неправде, расчету, двоедушию. Они выносят строгий приговор тем, кто сознательно или невольно забывает о вечных нравственных ценностях и заветах своего народа, подчиняет их сиюминутным выгодам, элементарной корысти или считает для себя возможным на время отодвинуть их, пренебречь ими.

Художественное творчество писателя не было обойдено вниманием местной критики. Каждый его сборник, каждая его новая пьеса в той или иной мере оказывались в поле зрения чеченских критиков.

В одном из своих отзывов на прозаические произведения писателя литературовед Х. Туркаев писал: «В своем новом произведении («После выстрела» – Г.И.) Мусаев продолжает исследование проблем морали, нравственной зрелости молодежи… Писатель здесь своей главной задачей видит рассмотрение человеческих чувств, взаимоотношение человеческих чувств, их взглядов на жизнь, на честь, достоинство, на свое место в обществе».

Прозаические произведения Мусаева, какими они предстали перед читателями в его первых сборниках («На рассвете», «Золотая брошка»), показывали, что в чеченскую литературу пришел значительный писатель, по-своему видящий и воспринимающий окружающий мир.

Повести Мусаева свидетельствовали о том, что писатель блестяще усвоил их жанровые возможности: они написаны легко и, несмотря на некоторую их занимательность, не мешали автору решать серьезные проблемы времени.
Современный чеченский читатель больше знает М. Мусаева как прозаика, но недостаточно знает его как драматурга. Драматургия в творчестве писателя занимает не меньшее место, чем проза. Собственно, творческая жизнь Мусаева и началась с драматургии.

Первым драматическим произведением Мусаева, если не брать во внимание его литературно-музыкальную композицию, созданную в период его работы на радио, является многоактная пьеса «Волны Терека» (1958). Пьеса была задумана автором, когда он еще находился в действующей армии, но осуществить свой замысел он смог только после возвращения из депортации.

Драма «Волны Терека» воскрешает события, которые имели место в Чечено-Ингушетии в самом начале Отечественной войны. Основной конфликт драмы – борьба между добром и злом, между темной силой, нависшей над страной и народом, вставшим на защиту своей свободы и независимости.

Сюжет пьесы прост: бывший колхозник Юсуп, ушедший в начале войны на фронт вместе с односельчанами, вскоре неожиданно появляется в родном селе, что вызывает невольно подозрения у односельчан. Его считают дезертиром, изменником. Но в финале драмы выясняется, что подозрения были напрасными: Юсуп не дезертир, а советский разведчик, выполняющий важное задание командования.
Создавая образы Юсупа и его односельчан, М.Мусаев стремился к постижению взаимосвязей между событиями прошедшей войны и человеческими судьбами, выявлению идейных и моральных истоков, приведших советских людей к победе над врагом.

Пьеса Мусаева, несмотря на отдельные идейные и композиционные недостатки, вызванные недостаточной разработанностью военной темы в чеченской литературе, была нужной и своевременной. Она в полной мере отвечала тем важным задачам, которые стояли перед чеченскими писателями в первые годы после восстановления республики. Содержание пьесы показывало единство фронта и тыла, устремленность всех народов страны к победе над ненавистным врагом.

На конкурсе Министерства культуры республики на лучшую пьесу «Волны Терека» заняли второе место. Драма «Волны Терека» имела довольно длительную сценическую жизнь в чеченском национальном театре.
Тематически драматургия Мусаева была очень разнообразной. Драматургу свойственно было живо откликаться на все значительные события, которые происходили в республике, стране и за рубежом.

М.Мусаев был первым, кто в чеченской драматургии в 60-е годы откликнулся на военные события во Вьетнаме. Им была создана политическая драма, которая называлась «Оставьте Вьетнам!». Драматург гневно клеймил США, которые посягнули на свободу и независимость вьетнамского народа.
Наиболее значительными драматическими произведениями М.Мусаева являются пьесы, написанные им в 70-80 годы. Это такие пьесы, как «Любовь не прощает», «Возмездие», «В одном ауле», «Секретарь парткома» и т.д.

В перечисленных произведениях М. Мусаева с большой определенностью отразились те мысли и настроения, которыми жили советские люди в передперестроечные годы.
…Человек остался один. Остался один на один со своим недугом… недугом не физическим, а душевным. Люди потеряли к нему доверие, отвернулись от него… Таков финал пьесы М. Мусаева «В одном ауле», в которой автор заставляет своего главного героя (Апти) пережить трагедию одиночества, ненужности. Драма «В одном ауле» – о долге человека перед близкими, перед обществом.

В столкновении нового, нарождающегося с отживающим не только в практической жизни коллектива, народа, но и в морали, нравственных нормах, – конфликт драмы «В одном ауле». По одну сторону этого конфликта в пьесе стоит председатель колхоза Апти, цепляющийся с некоторых пор за старые формы руководства, потерявший интерес к подчиненным, по другую – Султан, молодой секретарь партийной организации колхоза, олицетворяющий в себе то новое, что вместе с временем приходит в жизнь. Как же случилось, что Апти, коммунист, который много лет стоял во главе коллектива (выводя из его числа отстающего в передовые), не удержался на достигнутой высоте, скатился вниз, потерял доверие товарищей и коллектива? Как же случилось, что человек, умный и «твердого характера», превратился в слепого и безропотного исполнителя капризных желаний жены – мещанки? Эти вопросы невольно возникают у читателя и зрителя при первом же знакомстве с содержанием пьесы М. Мусаева. Ответ на эти вопросы напрашивается следующий: подверженность к отсталым взглядам в жизни, распущенность и бесконтрольность в быту приводят человека к падению в обществе, ненужности людям.

…Двенадцать лет прожил Апти с Эмилой, женщиной умной и преданной. Эмила родила Апти дочь… Но Апти хотелось сына, и он, придерживаясь устаревшей морали, выгоняет Эмилу из дома. В дом Апти приходит другая женщина, Совса, которая в браке с Апти видит возможность беззаботно и сладко пожить. Апти не заметил, как стал смотреть на окружающую жизнь глазами Совсы, жестокой и коварной, как ушел в сторону от интересов возглавляемого им коллектива.
Время не стоит на месте… Оно течет неуловимо быстро и предъявляет к человеку все новые и новые требования. Апти же, усыпленный сладкими речами новой жены о его незаменимости, не находит в себе ни огонька, ни желания для работы в изменяющихся условиях.

Как известно, тот, кто не продвигается ежедневно хотя бы на один шаг вперед, не просто стоит на месте, а отстает. Именно к такой мысли нас подводят слова Султана, строго, по-партийному характеризующего деятельность Апти: «…Время не оглядывается назад, Апти! Время наше идет стремительно… На химию ты смотришь со стороны, в механизацию не веришь. Твои приемы в работе устарели, они ушли в прошлое…».

В драме «В одном ауле» Мусаевым сделана попытка войти в гущу сложных сельскохозяйственных проблем чеченской деревни 70-х годов. Попытка эта оказалась очень удачной: спектакль по пьесе «В одном ауле» был хорошо воспринят чеченским зрителем, так как в содержании его находил ответы, которые волновали его.
Пьеса «Секретарь парткома», написанная Мусаевым в 80-е годы, затрагивает такую злободневную для того времени тему, как партийное руководство сельским хозяйством.

Главный персонаж пьесы – секретарь парткома Зайндин. Зайндин глубоко разбирается в требованиях времени, упорно и настойчиво добивается решения задач, поставленных партией перед тружениками сельского хозяйства.
Против секретаря парткома, неуклонно проводящего в жизнь идеи партии и правительства, выступает Тарамов, директор совхоза. Тарамов – руководитель, мыслящий устарелыми категориями.

В своей новой драме Мусаев существенно изменяет характер конфликтных ситуаций, углубляет характеры действующих лиц.
В своих драматургических произведениях М.Мусаев старался преодолеть вульгарное лобовое решение важнейших социальных конфликтов, характерных для советской драмы 70-х годов ХХ в.

Литературная деятельность М.Мусаева продолжалась более 40 лет. Придя в чеченскую литературу в начале 50-х годов, он в конце своей жизни стал одним из ведущих ее писателей.

М.Мусаев – автор десятка прозаических книг, множества пьес, очерков и переводов. Вся творческая жизнь писателя свидетельствует о том, что он всегда был на уровне времени, считал себя ответственным за все, что происходило вокруг. М.Мусаев никогда не уставал искать, экспериментировать в области жанра. Он часто отказывался от эксплуатации освоенных тем, а вместе с ними и от привычной художественной манеры. М.Мусаева можно считать первопроходцем в освоении чеченской литературы, таких форм повествования, как «детективная» и «криминальная хроника». Как упоминалось выше, М.Мусаев был первым, кто обратился к жанру политической драмы.

М.Мусаев был необычайно внимателен и добр к людям, которые его окружали. Он никогда не пропускал случая, где можно было бы сказать доброе слово о собратьях по перу. Много лет трудясь в книжном издательстве, М.Мусаев уделяет большое внимание начинающим литераторам. Он не уставал их выслушивать и понимать, но никогда не навязывал им свою точку зрения. Он очень ценил образное слово, был интересным собеседником и рассказчиком.

Несколько полноватый в телосложении, всегда наголо побритый, он невольно напоминал знакомым Виктора Шкловского, известного русского литературоведа.
К концу своей литературной деятельности Магомед Мусаев приходит к пониманию, что рамки жанра повести ограничивают его творческие возможности, и он начинает работать над большим эпическим произведением – романом о Бейбулате Таймиеве, известном чеченском общественном деятеле первой половины XIX века. Завершить работу над романом писателю, к сожалению, не удалось: этому помешали трагические события, которые начались после развала Советского Союза в республике. Вскоре не стало и самого писателя.

М.Мусаев умер в 2001 году, похоронен в родном селе.
Творчество М.Мусаева, как и творчество многих чеченских писателей советского периода, мало изучено и исследовано. Причиной этому, полагаю, являются те трагические события, которые имели место в нашей республике в последние десятилетия.

Сегодняшняя обстановка в республике, как никогда раньше, позволяет чеченскому народу заняться изучением своего исторического прошлого, культуры и литературы. Без знания и усвоения художественных традиций чеченской литературы прошлого века невозможно создать полноценную литературу сегодняшнего дня: культура и литература не создаются на пустом месте, они произрастают на традициях, накопленных предыдущими поколениями.

Проблемы, которые в своих произведениях затрагивал М.Мусаев, не устарели и сегодня. Они способны взволновать и тронуть сегодняшнего молодого читателя чистотой нравственных идеалов, которыми во все времена жил чеченский народ.

Одно из главных качеств творческого человека – готовность неустанно воспринимать окружающее, способность удивляться. Этим качеством, как никто другой, обладал М. Мусаев: прежде чем приступить к написанию того или иного своего произведения, он с завидным терпением и интересом присматривался к людям, по крупицам собирал материалы, которые бы раскрывали характерные черты современников и времени. Умение ощущать время было характерной чертой всей его жизни.

В заключение. Хорошим подарком для тех, кто интересуется творчеством М.Мусаева, является красочно оформленный сборник, изданный в Москве Благотворительным фондом России. В этот сборник в переводе на русский язык вошли две замечательные повести М.Мусаева: «После выстрела» и «Золотая брошка».

Вайнах №7-8, 2015

Оставить комментарий

Ваш E-mail будет скрыт. Отмеченные поля обязательны к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх