01.07.2015

Эдильбек Хасмагомадов. Двойные стандарты западной демократии.

Как-то Талейран, некоторое время руководивший внешней политикой императора Наполеона I, так характеризовал качества истинного дипломата: «Когда дипломат говорит «да» – он думает «быть может»; когда он говорит «быть может» – он думает «нет». Но дипломат никогда не скажет «нет».
Конечно, эти слова, в первую очередь, раскрывают сущность личности самого Талейрана, но вместе с тем их можно рассматривать как признание того, что в основе европейской дипломатии начала XIX века лежало лицемерие и двойные стандарты. Впрочем, двойные стандарты прослеживаются на всем пути, пройденном человечеством. Иначе еще библейским пророкам не пришлось бы призывать людей относиться к своим близким также, как они хотят, чтобы те относились к ним самим.

Человечество прошло долгий и трудный путь, прежде чем выработало универсальные духовные ценности, единые для всего человечества. Вспомните десять библейских заповедей, переданных человечеству через пророка Мусу/Моисея (мир ему) – монотеистические религии учат, что на них должны строиться отношения между всеми людьми, а, значит, и общественные, и межгосударственные отношения.

Но реальность, как правило, далека от заповедей, ниспосланных человечеству. Что еще хуже – история знает великое множество примеров, когда под прикрытием религии велись захватнические войны. Например, победные надписи ассирийских и прочих царей древности сообщают, что кровавые походы на соседей предпринимались ими не иначе, как по приказу богов. Или крестовые походы средневековья, совершавшиеся, якобы, для защиты «истинной религии». Или колониальные войны европейских держав, оправдывавшиеся необходимостью «нести свет цивилизации диким народам».

Сегодня уровень знаний человечество велик, как никогда, но что изменилось в политике, проводимой «сильными мира сего»? И разве двойные стандарты ушли в прошлое? Хуже того, двойные стандарты сегодня задают тон не только в политической сфере, но стали неотъемлемой частью сознания большинства правящих элит стран, входящих в состав так называемого «золотого миллиарда». Не секрет, что нынешнее процветание стран Запада основано на скрытой эксплуатации остального человечества. Только США, население которых составляет менее 5 процентов населения всего мира, потребляют более 20 процентов мировых ресурсов.

В то же время несправедливость существующего мирового порядка всячески маскируется, вплоть до того, что все проблемы стран «третьего мира», из которых ресурсы утекают в страны «золотого миллиарда», объясняется отсутствием в них демократии по западному образцу. Более того, военные интервенции в интересах США и стран Запада осуществляются под лозунгом распространения все той же демократии.
Тот же лозунг распространения демократии лежит в основе идеологической экспансии Запада, а, значит, двойные стандарты теперь во многом определяют массовое сознание маргинальных слоев по всему миру. Поэтому у американцев и европейцев есть «естественное право» вмешиваться во внутренние дела всех остальных стран мира для насаждения там западной демократии, а попытки последних оградить себя от этого вмешательства истолковываются как «угроза мировому порядку».

Отсюда неизбежно вытекает, что гибель даже одного американца или европейца в результате теракта – трагедия, а смерть сотен тысяч иракцев или афганцев от рук американских и европейских солдат – не более чем статистика. Отсюда вытекает также, что западные журналисты имеют право публиковать оскорбительные карикатуры на пророка Мухаммада (с.а.с.), а неадекватная реакция на эти оскорбления в виде расстрела самих карикатуристов – проявление варварства и отсутствие толерантности. К слову сказать, когда редакция все того же французского журнала «Шарли» опубликовала карикатуру на сына бывшего президента Франции Н. Саркози – реакция французских властей была мгновенной и жесткой. Значит, «своих» оскорблять нельзя, а вот «чужих» – сколько душе угодно.

Известное новшество политики двойных стандартов состоит в том, что для ее реализации в последние десятилетия широко используется такой инструмент, как «цветные революции». Вообще, «цветные революции» превратились в универсальный инструмент вмешательства во внутренние дела неугодных государств, которыми всегда управляют «антинародные режимы». На Ближнем Востоке жертвами «цветных революций» стали крупнейшие светские режимы, пытавшиеся вести свои страны по пути индустриализации и создания развитой экономики.

Для обрушения этих режимов в одни случаях использовались войска США и их союзников (Ирак), в других – внутренняя оппозиция, пользующаяся поддержкой стран Запада и их арабских союзников (Ливия, Тунис, Сирия, Египет, Йемен). Все это ни что иное, как реализация старого имперского принципа «разделяй и властвуй» под прикрытием распространения демократии. Характерно также, что во всех «цветных революциях» в качестве ударной силы используются радикальные и экстремистские группировки, откровенно попирающие принципы все той же западной демократии. На Украине это фашиствующий Правый Сектор и партия «Свободы», в мусульманских странах – так называемые «религиозные» экстремисты.

И что удивительно – те, кто приходит к власти на волне «цветных революций», на практике не меньшие сторонники двойных стандартов, чем их иностранные покровители. В том числе и те, кто действует под якобы исламскими лозунгами. Изощренные расправы с заложниками, которых казнят поодиночке или целыми десятками под объективами телекамер, – это не только часть пиар-кампании, направленной против «безбожного Запада». Это еще и отражение того факта, что жизнь «неверного» в глазах террористов имеет не больше ценности, чем жизнь рядового мусульманина в глазах западного обывателя.

Есть еще одно поразительное совпадение, характеризующее духовную близость «поборников демократии» и «борцов за чистый ислам». Мировой антикварный рынок после американской оккупации Ирака был наводнен древними шедеврами, похищенными из местных музеев. Сегодня, когда многие из этих же музеев и древних комплексов, оказались на территории, подконтрольными ИГИЛ, на мировой рынок хлынул новый поток предметов старины. Как говорится, деньги одинаково не пахнут для всех, кто хочет их любой ценой. И вероисповедание в этом случае отступает на второй план.

Все сказанное выше можно было бы рассматривать как отвлеченные размышления о негативных сторонах современной политической жизни, если бы не то печальное обстоятельство, что эта болезнь коснулась и чеченского общества. И дело тут не только в том, что наше общество разделилось на «очень богатых» и «очень бедных». Беда в том, что чеченскому обществу грозит утрата единых духовных ценностей. Один раз это уже раскололо чеченское общество в начале 90-х годов прошлого века и последствия этого раскола полностью не преодолены до сих пор. Иначе как объяснить, что чеченские добровольцы воюют по разные стороны фронта, разрезавшего юго-восток Украины? Или их участие в гражданской войне на территории Сирии и Ирака?

В данном случае не так уже и важно, какие именно мотивы заставили молодых людей уехать на чужбину и участвовать в войнах, никак не связанных с национальными интересами чеченского народа и Чеченской Республики. Кто-то поехал за деньгами, кто-то поверил в искренность новоявленных проповедников «чистого ислама», а кто-то верит в западную демократию. В любом случае эти люди духовно выпали из чеченского общества, что превратило их в еще один инструмент в руках внешних сил, руководствующихся собственными интересами. Это те самые облеченные властью люди, которые по свидетельству Талейрана никогда не говорят то, что думают на самом деле.

Вайнах №5-6, 2015.

Оставить комментарий

Ваш E-mail будет скрыт. Отмеченные поля обязательны к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх