Гилани Индербаев. Любовью к театру «мобилизованный и призванный…»*

(К столетию со дня рождения Билала Саидова)

В июне текущего года исполнилось 100 лет со дня рождения Билала Саидова, известного чеченского поэта, драматурга, режиссера и переводчика. Б. Саидов родился 10 июня 1914 года в одном из живописных уголков горной Чечни – в селении Махкеты Веденского района.
Биография Б. Саидова была тесно связана с биографией чеченского народа, с его культурой и литературой. Б. Саидов прошел большой и сложный творческий путь. Он один из тех, кто стоял у истоков чеченской драматургии и национального театра. За свою долгую творческую жизнь Б. Саидов издал десятки стихотворных сборников («Голос молодых», «Дружба», «В озарении Октября» и др.).

Им написаны и поставлены на сцене национального театра более 15 драматургических произведений. Это: «Зайнап», «Такое не прощается», «Человеку надо верить, но…», «Запутанное сватовство» и т.д. Диапазон драматургического таланта Б. Саидова был широким – сказочный мир пьес для детей, драматические коллизии и комедии.

Поэтические и драматургические произведения писателя были широко известны чеченскому читателю и зрителю, пользовались у них заслуженным успехом. Многие стихи Б. Саидова стали песнями, ушли в народ. В наши дни Билала Саидова знают как поэта и переводчика, но недостаточно знают как режиссера и драматурга. А между тем драматургия занимала в его творчестве не меньшее место, чем поэзия. Собственно, своей любовью к поэзии Б. Саидов прежде всего обязан именно драматургии, приведшей его в мир искусства и культуры. Начав писать драматургию, Б. Саидов из поэзии никуда и не уходил: теперь он стал писать стихи более драматичные. Поэт, публицист, переводчик, Б. Саидов наиболее полно раскрыл свой талант как драматург. Без его творчества не может сегодня сложиться полная картина чеченской советской драматургии…

В жизни каждого человека случаются события, происшествия, которые по истечении какого-то отрезка времени, могут быть определены как судьбоносные. Событием, оказавшим бесповоротное влияние на всю будущую жизнь Б.Саидова, стало театральное представление, увиденное им в детстве. Спектакль, сыгранный самодеятельными артистами из Грозного на скоро сколоченной сельской сцене, буквально перевернул душу подростка, заставил его испытать чувство, которое ему до этого момента не было знакомо. Увиденное на сцене показалось мальчику настоящим священнодействием. Для него было чудом то, что большой реальный мир в представлении артистов ограничивался пространством сцены и временем действия. Сегодня нам, привыкшим к разнообразию и доступности зрелищ, трудно представить себе, каким важным в жизни аульного мальчика было это событие.

В тот вечер, всю жизнь незабываемый, мальчик твердо решил: он станет артистом – чудотворцем. С этого вечера мысли о театре ни на минуту не оставляют Саидова-подростка. Прежние увлечения – верховая езда, игры, состязания в ловкости со сверстниками – уходят теперь на второй план. Он торопит время, чтобы как можно быстрее приступить к осуществлению своей заветной мечты. Живой, общительный, энергичный мальчик теперь остро реагирует на все окружающее, с интересом наблюдает жизнь в различных ее проявлениях, жадно впитывает в себя все, что видит и слышит вокруг.

Окончив в родном селе школу-семилетку и с большим трудом преодолев недовольство родителей, считавших увлечение мальчика несерьезным занятием, Б. Саидов едет в Грозный, где ему удается стать участником кружка художественной самодеятельности при одном из производственных предприятий Грозного. Большое старание и театральные способности подростка не остаются незамеченными кружковцами и руководителем. Вскоре его рекомендуют руководителем художественного кружка клуба «Пролетбат» (Пролетарский батальон – И.Г.) Старопромысловского района Грозного.

Большим и радостным событием для Б. Саидова было открытие в 1931 г. в Грозном театральной студии, руководителем которой был Магомет Яндаров, один из основоположников Чеченского национального театра. Перед Б. Саидовым не встает вопрос: поступать в эту студию или нет? Поступив в студию М. Яндарова, Б. Саидов совмещает учебу с должностями суфлера и помощника режиссера.
Жажда к глубоким знаниям всегда жила в юноше. Окончив в 19З4 году театральную студию М. Яндарова, Б. Саидов вместе с другими молодыми людьми республики едет учиться в Грузию, где в Тифлисе, при драматическом театре имени Ш.Руставели, была открыта национальная студия для чеченских юношей.

Учеба в Тбилиси, как позже вспоминал Б. Саидов, была самым приятным и незабываемым временем его жизни. Древний город, древняя архитектура, древняя поэзия… Все в этом городе дышало искусством и стариной. Разнообразные впечатления, мысли, образы переполняли его, будоражили воображение, давали богатый материал для будущей творческой деятельности. Рождением своей любви к поэзии Б. Саидов был обязан именно Тбилиси. Именно здесь были написаны его первые стихи. Любовь к Грузии и ее народу Б. Саидов сохранил до конца своей жизни. Этой самой любовью, думаю, объясняется его пожизненное пристрастие к поэзии грузинских авторов, которых он переводил на чеченский язык больше, чем других.

Успешно завершив учебу на режиссерском отделении тбилисской студии, Б. Саидов возвращается домой и вместе с другими молодыми артистами включается в работу родного театра. Здесь он играет роли в спектаклях, выступает как заместитель главного режиссера. Все это в высшей степени интересно Б. Саидову, глубоко волнует и занимает его. Юноша, только что переступивший порог театральной школы, в полную меру осознает великую миссию искусства и имеет большое желание искренне ему служить. С первых же шагов своей творческой деятельности Б. Саидов понимает, что искусству противопоказано равнодушие к жизни и человеку.

Б. Саидова не удовлетворяет репертуар театра, каким он был в те годы. С целью обогащения театрального репертуара он переводит на чеченский язык драматургические произведения русских и зарубежных авторов («Лекарь поневоле» Ж.Мольера, «Гроза» А. Островского, «Молла-Несарт» Б. Витковича и Л. Соловьева и т.д.). Работа над переводами помогает Б. Саидову приобрести необходимые навыки для написания собственных драматургических произведений.

В ряды чеченских драматургов Б. Саидов пришел в конце 30-х годов ХХ века. Своеобразие драматургических произведений Б. Саидова сказывается во всем – и в выборе тем и сюжетов, и в выборе главных героев, и в манере письма. Его первая пьеса «Зайнап», вошла в число тех драматургических произведений, положивших начало созданию советского репертуара чеченского национального театра. Действие в пьесе «Зайнап» происходит во второй половине ХIХ века. Драма рассказывает о том, как чеченский народ отстаивал своего национальную независимость в борьбе с царскими колонизаторами. Знаменательно, что главным героем была женщина-горянка. В драме Б. Саидова Зайнап – гордая и смелая девушка. Схваченная царскими офицерами, она не теряет присутствия духа, дерзко отвечает тем, кто старается ее унизить, заставив танцевать перед пьяными офицерами.

Конечно, первое драматургическое произведение Б. Саидова не было в полной мере совершенным. Образ главной героини, отдельные сцены пьесы все еще несли на себе отпечаток романтического изображения жизни. Но, несмотря на все эти недостатки, драма «Зайнап» заняла второе место на Республиканском конкурсе драматургических произведений в 1939 году.
Для начинающего драматурга такое решение жюри имело немаловажное значение. Первый творческий успех стимулировал и вдохновлял молодого автора на дальнейшую творческую работу.
Становление драматургического мастерства Б. Саидова происходило под благотворным влиянием Саида Бадуева – первопроходца чеченской драматургии. У Бадуева молодой драматург учился находить и строить острые сюжеты, динамичное действие, создавать полнокровные художественные образы.

В театре Б. Саидова показал себя и как талантливый артист ,способный создавать запоминающиеся сценические образы, характеры. Создавая тот или иной образ, он всегда вспоминал о своем детстве, о том чувстве, которое он испытал при первой встрече с искусством. Главную задачу артиста он видел в том, чтобы зритель во время представления незаметно для себя уходил из реального мира в мир искусства. Для Б. Саидова-артиста воплощение в героя не решалось гримом или внешней трансформацией. Главным для него было постижение внутреннего мира героя.

Возвращаясь к годам своей молодости, сыгранным в театре ролям, Б. Саидов вспоминал случай, когда он чуть не стал жертвой слишком эмоционального зрителя, для которого то, что происходило на сцене, перестало быть условным, «игрой» актеров.Он рассказывал: «Однажды в Старых Атагах, в «зале»под старым навесом (других сцен в селах в то время не было), мы показывали спектакль по пьесе С. Бадуева «Красная крепость». Собралось большое количество зрителей, потому что подобные представления для горцев то время были в диковинку. Большую часть зрителей составляли бывшие красные партизаны, участники событий, которые теперь разыгрывались на сцене. Я играл роль Юсупа, молодого белогвардейского офицера. К отцу моего героя по ходу действия приезжает повеселиться русский генерал, сопровождаемый большой свитой: приставами, старостами и офицерами. Для них хозяин дома, богач Гирма-Солта, устраивает гулянье прямо на природе. Основательно опьянев, гости тут же решают отблагодарить «моего отца» за верную «службу»: наделяют его землей, прихватывая мизерные участки бедных аульчан. Узнав об этом, бедная одинокая женщина, вся нищая жизнь которой зависела от крохотного участка земли, бросает под ноги загулявших платок, надеясь, что старинная национальная традиция образумит хозяина дома. Упав на землю, она умоляет не трогать ее участок… Боясь, что вид нищей женщины и ее поступок оскорбят генерала и его свиту, Юсуп , грязно ругаясь, старается прогнать старуху вон…»

«Я играл эту сцену, – продолжал свой рассказ Б. Саидов, – «вдохновенно», выворачивая наизнанку всю бесчеловечную и жестокую суть Юсупа. В момент самого высокого «накала» действия я невольно уловил в «зале» какой-то шум, заметил суматоху… Позже, когда закончился спектакль, я узнал, что один из бывших красных партизан, не выдержав, как на сцене офицер издевается над бедной женщиной, выхватил наган и, ругаясь последними словами, направил в мою сторону. Только благодаря быстрой реакции соседа этого партизана, я не пострадал. Сосед успел схватить его руку и направить ее вверх…»

Рассказ бывшего артиста помогает лишний раз поверить в страстные слова Белинского о силе искусства. Белинский писал: «Вы здесь живете не своей жизнью, страдаете не своими скорбями, радуетесь не своим блаженством, здесь ваше холодное «я» исчезает в пламенном эфире любви…»
В 1941–1942 гг. Б. Саидов служит в рядах Красной Армии, работает ответственным секретарем фронтовой газеты «Красное знамя».
В родном театре в 1942–1943 годах он был единственным человеком, имевшим непосредственное отношение к драматургии и к репортеру театра. Театр к этому времени, как и чеченская литература, был обезглавлен репрессиями.

Во время депортации Б. Саидов проживал в Киргизии и работал в разных сферах народного хозяйства. Условия жизни были таковы, что не приходилось думать о творчестве.
После возвращения из депортации (1958 г.) Б. Саидов активно включается в творческую жизнь республики: пишет стихи и драматургические произведения. Публикуется в журнале «Орга», на страницах газет «Ленинан некъ» («Ленинский путь») и «Грозненский рабочий».
Много сил в это время он отдает восстановлению Республиканского кукольного театра и его репертуара. Для кукольного театра он напишет такие пьесы, как «Горы просыпаются», «Ловкое поколение» и т.д.
Старейшие артисты национального театра (Я. Зубайраев, А. Исаева, Г. Батукаев) в своих воспоминаниях положительно отзывались о Б.Саидове как о режиссере – всегда доброжелателен , чутко прислушивался к мнению артистов, не навязывал свое видение репетируемого произведения. Как режиссер он старался в каждом спектакле создать атмосферу как можно более натуральную, жизненную. Он всегда отказывался от приемов внешне эффективных, сосредотачивал все свое внимание на психологическом существе конфликта, старался добиться от актеров простоты и искренности исполнения. И это ему часто удавалось.

Среди драматургических произведений, написанных Б.Саидовым в последние годы жизни, особое место, на мой взгляд, занимает пьеса «Запутанное сватовство». Это веселая комедия, говорящая о серьезных изменениях в духовной и нравственной жизни чеченского народа. Действие в комедии происходит в 90-е годы ХХ века в одном из винодельческих совхозов притеречной равнины. В совхозе лишь видимость благополучия, но на самом деле в коллективе рабочих крайне низкая трудовая дисциплина. Частые беспричинные прогулы, попойки в рабочее время – все это стало повседневной нормой для определенной части рабочих. Главные и средние специалисты совхоза – формалисты. Они занимаются приписками, пьянством, расхищением народного добра. Директор совхоза – беспринципный, слабовольный человек. Он смирился со сложившимся в хозяйстве положением, сдал нерадивым специалистам свои моральные и должностные позиции.

В совхоз после окончания института приезжает молодой специалист Зина, которая, получив диплом агронома, возвращается в родное село. Девушка с первого же дня своей деятельности начинает борьбу против расхлябанности в работе, приписок, стяжательства, пьянства. Выступает против даже своей матери, все еще придерживающейся устарелых взглядов в семейно-бытовых отношениях.
Положение девушки, начавшей непримиримую борьбу за новое отношение к труду, осложняется в пьесе тем, что в стане ее идейных «врагов» оказался человек, которого она еще до учебы в институте любила и продолжает все еще любить. С главной героиней, неистовым возмутителем спокойствия в совхозе, неугомонным искателем нового, происходят в пьесе всевозможные метаморфозы: она путает своих «женихов», женихи путают ее с другими.

Пьеса «Запутанное сватовство» – это веселые комедийные ситуации, рассказывающие зрителю и читателю о тех серьезных переменах, которые произошли в быту и сознании современного чеченского общества .
В этом году Билалу Саидову, известному чеченскому поэту, актеру, режиссеру, драматургу и переводчику исполнилось 100 лет. Старт юбилейным мероприятием дан в его родном селе. В середине июня в сельском Доме культуры с.Махкеты состоялся вечер, посвященный Б.Саидову. Собравшиеся в Доме культуры односельчане и гости из республики вспоминали страницы жизни юбиляра, говорили о его большом творчестве. В своих воспоминаниях махкетинцы особо говорили о тесной связи писателя с жизнью родного села. Быть всегда со своим народом, подчеркивали выступающие, была главной заповедью жизни писателя…
Писателя не стало в 1994 году.

…Годы – как верстовые столбы на дороге. Чем дальше продолжается дорога, тем больше остается их за спиной, тем труднее различать те, что остались в начале. Искусство, как и человек, не может существовать без прошлого, без своих «верстовых столбов». Поэтому сегодняшний наш разговор о жизни и творчестве Б.Саидова – это разговор о прошлом, традициях, без которых не может быть настоящего и будущего.
Б.Саидов был ярким, самобытным человеком, неутомимым поэтом, драматургом, переводчиком. Таким он остается в памяти тех, кто его знал и имел возможность знать его творчество.

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта
№ 14-04-00465

Вайнах, №8, 2014.

Оставить комментарий

Ваш E-mail будет скрыт. Отмеченные поля обязательны к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх