Гилани Индербаев . Стать достойным отца…

Когда Эрнста Генри, английского писателя, спросили о счастье, он ответил так: «Человек счастлив тогда, когда он доволен обществом, которое его окружает, и общество довольно им. Счастлив, когда его понимают и у него есть верные друзья. Счастлив, когда его талант приносит людям пользу и отказывается стареть…»
Определение, данное здесь писателем понятию «счастье», как нельзя лучше приложимо к жизни и творчеству Эдуарда Мамакаева, которому в наступившем году исполняется 80 лет со дня рождения.

Эдуард Арбиевич Мамакаев, известный чеченский поэт, прозаик, публицист, эссеист и общественный деятель, родился 28 апреля 1939 года в Грозном, в семье Арби Мамакаева, советского поэта 30-50-х годов ХХ века. Судьба с самого раннего детства немилостиво обернулась к будущему поэту: Эдуарду было чуть больше четырех лет, когда арестовали его отца – «врага народа». Вскоре мальчик лишился и матери, которую родственники заставили оставить сына и вернуться в родительский дом. Некоторое время Эдуард (по-домашнему – Эдик) жил с бабушкой. Потом мальчика забрала к себе тетя по отцу, жившая в бурунных степях. Даже в депортацию Эдуарду, по воле неожиданных обстоятельств, пришлось ехать с чужими людьми. Только в 1948 году тетя нашла его и забрала к себе.
Рано лишившись ласки и заботы родителей, Эдуард не ожесточился против своей судьбы, не потерял веру в людей и справедливость. Сегодня, вспоминая свои детские и юношеские годы, поэт констатирует, что ему очень в жизни повезло на хороших людей, и он считает себя быть обязанным им всю свою жизнь.

Встреча Э. Мамакаева с родителями состоялась только в 1958 году. Общение сына с отцом продолжалось всего полтора месяца: в августе 1958 года Арби скоропостижно скончался. Всего на два года пережила своего мужа и его мать. Долгая разлука с сыном и мужем источили ее душевные силы, привели к смерти. Нещадно коротким было время, проведенное сыном с родителями, но, несмотря на это, их светлые образы на всю жизнь вошли в его сердце.
В 1958 году Эдуард поступает учиться на национальное отделение Чечено-Ингушского педагогического института. Учебу совмещает с работой в школе в Надтеречном районе. Окончив институт в 1963 году, он занимает разные должности в Надтеречном районе: секретаря РК ВЛКСМ (Районный комитет Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи), ответственного секретаря районной газеты, заведующего отделом культуры Надтеречного районного исполнительного комитета и т.д. Все эти годы Э. Мамакаева неотступно занимает мысль о том, как сохранить память об Арби Мамакаеве – поэте, всецело посвятившем свой поэтический талант чеченскому народу? Что ему, сыну, необходимо сделать, чтобы стать достойным отца? Прежде всего, будущий поэт задумывает открыть музей отца на базе сохранившегося дедовского дома, в котором родился и вырос Арби Мамакаев. Музей Арби Мамакаева был открыт в 1988 году. Нелегко было Эдуарду осуществить свою сокровенную мечту: приходилось преодолевать всевозможные препятствия, чинимые партийными функционерами и бюрократами советских учреждений. Но Э. Мамакаев был непреклонен в достижении своей цели.

Сегодня музей Арби Мамакаева функционирует как филиал Национального музея Чеченской Республики. Стал культурным центром республики, способствующим решению многих культурно-нравственных и познавательных задач. Музей Арби Мамакаева стал местом своеобразного паломничества: каждый образованный чеченец считает своим патриотическим долгом побывать в нем, ощутить атмосферу обстановки, в которой жил и творил поэт. В музее Арби посетитель становится сопричастным не только к удивительному творчеству поэта, но и находит уют и тепло у гостеприимного Эдуарда, бессменного директора этого прекрасного учреждения. На пьедестале, построенном своим творчеством Арби Мамакаевым, благодарный сын соорудил ему памятник-музей.

Тяга к поэтическому творчеству у Эдуарда обнаружилась рано, еще в школьные годы. Этому, как теперь вспоминает поэт, способствовали рассказы людей, близко знавших его отца, высоко ценивших его поэзию. Много в их рассказах было примеров, которые свидетельствовали о достойных поступках Арби. Впечатлительный мальчик задумывается: смогу ли я стать таким человеком, каким был отец? Что я могу сделать для этого, чтобы быть достойным отца?
Перебрав мысленно всевозможные способы, которые помогли бы ему стать «похожим на отца», будущий поэт останавливается на одном из них: «как и отец, я будет писать стихи». Этот «способ» мальчик наивно считает наиболее соответствующим и доступным его возрасту. Желание стать писателем настолько сильно завладело Эдуардом, что он начал подчинять этой единственной цели всю свою жизнь.

Практика мировой литературы, как известно, представляет нам немало примеров, когда побуждением к творчеству у разных писателей являлись самые невероятные «случаи» и «происшествия». У каждого они были свои, чисто личные. То, что «случилось» с маленьким Эдуардом, вполне объяснимо. Образ отца, созданный детским воображением, явился тем толчком, который заставил мальчика взяться за перо. Благо, что желание его не оказалось пустым мечтанием, временным увлечением, нашло почву, на которой при большом и упорным труде родился первоначальный талант будущего поэта.
Как верно заметил один из классиков русской литературы, истоки всякой поэтической судьбы находятся в детстве. С детством писатель не расстается до конца своей жизни. Возвращается к нему вновь и вновь…
Первое детское стихотворение Э. Мамакаева называлось «Я люблю вас, горы!». Стихотворение это было помещено в стенную газету школы, где учился мальчик. В своем стихотворении Эдуард выражал неуемную тоску репрессированных чеченцев по своей родине. Содержание стихотворения было навеяно мальчику произведениями А. Пушкина. и М. Лермонтова о природе Кавказа.

Серьезно заниматься поэзией Э. Мамакаев начал после окончания школы, став студентом пединститута. Учебные дисциплины историко-филологического факультета, куда входило национальное отделение, давали начинающему поэту возможность изучить основы теории литературы, познакомиться с лучшими образцами русской и мировой поэзии.
Начиная с 1959 года, стихи Мамакаева регулярно публикуются на страницах районной и республиканских газет, в альманахе «Орга» и коллективных сборниках молодых литераторов республики. Первый поэтический сборник молодого поэта « Ч1амарниг» («Белолобый»)) выходит в 1971 году в Чечено-Ингушском книжном издательстве. Как отмечала местная критика того времени, сборник стихотворений был с интересом принят детским читателем. Затем свет увидели такие стихотворные сборники Э.Мамакаева, как «Звезды не умрут (1971)», «Дети и солнце», «Солнце-птица, не спеши садиться», а в 1987 году в Москве вышел сборник «Осенний дождь».

Стихи перечисленных сборников были в основном адресованы детям младших и средних возрастов. Произведения этих сборников показывали, как постепенно менялось мировосприятие поэта, расширялся тематический диапазон его стихов. В 1991 году Э.Мамакаева принимают в члены Союза писателей СССР. Этот факт свидетельствовал о том, что он заслужил право профессионально заниматься художественной литературой.
Как известно, поэтом может стать только тот человек, который имеет биографию, биографию в широком смысле этого слова. Биография Э. Мамакаева – это трагические детские и юношеские годы, трагедия родителей, активная жизненная позиция.
Каждая новая книга писателя – это новый шаг в его творчестве, завершение какого-то жизненного этапа. В плане сказанного большой интерес для чеченского читателя представляет новая книга Э.Мамакаева «Даймохк-Нана», вышедшая в 2012 году в издательстве «Грозненский рабочий». «Даймохк-Нана» – избранные произведения поэта. Книга вобрала в себя написанное поэтом в разное время и в разных жанрах: стихи для взрослых и детей, рассказы, очерки, публицистика, эссе, драматические инсценировки, статьи на разные темы.

Условно содержание книги «Даймохк-Нана» можно разделить на три части: первая часть – стихи для взрослых; вторая часть – стихи для детей и третья – рассказы, очерки, эссе, воспоминания, инсценировка поэмы Арби Мамакаева «Аслаг1ий, Селехьаттий» и т.д. В книге «Даймохк-Нана» проявилось новое качество таланта поэта Э. Мамакаева, который в течение многих лет упорно пробивался к самому себе, к какой-то очень существенной черте своего времени.
Если мысленно охватить все творчество Э. Мамакаева, то мы сможем сделать такой вывод: всё, о чем поэт написал за долгие годы жизни, теснейшим образом связано с такими понятиями, как Даймохк, Нана, Терк, Теркйист, Невре, Лаха-Невре. Где бы ни находился Э. Мамакаев, о чем бы ни писал, мысль его неизменно возвращается к местам, которые обозначаются вышеперечисленными словами… Эти места – родники, питающие его поэзию.
Любовь к отчему краю, прославление подвига во имя народа, размышления о времени и смысле жизни, воспевание красоты природы и чистых человеческих чувств – вот далеко не полный перечень тем, который находит свое воплощение в поэзии Э. Мамакаева. Стихи поэта – это взволнованный монолог человека, причастного ко всему земному, чувствующего свою ответственность за все, что делается вокруг него. Лирический герой, выражающий в стихах кредо поэта – человек с открытой душой, прямой и искренний с друзьями и людьми, его окружающими, непримиримый к фальши и подлости. Он, лирический герой, остро чувствует свою ответственность перед землей, на которой родился, ее будущим, перед своим призванием
Первый раздел книги «Даймохк-Нана» (стихи для взрослого читателя) открывается стихотворением «Ден суьртана хьалха». Стихотворение посвящено Главе Чеченской Республики Р.А. Кадырову в связи с днем его рождения. Содержание стихотворения – мысленный диалог между сыном и отцом. Пафос стихотворения – человек бессмертен, если его жизнь была посвящена служению своему народу.

Сын: Чохь баьрчче даьккхина,
Хьан сурт ду хьоьжуш…
Ткъес санна, кхерстийна
Хан гуро сацийна.
Дуьнен чохь бехк боцуш
Чов йинчу хено
Хеназа х1оттийна
Хьаж т1ехь муо го.

Отец: Варий, к1ант, нахаца
Тешам берг товш ву.
Хьоме мохк безалахь
Нанна бер санна.
Стаг волчо вон-дика
Цхьабосса ловш ду,
Ахь г1иллакх ларделахь,
Вайн дайша санна
(«Ден суьртана хьалха»)

Остра боль сына, вызванная невосполнимой утратой, но он полон решимости довести до конца путь, начатый его отцом:

Парг1ата 1илла хьо,
Дуй бу сан биъна:
Шух бисна оьзда некъ
Кхин д1а а билла.

Даймохк, Нана… Эти понятия нерасторжимы в поэзии Э. Мамакаева. В одно целое они сливаются в стихотворении-песне «Даймохк-Нана», давшем название книге.

Даймохк!
Нана!
Стенца лара
К1ента шуьга безам шен?
Цхьа а терза
Дац и оза,
Хоьур бац и даг чу бен.
Даг чу бен.
(«Даймохк-Нана»)

Искренность поэтического самовыражения автора в этом произведении не вызывает никакого сомнения у читателя. Поэт не боится показаться перед читателем не в меру чувствительным и нежным.
Не оставляют читателя равнодушным и стихотворения, в которых Э. Мамакаев выражает свои чувства к так называемой «малой» родине. Ей поэт посвящает целый ряд стихотворений: «Винчу юьрта», «Теркан т1ог1е весет», «1одика хуьлда, х1орд» и др.
Особо наглядно чувства поэта к родным местам проявляются в стихотворении «Винчу юьрта». Подобно тому, как древнегреческий Геркулес получал силу в единоборстве от прикосновения к Матери-Земле, так и лирический герой поэта находит силы и успокоение, когда возвращается в родное село. Родное село для героя Э. Мамакаева – место, где он себя чувствует уверенным и свободным, имеет возможность прикоснуться к добрым традициям предков:

…Ваьлла со лелачохь
Амал сайн кхачийча,
Яхь хила езачохь
Вухург со хилча,
Дош эшна къовсамехь
Тола сан дезча,
Вина юьрт ницкъ бала
Ю суна кийча.

Ц1ебелла малх сарахь
Луьйчучу хенах
Акхтаргца ирахь1ен
Воьду са наггахь…

(«Теркан т1оге весет»)

Много в мире прекрасных мест, способных вызвать у человека чувство восхищения и радости… Эти чувства временные. Они не в силах заставить человека забыть свою родину, изменить ей. Подобные мысли приходят в голову, когда читаешь стихотворение поэта «1одика хуьлда, х1орд». Прощаясь с морем, которое доставило ему много счастливых мгновений, лирический герой вынужден сказать:

Бехк ма билла, дуьне-аре,
Хьоьх ца ваьлча валац со:
Лаьмнийн махкахь
Нана-Терк-хи
Хир ду Неврехь хоьттуш со.
(«1одика хуьлда, х1орд!)

Герой знает, что его уход для величественного моря ничего не значит, так как:

Со цахиларх, мас со саннарг
Маравуллу хир ву ахь…

В стихотворении «Г1арг1улеш» мы находим мотивы лермонтовских «Туч». К журавлям, улетающим на юг, поэт обращается с просьбой напрасно не тревожить его сердце своим жалобным криком, так как он не может последовать за ними, оставив родину, и, подобно им, искать «другую весну»:

Керла б1аьсте…
Хьенан даге
Йог1уш хуьлу керла б1аьсте?!
Шуьга шарахь
шозза
ярах,
Суна-м цхьаъ ю,
мел со вахарх.
(«Г1арг1улеш»)

Постижение родины в понимании поэта – это прежде всего воспитание в себе чувства кровной связи со своими соотечественниками.
Потрясающе действует на читателя стихотворение «Дагахьбаллам биси суна», в котором Э. Мамакаев передает скорбные мысли своей матери, прожившей тяжелые годы в разлуке с любимыми ею людьми – сыном и мужем. Женщина, не по своей воле расставшаяся с мужем, находит возможным мысленно упрекнуть себя в том, что не была достаточно твердой и решительной, когда ее разлучали с любимым:

Х1ун де аса, везна хилларг,
Дуьне бертал кхетта суна.
Хьан т1ам хилла ца леларна
Дагахьбаллам биси суна…

Но поэт-сын находит справедливое оправдание невольному поступку своей матери, так как:

Хала хилла дуьненан урх,
Безам хаьдда, цхьа ша висча,
Хала дара кхета суна,
Хьан некъ бовза жима хилча…
(«Дагахьбаллам биси суна»)

В образе своей матери Э. Мамакаев сумел передать лучшие черты, присущие характеру чеченской женщины, ее способность к самопожертвованию. Стихотворение «Дагахьбаллам биси суна» написано в форме народной девической песни.
Не остаются без внимания в лирике Э. Мамакаева и такие традиционные в творчестве писателя проблемы, как назначение поэта и поэзии. Свою поэзию поэт рассматривает как дар судьбы, особенностью сердца, не остающегося безразличным к тому, что совершается вокруг:

Кхолламо «совг1атна»
Аз делла суна,
Йоккхалла ц1ийзачу
Ворданчух тера,
Делахь а дог ца 1а
Таро шен ларий,
Кехате доьлху и,
Йиш кхолла олий.
(«Заманах ойланаш»)

Роль своей поэзии Э.Мамакаев видит выполненной только в том случае, если ему, поэту, удастся сделать больше добра людям, оставить в их жизни светлый след:

Жимчу сан къомана
Хилахь сох г1оьнча,
Сох седен лар санна,
Нур дисахь велча …
(«Шеквалац велча а…»)

Во многих своих стихотворениях поэт выражает свою тревогу по поводу того, что жизнь может промчаться быстрее, чем хочется; опасается, что она может быть короче, чем он надеется. Сокровенные желания своего лирического героя Э. Мамакаев особенно ярко выразил в стихотворении «Баркалла». Лирическому герою поэта хочется быть «крылом коршуна», чтобы «паначу стиглахь дан нека», «йоккху хан зезагах яккха», став полновесным колосом «канаш чохь 1илла», «лаьа баркалла 1аламна ала, ша деза, шу деза Адам со кхолларна».
Есть у поэта и стихи, в которых он невольно задумывается о смысле человеческой жизни, смерти, Времени, об ушедшем детстве и надвигающейся старости. Много раз за свою жизнь поэту приходилось наблюдать за изменениями, происходящими в природе осенью, но в эту осень все ему видится по-другому, и он задумывается:

Амма х1инца, дерриг 1ийжаш
Х1унда дуьжу даг чу сан?
Х1унда хета
Г1араг1улеш
Цхьаьна къина
Йоьлхуш санна?

Поэт робко, волнуясь, обращается к себе:

Гуьйре ю-те шийла кхочург?
Я сан б1аьсте ели т1ех?
Я д1о г1арг1улийн кочар
Хили теша
Сан шерех?

В стихотворении «Чардакх т1ехь» мелодии пондара, которые послышались издалека, взволновали поэта, напомнили ему о его детстве… Но он понимает, что к прошлому нет возврата:

…Сан метта кхин к1ант
Х1оз хоьхкуш лела,
Чан эцна серахь бералла хьо…

Поэт мужественно примиряется с законами природы:

Сан когий тача
Некъе д1акхаьчна.
Стеша йорт йолуш дуьне хилла
Х1умма а дац, пондар.
Ма белха, пондар.
1одика йойла, жималла, хьан!

В творчестве Э. Мамакаева нет чисто созерцательной природы. Природа с ее разными явлениями и состояниями в стихах поэта дается в аналогиях и ассоциациях с внутренним миром человека. Вера лирического героя в счастливое и свободное будущее родного края в стихотворении «Г1атта хьо маьрша!» ассоциируется с восходящим солнцем или пробуждением весенней природы. Грусть и печаль наступающей старости в стихотворении «Гуьйренан дог1а» даются в аналогии с изменениями, происходящими в природе, с жалобным криком улетающих журавлей.
Бездеятельную и бесцельную жизнь человека автор объясняет поведением моря, к которому обращается его лирический герой:

-Тийна 1ийча,
Дуьра ишал ю со кийчча.
Болат кемийн метта т1аккха
Дезар дара…
Пхьидийн техка
(«Х1орд»)

Картинами природы Э. Мамакаеву удается передать диалектику отношений человека с окружающим его миром. Природа, как понимает поэт, помогает человеку вернуть утраченные в жизненной суете душевные силы, ободриться, увидеть мир в светлых красках.
В лирике поэта немало стихов, восхваляющих настоящую мужскую дружбу. Настоящая дружба, в понимании поэта, не имеет цены, ее нельзя никем и ничем заменить. В стихотворении «Доттаг1» он утверждает:

Мерза езар хьайца хиларх,
Хиларх
доьзал,
бахам,
хьал,
Тешаме хьан доттаг1 вацахь,
Г1овла яц хьан, ву хьо хал.
(«Доттаг1»)

Какой поэт может обходиться без стихов о любви? Не стал исключением в этом и Э. Мамакаев. Воспеванию интимных чувств человека посвящены такие произведения поэта, как «Наб ца кхета», «Корехь», «Аьльбика», «Со хьоьга хьоьжур ю», «Байттамал со», «Бехкбилла даций хьан», «Баппа» и др. Любовь для поэта – это благо, счастье, радость и в то же время – печаль, источник горечи, драматизма. Она не всегда гармонична. Глубокое личное, единичное в любовных стихах Э. Мамакаева обретает обобщенный характер.
Любовная лирика поэта диалектически связана с раздумьями поэта о месте человека в жизни. Некоторые стихи о любви сразу родились у поэта как песни: «Хийист», «Таьххьара кехат», «Корехь», «Альбика» и др.

Кхетта малх санна, йо1 гича шена, –
К1ант векхало.
Шипонах хьаьрчий, и шега хьаьжча, –
Дог тохало.
Безаман шовкъах хьаьгначу цунна
Мотт ца оьшу.
Ши кока — б1аьргаш, кийрахь ц1е латош
Даг чу оьгу.
(«Хийист»)

Еще.

Мажделла г1аш охьаоьгу
Меллаша ясъелчу бешахь,
Ца ярах хьо царех йоккхачу,
Вог1ур вац хьо йолчу сарахь.
Вог1ур вац я б1аьста, 1ай а,
Ма ларве ширъелчу бешахь,
Нагахь ахь дехарах сайга,
Вог1ар вац хьо йолчу, тешахь.
(«Таьххьара кехат»)

Как ни тяжело герою расставаться с любовью, но он не желает смириться с изменой в чувствах девушки, уронить свое достоинство. Стихотворение «Таьххьара кехат» в какой-то степени перекликается с лермонтовским «Я не унижусь пред тобою…»
Большое место в книге «Даймохк-Нана» (второй раздел) занимают стихи для детей. Они даются в книге на родном и русском языках. Стихи рассчитаны на детей младшего и среднего возрастов. Не останутся эти стихи безынтересными и для детей старшего школьного возраста: по заключенному в них смыслу, они нередко выходят за возрастные рамки. Они, как говорится, написаны «на вырост». Кроме стихов, в названный раздел включены рассказы-миниатюры, басни, загадки и пословицы.
Разделу «Стихи для детей» предпослано авторское обращение — пожелание детям:

Дешалаш, 1амалаш
Кхиаеш амалаш:
Уггаре коьртаниг –
схьаэцар,
Эккхадар вониг!

Стихи Э. Мамакаева для детей читаются легко, весело:

Бум-бум, бум-бум, бумбари
Толлуш лела бай-аре.
Цо г1ароле деш ю беш,
Меттиг яц цо болх ца беш.
(«Бумбари»)

В своих стихах поэт объясняет ребятам, что нет важнее слов, чем Даймохк, Нана. Он понимает, что без воспитания любви к Родине и матери нельзя вырастить настоящего человека:

Грозный, Терек, Даймохк, Кавказ…
Царна хьалха элп ду доккха:
Церан сийне, маь1не хьоьжжий,
Ц1ерадешнаш иштта дохку
Ненал деза,
хьоме мерза,
Сийлахь х1ума цхьа а дац!
Даймохк санна,
Цхьаъ ю Нана!
Царах хьоьгург ирсе вац.
(Доккха дош»)

Поэт стремится проникнуть в сложный внутренний мир ребят, передать диалектику их отношений с окружающим миром, природой:

1уьрре г1овтта мало еш,
Хилла боху, мамонташ.
Мало ярна, дег1 бодделла,
Дуьнен т1ера уьш д1аевлла.

«Х1ун ду вайна
Уьш д1айовларх?-
Ала тарло цхьаццамо. -
Яларх, йисарх, бехк бу хьенан?
Мел аьлча а — акхархо.
(«Хьо эшавахь….»)

В стихотворении «Пионерийн марш» автором приветствуется жизненная активность ребят, их стремление к будущему:

…Дебадеш 1илма,
Даха тхо 1ема.
Кхане ю оха кхиошъерг.
Хийра бац цхьа а
Болх тхуна цкъа а.
Тхоьца г1улчьякха, къонахверг!

В стихах для детей Э.Мамакаев создает зримые картины природы:

Сарахь ц1ечу анайисто
Дашо гуьйре кхелина,
Туьйра санна, лепа беркат,
Хьажахь цунга леррина.
(«Гуьйре»)

В стихах Э. Мамакаева для детей нет навязчивой дидактичности, голых поучений. Они пробуждают в детях самые добрые чувства: честность, взаимную поддержку, стремление понимать мир природы, отвращение к хвастовству, фальши. Дать современным детишкам интересное и увлекательное чтение – дело не из легких. Но с этой задачей поэт во многом справляется. Как свидетельствуют работники детских библиотек, Э. Мамакаев является одним из любимых и читаемых поэтов республики. Детей покоряет веселая задорность и ясность его произведений.
В стихах Э. Мамакаева ребята получают «отсрочку» от жизненных тягот, опасных для роста детской «души». Дети, как понимает поэт, должны видеть мир только в ярких красках, способных вызвать радость в их сердцах. Он оберегает их от таких невеселых понятий, как болезнь, смерть и т. д.
Знать и понимать жизнь ребенка во всем ее многообразии – главное требование автора к себе, требование, которое им всегда соблюдается и выполняется. Поэт всегда помнит, что критерии, которые предъявляются к детской литературе, такие же, как и литературы для взрослых. Критерии эти продиктованы требованиями настоящего искусства.

Героиней большого количества стихотворений Э. Мамакаева является девочка по имени Лиза. Образ ее дан в развитии. Чувствуются особые симпатии автора к этому образу.
Поэзию Э. Мамакаева (имеются в виду стихи для взрослого читателя) не назовешь «громкой», но и «тихой» ее нельзя назвать: в ней всегда затрагивались проблемы, имевшие общечеловеческое значение. Поэт всегда был тесно связан с национальной почвой, судьбой своего народа. Слово его служило и служит выражением пережитого им самим и народом. Оно выбиралось поэтом с большим чувством ответственности. Поэт говорит без малой доли риторики, с прозрачной ясностью, с истинным волнением и желанием пробудить в душе человека все доброе, что можно в ней пробудить. Стихи поэта просты, несложна в них и поэтика. В связи со сказанным здесь вспоминаются слова М. Светлова, известного советского поэта. Рассуждая о стихах, он говорил: «Стихи – это беседа. Писать их надо так, как будто ты сидишь за одним столом с читателем и разговариваешь с ним…»

Стихи Э. Мамакаева написаны на живом чеченском разговорном языке, избегаются сложные речевые обороты, замысловатые приемы и формы. В стихах поэта мы часто встречаем оригинальные, выразительные образы, в которых даются неожиданные определения тому или иному явлению природы или жизни человека. Вот они: куйьра-тъкес, дуьне-аре, зама-илли и т. д. Ряд этих образов можно было бы еще продолжить. Они встречаются почти в каждом стихотворении поэта.
В своих произведениях Э. Мамакаев пишет жизнь не с точки зрения сложившихся в обществе представлений о ней, которые, по сравнению с жизнью, всегда кратковременны, а пишет ее так, как сам видит и понимает ее. Поэзия Э. Мамакаева, в лучших своих образцах, поэзия судьбы, выстраданная и проникнутая. Она пронизана оптимистическим, жизнеутверждающим началом.
Эдуард Мамакаев тесно связал свое творчество с историей своего рода, теми генетическими чувствами, которые формировались веками и передавались из поколения в поколение. В книге «Даймохк-Нана» поэту удалось рассказать читателю о многих значительных и интересных событиях своего рода («Из кладовой памяти предков», «Мамакхи», «Лев Толстой в гостях у Мамакхи», «Вторая поездка в Мамакхи-Юрт» и т.д.), используя для этого воспоминания своих близких и дальних родственников и материалы, полученные из разных источников.

Приходится удивляться генетической памяти Э. Мамакаева, проведшего детские и юношеские годы среди чужих людей. Ведь именно в этом возрасте в человеке закладываются гены родства. Генетическое вошло в плоть и кровь всего творчества поэта. Это сказывается в его приверженности к родным местам, проживающим там людям, в повседневной работе по увековечиванию памяти отца – поэта с большой буквы.
Кто-то из русских философов заметил: «Нет ничего более человеческого в человеке, чем потребность связывать прошлое с настоящим». Этим «человеческим» качеством, как никто другой, обладает Э. Мамакаев, понимающий, что человек без рода и племени превращается в манкурта. Сегодня поэт дожил до возраста, когда появляется желание вернуться в собственное родовое лоно и за письменным столом ощутить обретенную зрелость. Об этом свидетельствует его эссе «Из кладовой памяти предков».
Долгие годы своей творческой жизни Э. Мамакаев воспитывал своего читателя не столько своей поэзией, сколько своей личностью. Как бы ни оценивалось написанное им, личность его значительнее того, что он успел сделать. Каждый поэт несет в своей душе свой идеал. Идеал Э. Мамакаева — это прежде всего, добро, желание быть нужным, полезным своему народу, близким, друзьям. Верность долгу – одно из качеств характера поэта. Жизненный подвиг человека, как понимает поэт, не в ярких героических поступках. Самое трудное в жизни – быть верным себе в течение всей жизни, несмотря на неудачи и разочарования.

Э. Мамакаев – мужественный, целеустремленный человек, остро переживающий тревоги своего времени, требовательный к себе художник. Пожелав в начале своего творческого пути быть «похожим» на своего отца-поэта, он нашел свою тропу в поэзии. Он всю жизнь «соревнуется» со своим отцом, но соревнуется с ним не в поэтическом слоге, а в достойных поступках. Эуард – человек большой и щедрой души. Ему доставляет большое удовольствие, если удалось кому-то помочь. Поэт умеет располагать к себе окружающих его людей, поэтому широк круг его знакомых и друзей.
Много времени в жизни поэта отнимает общественная работа. Ни одно сколько-нибудь значительное мероприятие не проходит в республике без его непосредственного участия, он является членом всевозможных комитетов, комиссий и т. д.
Существует мнение, что лучшие свои строки поэты создают в молодости, что с годами исчезают непосредственность и взволнованность выражения. Это в какой-то степени правда. По отношению к Э. Мамакаеву с этим утверждением трудно согласиться: поэт все еще продолжает создавать произведения, которые не оставляют читателя равнодушным. В поддержку своей мысли привожу высказывание Генриха Белля, который говорил: «Возможности художника безграничны».

К своему юбилею Э. Мамакаев пришел с десятком стихотворных и песенных сборников, книгами прозы и публицистики, изданными в республике и в Москве. Стихи поэта вошли в учебники по родному языку и в следующие антологии: «Антология чечено-ингушской поэзии» (Чеч.-Инг. изд-во, 1981), «Антология Чеченской поэзии» (М., 2002), «Малая поэтическая антология «Мотивы гор» (М., 2018)
За свою длительную творческую жизнь Э. Мамакаев получил немало всевозможных наград и званий. Он народный писатель Чеченской Республики, почетный профессор Чеченского госуниверситета, почетный академик Академии наук Чеченской Республики, является заслуженным работником Министерства культуры РФ.
Поэт дорожит своими званиями, благодарен всем за высокую оценку своего творческого труда. Но все же наиглавнейшим званием для себя он считает звание, позволяющее называться достойным сыном своего отца.

Вайнах №1, 2019. Печ. версия. №3, 2019. Эл. версия

Оставить комментарий

Ваш E-mail будет скрыт. Отмеченные поля обязательны к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх