Эдильбек Хасмагомадов. Навсегда с нами

Кадыров А-Х10 мая, в День памяти и скорби, мы вспоминаем наших дедов и отцов, матерей и сестер, братьев и сыновей, испытавших на себе все ужасы, лишения и тяготы Кавказской войны XIX века, сталинской депортации 1944-го года и двух последних военных кампаний. И среди тех, кто отдал свою жизнь за мирную и процветающую республику, был первый Президент Чеченской Республики, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров. В тяжелейших условиях Ахмат-Хаджи Кадыров возглавил беспощадную борьбу с террористами и экстремистами и спас народ от угрозы уничтожения. В наших сердцах навечно останется память о героях, погибших за мир и благополучие на чеченской земле!

Дала г1азот къобал дойла церан!

Сохраняющийся в обществе интерес к Ахмат-Хаджи Кадырову лишь частично можно объяснить неординарностью его личности. Как представляется, он в какой-то степени подогревается тем, что глобальная политическая игра, в которую Чеченская Республика и чеченский народ оказались втянутыми в самом начале 1990-х годов, не завершилась и поныне. Нисколько не снизился и накал идеологической борьбы, главным «призом» в которой должна стать чеченская молодежь, ее всячески пытаются сбить с пути служения своей республике и использовать как расходный материал в интересах внешних сил.

Таким образом, политическое наследие Ахмат-Хаджи Кадырова не теряет актуальности, и этим, в том числе, объясняется его высокая востребованность в наши дни. С другой стороны, возникает вполне закономерный вопрос: в чем был секрет Ахмат-Хаджи Кадырова как успешного политика? Чтобы правильно ответить на него, необходимо выделить главные задачи, которые стояли перед ним как Главой Чеченской Республики и общенациональным лидером. Как представляется, таких задач было две: во-первых, добиться прекращения внутричеченского политического противостояния и консолидировать чеченское общество для решения позитивных задач; во-вторых, формирование дееспособных республиканских органов власти. Без этого прекращение войны и возрождение Чеченской Республики так и осталось бы недостижимой мечтой.

Возглавив Временную администрацию Чеченской Республики, Ахмат-Хаджи основную ставку в идеологическом противостоянии сделал на традиционный для чеченского общества суфийский ислам, превратив его в стержень национальной консолидации. Одним этим шагом он открыл дорогу к примирению с патриотически настроенной частью вооруженной оппозиции и окончательно изолировал от чеченского общества непримиримых псевдоисламистов. Провозгласив курс на восстановление традиционной культуры чеченского народа, основанной на исламских духовных ценностях, А.-Х. Кадыров создал мощный барьер на пути распространения идей национализма и религиозного экстремизма. В результате значительно повысилась устойчивость чеченского общества к разного рода внешним влияниям.

А тот факт, что исламские духовные ценности составляют сердцевину чеченской традиционной культуры, позволил Ахмат-Хаджи свободно действовать на религиозном поле, активно вытесняя с него идеологов псевдоисламского экстремизма.
С другой стороны, решительно высказавшись за нормализацию российско-чеченских отношений и возвращение Чеченской Республики в политическое и социально-экономическое пространство России, Ахмат-Хаджи Кадыров не только привлек к себе широкие слои чеченского общества, но и создал почву для примирения с бывшей «антидудаевской» и «антимасхадовской» оппозицией. В формируемых органах власти Чеченской Республики и в ближайшем окружении самого Ахмат-Хаджи были широко представлены как бывшие «сепаратисты», так и «пророссийские оппозиционеры», которых он объединил конкретной работой на благо чеченского народа.

Последовательно претворяя в жизнь собственный политический курс, Ахмат-Хаджи Кадыров успешно преодолевал доставшуюся от прошлого дезорганизацию чеченского общества. В конечном итоге, его политика позволила преодолеть внутричеченское политическое противостояние, консолидировать чеченский народ и направить Чеченскую Республику по пути мира и стабильности. В прошлом осталось разделение Чечни на зоны влияния отдельных полевых командиров и религиозных экстремистов – все, кто отказался от общенационального примирения, полностью дискредитировали себя в глазах чеченского народа и лишились массовой поддержки. Еще при жизни Ахмат-Хаджи Кадырова религиозные экстремисты перестали быть частью чеченского политического поля, поскольку лишились даже видимости национальных целей и стали прочно ассоциироваться с внешними силами. В конечном итоге религиозные экстремисты даже в физическом плане оказались вынужденными покинуть Чеченскую Республику – их активность отмечается на территории соседних субъектов и в сравнительно удаленных арабских странах (Сирия, Ирак).

Есть еще одна немаловажная черта Ахмат-Хаджи Кадырова как политика, которая также способствовала росту его популярности. Реалии Чеченской Республики конца 1990-х – начала 2000-х годов были таковы, что насилие стало неотделимой частью обыденной жизни граждан Чеченской Республики, а также весомым аргументом в политической борьбе. В принципе, консолидация чеченского общества и достижение мира в Чечне были невозможны без применения жестких мер в отношении тех, кто выступал за продолжение войны. К чести Ахмат-Хаджи Кадырова, он всегда отдавал приоритет достижению компромисса со своими оппонентами и был готов к примирению с ними во имя интересов Чеченской Республики и ее народа.

В современной истории Чеченской Республики Ахмат-Хаджи первому удалось наладить устойчивый прямой диалог высшего должностного лица с обществом. Благодаря этому, он превращается в общенационального лидера, а поддержка общества позволяет ему жестко контролировать все звенья государственного аппарата. Одно это обстоятельство сразу же на порядок повысило эффективность управления. Об эффективности системы власти, созданной А.-Х. Кадыровым, лучше всего говорит тот факт, что она в короткий срок взяла на себя большую часть функций, первоначально сосредоточенных в федеральных структурах на территории Чеченской Республики, а также полностью ликвидировала влияние структур, создаваемых незаконными вооруженными формированиями.
Но что еще важнее – пользуясь поддержкой общества, А.-Х. Кадыров начал успешно ограничивать бесконтрольные действия федеральных структур и концентрировать власть в республиканском аппарате управления. Тем самым был поставлен предел влиянию пресловутой «партии войны» на федеральном уровне.

Свойственный Ахмат-Хаджи Кадырову здоровый практицизм способствовал тому, что в политике он никогда не ставил перед собой нереальных целей. А его убежденность в том, что будущее чеченского народа может быть гарантировано только в составе России – во многом облегчила выстраивание доверительных отношений с федеральным центром и лично с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.
Таким образом, еще при жизни Ахмат-Хаджи ситуация в Чеченской Республике претерпела кардинальный перелом: после длительного периода общественной анархии и политического хаоса сформировался единый центр силы, наличие которого позволило стабилизировать общественно-политическую ситуацию и перейти, наконец, непосредственно к восстановлению республиканской экономики и социально-культурной сферы. Ахмат-Хаджи Кадыров создал в Чеченской Республике, по сути, национальную систему управления в рамках общероссийской государственной системы. Дело в том, что вплоть до последних дней советской власти главные посты в республиканском государственном механизме оставались в руках русскоязычной части партийно-советской номенклатуры. «Кадровая революция», начатая Д.Г. Завгаевым, не успела получить полного завершения. Что касается «ичкерийского» периода, то на протяжении целого десятилетия в Чечне просто отсутствовал дееспособный государственный аппарат. Таким образом, только при Ахмат-Хаджи Кадырове чеченская политическая элита смогла встать во главе республиканского государственного аппарата.

Подводя итоги, можно дать положительный ответ на вопрос о том, сумел ли Ахмат-Хаджи Кадыров успешно решить две главные задачи, стоявшие перед ним как Главой Чеченской Республики. Ему действительно удалось добиться прекращения внутричеченского политического противостояния и достичь невиданной в новейшее время консолидации чеченского общества, а также сформировать эффективные республиканские органы власти. За прошедшие годы созданная им система власти доказала свою эффективность и способность к развитию. Но, к великой скорби чеченского народа, на алтарь мира, свободы и процветания Чеченской Республики и во благо сохранения целостности Российской Федерации Ахмад-Хаджи Кадыров положил собственную жизнь.

Вайнах №2, 2017

Оставить комментарий

Ваш E-mail будет скрыт. Отмеченные поля обязательны к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх