Ахмат-хаджи Кадыров: борьба против невежества и фанатизма.

ПрезидентВ политической биографии Ахмат-хаджи Кадырова важное место занимает конфликт с политическим движением «ваххабитов», с чего (на взгляд автора настоящей статьи) и началось его становление как национального лидера. Что лежало в основе этого конфликта? Был ли он неизбежен или это произошло в результате лишь случайного стечения обстоятельств?

Часто можно услышать утверждение, что в основе противостояния «ваххабитов» и Ахмат-хаджи Кадырова, являвшегося муфтием Чеченской Республики, т.е. официальным главой не только исламского духовенства, но и духовным лидером мусульман республики, – лежали разногласия в сфере религии. Мне это утверждение кажется не совсем верным уже по одной той причине, что сам конфликт протекал исключительно на политическом поле и носил характер политического противостояния. Другими словами – разногласия в сфере религии, конечно же, были, но не они стали главной причиной возникшего конфликта.
Как известно, политические противники Ахмат-хаджи Кадырова из числа «ваххабитов» упорно выдвигали на передний план тезис о необходимости заново «исламизировать» чеченский народ. Утверждение, на первый взгляд абсурдное. Большинство чеченского народа уже много веков принадлежит к умме пророка Мухаммада (с.а.с.), а принятие ислама последними высокогорными обществами завершилось на рубеже XVIII – XIX вв. Исламская религия давно уже стала одним из наиболее важных этнообразующих факторов, лежащих в основе чеченского национального менталитета и традиционного образа жизни. Чеченцы давно уже живут в рамках симбиозной культуры, базирующейся на двух традициях – исламской и этнической [Акаев В. Х. Ислам в Чечне: традиции и современность // Чеченская Республика и чеченцы: история и современность: материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 19-20 апр. 2005 года. – М., 2006. – С. 88].

Еще в советское время все проводившиеся социологические опросы показывали, что подавляющее большинство чеченцев не видит разницы между исламскими и национальными традициями и обычаями. Иными словами ислам понимался как обязательная часть национальной идентичности – нельзя быть чеченцем не являясь одновременно мусульманином.
Так почему же идеологи «ваххабизма» настойчиво провозглашали необходимость заново «исламизировать» чеченский народ? «Ваххабитская» пропаганда объясняла это тем, что, прияв идеологию суфизма и почитая своих устазов, – чеченцы допустили непозволительные отступления от таухида (Единобожия), а потому должны быть обращены в ислам заново. Но порой идеологи ваххабизма открыто называли причину, по которой они стремились всеми способами искоренить чеченский традиционный ислам – он стал «…самым трудным препятствием на пути в создании исламского государства» [Гандалоев И. Тяжелый, но необходимый выбор // Аль-Каф. – 1998. – март (№3). – С. 2].
«Политический ваххабизм», последние десятилетия активно действующий не только на Северном Кавказе, но и на большей части мирового пространства, претендует на роль наднациональной идеологии, а потому стремится искоренить все национальное из сознания своих последователей. Только так может быть создан «Всемирный халифат», в котором нет места не только национальному, но и любому проявлению индивидуальности.
Но Ислам на самом деле не знает противоречия между принадлежностью к общемусульманской общине и национальным характером отдельных исламских сообществ. Не будучи специалистом в исламской теологии, ограничусь широко известным догматом, что Всевышний разделил людей на племена и народы, чтобы они лучше узнавали друг друга. То есть, национальная идентичность создана Творцом, чтобы люди могли через разообразие осознать свое единство – единство не может осознаваться там, где нет различий.

Не случайны, поэтому, нападки идеологов «политического ваххабизма» на столетиями существовавший в Чечне традиционный ислам с его особым вниманием к личности и ее индивидуального пути к Богу. Суфизм, как известно, не признает ни за государством, ни за каким либо другим общественным институтом права на полный контроль над мусульманином и его сознанием.
Все взрослое население Чеченской Республики было свидетелем того, как распространение «ваххабизма» в 1990-е годы, привело к дестабилизации общественной жизни Чеченской Республики и параличу традиционных для чеченского общества механизмов регулирования массового поведения. Это не могло не произойти, потому что ваххабизм ставил вопрос ребром: «Либо ты мусульманин, либо чеченец».
Таким образом, если традиционный ислам успешно совмещал национальность и религиозную принадлежность, то «ваххабизм» требовал отречения от всего национального ради религиозного. При этом в ваххабитском понимании «подчинение исламу» понималось исключительно как полное подчинение лидерам, стоявшим во главе этого движения. Не удивительно, что открытое пренебрежение национальными традициями и обычаями было отвергнуто подавляющим большинством чеченского народа.
Как кажется, в самом непримиримом характере идеологии так называемого «ваххабизма» и в неприкрытом стремлении его лидеров к власти любой ценой кроется причина того, что их конфликт с патриотически настроенным большинство чеченского народа был абсолютно неизбежен.

Не мог избежать его и Ахмат-хаджи Кадыров, который в своих публичных выступлениях всегда подчеркивал, что он мусульманин и чеченец. Близко знавший его Д.Б. Абдурахманов так пишет о нем: «Главная черта Ахмат-хаджи как личности – это четко выверенная нравственная позиция, которая основывается на глубоком знании основ ислама и чеченской традиционной культуры. Будучи религиозным человеком и богословом, он обладал высокой светской культурой, хорошо знал чеченские традиции и этикет, считал их основой стабильности чеченского общества и межнационального согласия» [Абдурахманов Д.Б. Человек и эпоха: Ахмат-хаджи Кадыров. – М., 2012. – С. 157-158].
Понятно, что такой человек не мог примириться с тем, что чеченский народ готовятся принести в жертву глобальным амбициям лидеров «политического ваххабизма». Ахмат-хаджи Кадыров сам написал об этом с предельной откровенностью: «Вчерашние яростные сторонники «суверенной чеченской государственности… напрочь отказались от таких понятий, как «чеченская идея», «чеченская свобода и независимость». Предлагали взамен «исламский порядок», «исламский образ жизни» и «исламские ценности». Все национальное подменялось всеобщей арабизацией… Образованные и культурные люди постепенно становились изгоями общества. Всячески пропагандировался «арабский» образ жизни… Афганистан талибов преподносился как эталон исламской государственности. Только не чеченское! Только не национальное! Нашему обществу навязывались невежество и фанатизм. Потому что невеждами и фанатиками легче управлять…» [Кадыров А.А. Выбор пути. – Грозный, 2003. – С. 59-60].

Как видим, в основе конфликта, между Ахмат-хаджи Кадыровым и поддерживавшим его патриотически настроенным большинством чеченского народа с движением «ваххабитов» лежало разное видение будущего чеченского народа. Вернее даже будет сказать, борьба шла за спасение чеченского народа, которым лидеры ваххабитского движения были готовы пожертвовать ради достижения своих глобальных целей. Как показало дальнейшее развитие событий, в этой борьбе правда была на стороне Ахмат-хаджи Кадырова и «ваххабизм» потерпел в Чеченской Республике идеологический и политический крах.

Эдильбек Хасмагомадов

Вайнах, №8, 2014.

Оставить комментарий

Ваш E-mail будет скрыт. Отмеченные поля обязательны к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх