Эдильбек Хасмагомадов. Общая боль – общая память.

В довольно длинном списке памятных дат этот день занимает особое место. Что мы отмечаем в День памяти и скорби? Какие чувства он должен вызывать у нас? Ответ на оба вопроса, казалось бы, совершенно очевиден из самого названия. Действительно, какие еще чувства должен вызывать этот День, кроме памяти и скорби?
Понятно также, что эта памятная дата (как и любая другая дата, официально отмечаемая государством) имеет своей целью консолидировать общество на основе чувства национальной солидарности, привести к еще большему народному единению, сплотить народ и власть на основе общей памяти и общей судьбы. Этой же цели служат любые праздники. И не только государственные, но и чисто религиозные, например, христианское рождество, или светские, например, Новый год.

Но людей объединяет не только радость, но и общее горе. Яркий пример такой даты – общероссийский День народного единства. Настоящим праздником его не назовешь, поскольку напоминает он об одном из самых трагических периодов в истории России. «Смутное время» на рубеже XVI–XVII столетий едва не привело к гибели русского государства, а внутренняя междоусобица и иностранная интервенция принесли гибель огромному числу жителей страны.
Между прочим, День народного единства призван напоминать современным гражданам России, что в «смутное время» страна и народ были спасены не его правителями, а рядовыми гражданами по призыву простого жителя Нижнего Новгорода Козьмы Минина, сформировавшего народное ополчение, которое и освободило вначале Москву, а затем и все государство от внешних врагов. Заодно был положен конец и внутренним распрям.
Еще один пример такого рода – память о «холокосте», живущая в сердцах не только граждан Израиля, но и евреев всего мира.
Вспомним также, что наши близкие соседи армяне вот уже почти сто лет ежегодно отмечают дату армянской трагедии осени 1915 года, вину за которую они возлагают на турецкие власти.

Порой некое трагическое событие не просто откладывается в народной памяти, но становится фундаментом, на котором стоит этническое самосознание. Конечно, это крайний случай. И далеко не идеальный. Трагедия, положенная в основу национальной идентичности, способна со временем выработать в массовом сознании так называемый «комплекс жертвы», вызвать чувство мести, без преодоления которого невозможно мирное настоящее и тем более будущее. В качестве примера можно снова назвать Армению – требование на государственном уровне признать геноцидом трагедию осени 1915 года со всеми вытекающими из этого признания юридическими последствиями – вот уже более двадцати лет является главным препятствием на пути нормализации армяно-турецких межгосударственных отношений. Безусловно, негативно влияет оно и на перспективы карабахского урегулирования.

В исторической памяти чеченцев, как и у любого другого народа, найдется немало трагических дат, о которых нельзя забывать. Например, такой датой (как и у русских) может считаться монгольское нашествие. В еще большей степени – нашествие войск хромого Тимура, буквально опустошивших территорию Чечни и истребивших большую часть ее населения.

Другая – более близкая, но не менее трагическая дата – Кавказская война. В ходе этой войны, продолжавшейся при жизни двух поколений, буквально каждое чеченское селение было уничтожено по нескольку раз, а население Чечни в итоге сократилось вдвое. Завершающим аккордом стало переселение в Турцию 25 тысяч чеченцев, которых колониальные власти оставили без земли, передав ее казакам, поселенным по берегам Сунжи.
Еще ближе по времени 23 февраля 1944 года, когда чеченцев поголовно депортировали в республики Средней Азии по ложному обвинению в предательстве Родины. О размере прямых и косвенных потерь, которыми обернулась эта трагедия, историки спорят до сих пор и, вероятно, будут спорить еще долго.
И наконец, рубеж XX–XXI веков – наше «смутное время», породившее в Чеченской Республике общественную анархию, ввергнувшее чеченский народ в состояние гражданской войны, а также вызвавшее две разрушительные и кровопролитные войны.

Таким образом, ежегодно 10 мая мы вспоминаем и о жертвах выселения, и о погибших в Великую Отечественную войну, и о потерях двух последних войн, и о трагических событиях на стадионе «Динамо» в самом центре Грозного и гибели 9 мая 2005 года Первого Президента Чеченской Республики Ахмат-хаджи Кадырова, ведь именно его жизнь и смерть олицетворяют в сознании современного чеченца трагическую судьбу своего народа.
Добавим к сказанному, что при утверждении даты 10 мая как республиканского Дня памяти и скорби был достигнут определенный консенсус между властью и обществом – в обсуждении этого вопроса принимали участие представители республиканской научной и творческой интеллигенции.
Как мне кажется, власть отказалась от соблазна приурочить общереспубликанский День памяти и скорби к какой-нибудь трагической дате в истории чеченского народа по двум главным причинам. Во-первых, Чеченская Республика многонациональна по своему составу и является частью многонационального государства. По этой причине выделение одного народа (пусть даже, как говорится, государствообразующего) нежелательно по вполне очевидным причинам.

Во-вторых, для будущего чеченского народа фундаментальное значение имеет интеграция в политическое, экономическое и гуманитарное пространство Российской Федерации. И в этом случае День памяти и скорби, приуроченный к дате выселения чеченцев или к окончанию Кавказской войны, получивший определенную политическую трактовку в недоброжелательных средствах массовой информации, вполне мог привести не к общенародному единению, а, наоборот, способствовать духовному разъединению и даже противопоставлению.
За примерами далеко ходить не надо – вспомним политические спекуляции в западных и грузинских СМИ вокруг Олимпийских игр в Сочи, проведение которых совпало со 150-летием изгнания с Кавказа 500 тысяч черкесов, коренных обитателей тех мест, где и соревновались олимпийцы.
Мы живем в мире, раздираемом многочисленными противоречиями. Так было всегда, на всем протяжении человеческой истории. Мы видим это сегодня. И так будет еще очень долго, если не всегда, до самого конца существования человечества. Мы не можем гарантировать себе и своим детям мирное будущее, если будем вспоминать из своего прошлого только обиды, некогда нанесенные нам.

Не следует понимать это так, что мы должны все забыть и все простить. Если мы забудем уроки собственной истории – вот тогда у нас точно не будет будущего. Речь о другом. Внимание исключительно к собственным бедам, концентрация на собственных обидах создает психологический барьер, не позволяющий видеть в соседях потенциальных друзей, а не врагов. Эта опасность, которую многие склонны недооценивать.
Политически нейтральная дата республиканского Дня памяти и скорби как нельзя лучше отвечает требованиям времени. В этот день мы вспоминаем не одну трагедию, а все трагические страницы истории народов, населяющих Чеченскую Республику. Мы не противопоставляем свое прошлое другим народам нашей страны. Мы можем говорить об общей боли, осознаем общность наших судеб и, тем самым, – общность будущего, в которое нам идти вместе.

Вайнах, №5, 2014.

Оставить комментарий

Ваш E-mail будет скрыт. Отмеченные поля обязательны к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх