Гилани Индербаев. Чувство родины Магомеда Дикаева

Под шум и лепет затоскую,
Как станет горько одному,
уйду – и всю молву людскую, –
Какая б ни была, – приму
А. Просолов

В этом году исполняется 75 лет со дня рождения Магомеда Дикаева – известного чеченского поэта-лирика советского периода.
М. Дикаев родился 1-го сентября 1941 года в г. Грозном в семье Джунида Дикаева. в трехлетнем возрасте будущий поэт вместе с родителями был выдворен из родного очага, так трепетно и задушевно воспетого им
впоследствии, и депортирован в далекий и холодный Казахстан. вдепортации семья Дикаевых сначала проживала в г. талды-Кургане, а затем переехала на станцию Чу Джамбульской области, где Магомед в 1949 году пошел в школу.

Возвратившись на родину предков и окончив сШ №18 г. Грозного, М. Дикаев в 1959 году поступает на историко-филологический факультет (отделение «Русский язык и литература, чеченский язык и литература») Чечено-Ингушского педагогического института, который оканчивает с отличием. И как отличника учебы Дикаева оставляют на кафедре русской и зарубежной литературы, рекомендуют в только что открывшуюся при институте аспирантуру.

Перед ним открывается широкая перспектива для дальнейшего углубления и совершенствования своего образования, для занятия поэтическим творчеством, к которому он не был равнодушен с раннего детства.
Писать стихи М. Дикаев начал в школьные годы. Этому способствовала домашняя обстановка, где ценилось народное слово. любовь к родному краю у будущего поэта зародилась благодаря рассказам родителей, стихам Пушкина и лермонтова о свободолюбивых горцах и величественной природе Кавказа.

В начале 60-х годов стихи М. Дикаева регулярно печатаются на страницах республиканских газет, в альманахе «орга» и в коллективных сборниках начинающих литераторов. но по-настоящему широкую известность М. Дикаев как поэт получил после участия во всесоюзном совещании молодых писателей в Москве (1963) и выхода в свет первого стихотворного сборника «нохчочун х1усам» («очаг чеченца») (1965).
На форуме в Москве стихи М. Дикаева получают высокую оценку таких известных поэтов русской советской литературы, как Н. Тихонов, А. Твардовский, Н. Прохоров.

Характеризуя стихи Дикаева, н. тихонов писал: «встихах чеченского поэта Магомеда Дикаева мы находим отзвуки старых горских песен, певшихся под звон мерз-пондара, чеченского музыкального инструмента, находим темперамент джигита и редкую афористическую краткость».
Положительные отзывы классиков русской поэзии имели на творчество М. Дикаева большое побуждающее влияние. Поэзия для него теперь становится смыслом жизни, страстью. После совещания в Москве стихи М. Дикаева в переводе на русский язык публикуются в московских и ленинградских журналах. Их охотно печатают в периодике республик северного Кавказа. Для всесоюзного читателя М. Дикаев открывает неизвестную до сих пор страницу чеченской лирики. вслед за книгой «нохчочун х1усум» (1965) выходит второй
поэтический сборник – «Догу сан дог» («Горит мое сердце») (1967).

Содержание стихов этих сборников показывает, что главным источником поэзии М. Дикаева является фольклор, который широко в своем творчестве использовали его старшие наставники М. Мамакаев, М. Сулаев, А. Сулейманов. Главная тематика творчества М. Дикаева четко определилась уже в его первом сборнике: родной край, мать, дружба, любовь. Как верно заметил поэт Н. тихонов, творчество М. Дикаева было тесно связано с народной поэзией. Тайну поэтического слова народа М. Дикаев старается постичь во многих своих стихотворениях: «Х1ай, лаьттан кийрара ялтанан буьртиг», «боьлху, боьлу деган пондар» и т.д.

Мечта о свободе и счастье – вот, по утверждению поэта, силы, питающие народные песни. в стихотворении «ХIай, лаьттан… буьртиг» М. Дикаев создает емкий метафорический образ народа, рождающего свои песни-илли в неуемной тоске по лучшей и счастливой доле:

Х1ай, лаьттан кийрара ялтанан буьртиг!
Хьо малхе кхевдина, серлонах хьаьгна…
Сан халкъ, ахь маршонан з1аьнаршка кхийдаш,
Готтачу кийрара хьайн иллеш даьхна.

Извечное стремление народа к свободе здесь поэт удачно сравнивает с упорством семени, пробивающего свой первый росток через толщу земли. Так народ, преодолевая вековые трудности, пришел к своему сегодняшнему дню.
Поэт проявляет неизменный интерес к исторической судьбе народа, к его героическому прошлому. с глубоким желанием показать чеченский национальный характер, богатый внутренний мир написано стихотворение М.
Дикаева «нохчо ву со», которым открывается сборник «Деган мерзаш» (1971).

Детство поэта, как об этом было сказано выше, проходило далеко от родного края, родного очага, но любовь к родине, заложенная в нем со дня его рождения, жила в душе мальчика и ждала своего часа, чтобы в самых нежных и искренних словах выйти наружу. Это случилось в стихотворении «сан Даймохк»:

Нанас берахь дуьйна
Суна хьо марздина,
Хьоьга дагар дуьйцуш,
Хийла ойла йина,
Сан дай баьхна латта
Сан ирс долу Даймохк,
Ахь стаг вина,
Со новкъа велира.

И еще:

Х1ора йог1у кхане
Хьоьца йоккхур бохуш,
Винчу махка кхача
Ас сатийсинера…

Чувство Родины для поэта – это тот мир, в котором он рос и воспитывался, те люди, что первыми вошли в его душу, прежде всего, отец и мать, носившие его на руках, это его первые учителя, первые книги, первые песни и мелодии, запавшие в детскую душу – все то, что открывается человеку, как только он вступает в мир. отношение поэта к этому миру темпераментно, страстно, приподнято…

Много теплых и добрых слов поэты разных времен и народов сказали о нежных и заботливых женских руках, об особой доброте материнского сердца. не является исключением из ряда этих поэтов и М. Дикаев. образ женщины-матери поэт во многих своих произведениях доводит до символической обобщенности. не случайно то, что свой первый стихотворный сборник («Нохчочун х1усам») М. Дикаев посвящает чеченке-матери, испокон веков хранящей тепло чеченского очага так, чтобы ни один гость не прошел мимо, не найдя в нем гостеприимства:

«Вог1ург, воьдург, юучух кхетта,
Вахар ирс ду», – дайша аьлла,
Нохчийн х1усам шийла хетта,
Цхьа а хьаша т1ех ца ваьлла
Нохчийн х1усам»).

Большое место в лирике М. Дикаева занимают стихи о любви. они покоряют читателя естественностью и искренностью чувств. они фабульны. вних все движется к неизбежной гармоничной развязке. влюбимой лирический герой поэта желает видеть верного и преданного друга, готового вместе с ним преодолевать жизненные трудности и невзгоды.

Песни, созданные на основе таких стихотворений, как «Ленинградехь кхиъна йо1», «Ма хала стаг ю хьо…», «Суьйре ю т1ейог1уш вайна», «Москвара мехкарий», «Ас лоьхург мила ю…», стали поистине народными.
У какого чеченца, молодость которого пришлась на 60-70-е годы ушедшего века, сегодня настольгически не встрепенется сердце, услышав мелодию на слова М. Дикаева:

Тхан юьртахь тийна ду,
Наб яйна со цхьаъ ву,
Лерина лоьхуш,
Цагарна кхоьруш,
Сахиллалц лехарх, к1ад цалуш,
Ас лоьхург мила ю?

Песня, в понимании поэта, душа народа, через которую он выражает свои заветные мечты, чаяния и надежды. символом поэзии, ее святости и чистоты для Дикаева является чеченский национальный музыкальный инструмент – мерз-пондар. Через многие стихи поэта «пондар», наряду со словом «дог», проходит как синоним музы, народного слова. определяя роль настоящей поэзии, Дикаев в стихотворении «Дог, хьо мерза пондар бу…» пишет:

…Пондар ю хьан эзар йиш,
Дагах дохуш суйнаш,
Якъинхетаме б1аьрхиш.

М. Дикаев умеет улавливать и передавать самые тонкие, интимные чувства человека, который приходит в соприкосновение с природой. Природа в его стихах не только предмет эстетического наслаждения человека,
олицетворенная поэтом, она живет, волнует и дополняет человека:

Iаьнан б1аьргаш сирла хьуьйсу,
Сан ойланийн лар туьдуш,
Ас, эхь хеташ, дагахь дуьйцург
Суна сайна ца дуьтуш.
(«Iаьнан б1аьргаш»).

Cтихи М. Дикаева не были на прямую обращены к злободневной тематике времени, не выделялись публицистическим накалом. неповторимость его поэзии прежде всего проявляется в интимной лирике, в лирике, осмысливающей вечные вопросы человеческого бытия. М. Дикаев вернул в чеченскую поэзию

Bнтимное «я». его поэзия для нас стала изречением неизреченного, сказанием несказанного.
Творческое наследие М. Дикаева не только произведения, написанные в жанрах лирики. Пробовал свои силы поэт и в жанрах драмы. Им написаны в стихотворной форме две драмы: «Маликин безам» и «Даймехкан сурт». Эти драмы не имели сценической жизни. назначены они скорее для чтения, чем для постановки на сцене. вдраме «Маликин безам» поэт выступает против ненужных условностей, которые имеют место в нашей жизни. во второй драме М. Дикаева («Даймехкан сурт») повествуется о тяжелой жизни горцев в прошлом. Главные герои драмы Атаби и балу в поисках лучшей доли оказываются на чужбине, но вскоре понимают, что нет счастья человеку вне своей родины. трудности, которые героям приходится преодолевать на пути возвращения на родину, – содержание драмы.

М. Дикаев явился в чеченской литературе 60-х годов провозвестником нового литературного и общественного времени. За ним стоит яркий человеческий и художественный образ, который невозможно спутать ни с каким другим. Секрет небывалой популярности М. Дикаевав в 60-70-е годы был в том, что стихи его были исполнены серьезной мыслью, удивительной человеческой искренностью, сердечной добротой. его душевные слова словно бы произрастали из глубин народной сути, становились частью духовной жизни чеченца. в стихах поэта читатель находил отклик собственным чувствам, собственным переживаниям. в чеченском народе в 60-е годы жило острое желание освободиться от недавнего трагического прошлого, и это сокровенное желание народа было чутко уловлено и воспето М. Дикаевым. Рождению М. Дикаева как поэта способствовало новое время, понимаемое народом и им как возрождение. вчеченской литературе 60-х годов М. Дикаева нельзя было отнести ни к старшему, ни к младшему поколениям литераторов. Он занимал в ней особое место. близкому к нему поколению поэтов-«прометейцам» предстояло еще родиться, идейно и художественно созреть.

Чем больше знаешь человека, тем труднее о нем рассказать: не знаешь, с чего начать и какой угол зрения выбрать… сподобной трудностью столкнулся и автор предлагаемых заметок, решившись поделиться с читателем своими воспоминаниями о поэте М. Дикаеве. я имел счастье быть знакомым с этим ярким человеком в продолжение многих лет. Из множества встреч с М. Дикаевым в моей памяти наиболее отчетливо сохранились две: первая и последняя. вот об этих двух встречах, насколько мне позволит память, я и постараюсь рассказать читателям.

Первая моя встреча с Дикаевым произошла в начале лета 1962 года. К нам, то есть ко мне и туру Мамакаеву (младшему сыну писателя Магомеда Мамакаева), беседующим в коридоре второго этажа Чечено-Ингушского госпединститута, улыбаясь, подошел незнакомый мне молодой человек. тур представил его: «Магомед Дикаев, начинающий чеченский поэт, отличник учебы…». Мы познакомились. о чем-то говорили… сейчас не вспомню. недолго побыв с нами, Магомед ушел, сославшись на какие-то учебные дела. Когда мы остались одни, тур, как бы продолжая начатый о Дикаеве разговор, сообщил мне, что тот часто приходит к его отцу со своими стихами и что Магомет хорошо отзывается о его поэтических способностях. так неожиданно состоялась моя первая встреча с Дикаевым. он произвел на меня очень хорошее впечатление.

Приятной была его внешность: доброе, открытое лицо, правильные черты лица, копна каштановых волос на голове, аккуратно зачесанных назад…  Впоследствии я для себя отметил такие характерные для него детали: смеясь, он всегда запрокидывал голову назад; даже стоя на месте, он, казалось, был в каком-то движении. вскоре имя М. Дикаева громко и всевластно зазвучало в чеченской литературе. о нем писали газеты, организовывались радио- и телепередачи, проводились встречи с читателями. очень популярными стали песни на его стихи. Их можно было слышать повсюду.

После состоявшегося знакомства я стал более внимательно следить за его творчеством и, когда в 1971 году вышел в свет его третий стихотворный сборник «струны моего сердца», решился поделиться с читателем своим пониманием поэзии М. Дикаева. вцелом положительно оценивая произведения дикаевских сборников, я в своей рецензии («Орга», №4, 1972) отмечал, что «произведениям Дикаева не всегда хватает широкого ощущения жизни во всех ее многообразных связях… Поэт открывает читателю истину только своего
знания жизни, а этого явно недостаточно».

Только теперь, по прошествии многих десятилетий, мне стало понятно, что поэтический талант М. Дикаева имел свой особый характер, который не мог полнокровно проявиться в «рамках» соцреализма, требовавшего от художника слова «коллективного» выражения чувств. вобстановке всеобщего восхищения и одобрения, в которой в то время находился поэт, мои критические замечания в рецензии не могли не задеть самолюбия Дикаева. но, скажу честно, ни словом, ни поведением поэт не дал мне почувствовать свою обиду. он в этой ситуации показал себя высокоинтеллигентным человеком, понимающим назначение и роль критики. наши отношения после этой рецензии оставались такими же, как и раньше – приятельскими. Подтверждением этому является книга М. Дикаева «Песни вайнахов», сохранившаяся у меня до сих пор, с его дарственной надписью: «Гилани Индербаеву в знак уважения. желаю успехов в жизни.3.11.72 г. Подпись».

В этом году исполняется тридцать семь лет со дня трагической смерти Магомеда Дикаева – самого талантливого поэта чеченской литературы 60-70-х годов ХХ века. он ушел очень рано, многого не успев осуществить. Сегодня только можно гадать, сколько стихотворений, поэм и драм мы недосчитались. За чертой его смерти уже целая историческая полоса, время, по-своему распорядившееся многими поэтическими репутациями, смывшее в реку небытия немало литературных имен. А имя М. Дикаева, несмотря на известные трагические события в республике, осталось в памяти народа и, надеюсь, останется навсегда.

Время стремительно листает страницы любой человеческой жизни, предает забвению когда-то яркие события в его жизни. Поэтому любая заметка об ушедшем писателе или поэте, будь то серьезная, будь то пустяковая, необходима для сохранения памяти о нем для нового поколения.

М. Дикаев умер рано, и многие его окружавшие люди не успели вовремя осознать («лицом к лицу лица не увидать»), кого они потеряли, не спешили рассказать о своих встречах и впечатлениях потомкам. сегодня уже нет в живых многих из них. Ранняя, безвременная смерть художники, как правило, определяющим образом воздействует на его посмертную репутацию. Посмертная легенда почти всегда подправляет и дополняет человека…

Жизнь М. Дикаева к концу 70-х годов была полна самых разных контрастов: творческие взлеты, блеск стремительной славы, кафедра, научные поиски – все это драматически переплелось с периодами творческого застоя, потерей друзей и поклонников. В драме М. Дикаева – масса оттенков, причин, последствий. Объективных, внутренних и связанных с определенным историческим временем. желания оставаться самим собой, не знать никакой маски, иметь собственное лицо, быть естественным и человечным во всех своих чувствах и поступках – эти качества не всегда положительно оцениваются людьми, которые нас окружают.
Определенную роль в трагедии М. Дикаева, на мой взгляд, сыграл и его возраст… в 27 лет, завершая 6-ю главу «евгения онегина», А. Пушкин на собственном опыте понял и грустно сформулировал одну из неизбежных
закономерностей чуть ли не всякой поэтической судьбы:

Лета к суровой прозе клонят,
Лета шалунью рифму гонят…

К концу 70-х годов М. Дикаев не мог писать с такой же легкостью, как в начале своего творческого пути. А писать как попало, без настоящего вдохновения, поэту не позволял его гордый характер. он мог «разряжаться» только в стихах. В годы кризисного душевного состояния Магомеда Дикаева рядом с ним, к
сожалению, не оказалось надежных и верных приятелей. не нашлось таковых и среди собратьев по перу: творческие люди не всегда прощают славу своему коллеге.

В памятном слове о М. Дикаеве народный поэт Чечни А. сулейманов, виня себя и писательскую организацию республики в безвременной смерти поэта, говорил: «Дикаев Мохьмад, мурйоьлла дечиг санна, кхерчахь сийсачех вацара, иза, чоь серла а оьккхуьйтуш, вогучех вара». Главный смысл этих слов в том, что всякий, кто имеет слишком чувствительную, слишком добрую, чуткую душу, долго не живет.

Последняя моя встреча с М. Дикаевым состоялась за несколько месяцев до его кончины. Эта встреча оставила в моем сердце горький осадок, неприятное воспоминание. встретил Магомеда я в тот день у кафе «восток» (микрорайон «Минутка), куда пришел перекусить перед выездом в село. Мы столкнулись с поэтом в дверях кафе. на мое приветствие он ответил как-то странно, отстраненно. он был особенно задумчив и во всем его облике отражалась какая-то вселенская тоска.

Заказав обед, я пригласил его к столу. он присел, но не дотронулся до еды. Ни слова не сказав мне, он встал и вышел из помещения кафе. Отъезжая от автобусной станции, я видел, как он все еще продолжал стоять у двери кафе.
Вскоре Дикиева не стало. он умер 29 октября 1979 года. Поэт ушел из жизни и, стало быть, перестал меняться. теперь мы можем оценивать его творчество таким, каким оно осталось. оно воспринимается теперь целиком, как одна большая, всю жизнь писавшаяся книга.

Известность приходит к поэтам разными путями: для одних – как стремительный взлет, яркая вспышка, для других – как медленное, постепенное набирание высоты. М. Дикаев прошел первый путь известности – самый
краткий и опасный. Роль поэта современной критикой должна быть определена не только «местом» в текущей литературе 60-70-х годов. его имя должно быть вписано в большую традицию всей чеченской поэзии. самым достойным доброй памяти М. Дикаева для нас будет позаботиться о его литературном наследии, создании обстоятельного очерка о его жизни и творчестве. Эта обязанность, в первую очередь, возлагается на писательскую организацию республики. семидесятипятилетний юбилей М. Дикаева, хочется надеяться, станет всенародным праздником с присвоением имени поэта улице, где он родился, установлением мемориальной Доски памяти. Положительный пример в этом направлении показала Академия наук Чеченской Республики, издавшая к юбилею собрание его сочинений.

Вайнах №7-8, 2016

Оставить комментарий

Ваш E-mail будет скрыт. Отмеченные поля обязательны к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх