Адиз Кусаев. Говорит и показывает Грозный… К 85-летию чеченского радио и 55-летию телевидения

Начало

Первый камень в фундамент будущего Грозненского телецентра был заложен в 1958 году. Это событие и считается днем рождения чеченского телевидения. Здание его было возведено в самом красивом уголке города – в парке культуры и отдыха им. С.М. Кирова – на берегу р. Сунжи, обегающей в этом месте как бы «круг почета» вокруг зеленого полуострова в центре Грозного.
В ноябре 1959 года строительство двухэтажного здания телецентра было завершено. (1) Еще более полугода шло техническое оснащение его. В нем были созданы самые современные по тем временам условия для вещания. Удобные и уютные редакционные кабинеты по периметру второго этажа, дикторские и светлые гримерные комнаты и костюмерные, студии записи, цеха кинопроизводства, по обработке и монтажу киноматериалов, просмотровый, кинопроекционный и актовый залы. Большое, вместительное хранилище фондов кино и фото. Просторная аппаратная с режиссерским и звукорежиссерским пультами и, конечно же, павильон размером в 200 м2. Он был самым большим на Северном Кавказе – высотой в два этажа. В нем можно было проводить самые массовые передачи.
14 мая 1960 года телестудия была сдана в эксплуатацию. Местные газеты с восторгом писали об этом: «14 мая 1960 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию Грозненский телевизионный центр. Телевизионное вещание ведется на трех языках: русском, чеченском, ингушском». (12)
О первых днях работы Грозненской студии телевидения так вспоминал один из первых ее сотрудников, журналист, пенсионер Махамди Садулаев: «На Грозненское телевидение я пришел первого июня 1960 года. Велись еще только пробные передачи. Грозненская студия телевидения вошла в Чечено-Ингушский комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров ЧИАССР, председателем которого назначен был Сергей Михайлович Лагутин.
Первыми редакторами были известные чеченские писатели Нурдин Музаев, Хасмагомед Эдилов. Первыми телеоператорами были Юрий Чекашкин, Евгений Новиковский. Первые дикторы: на чеченском языке – Султан Гулиев, на ингушском – Лида Яндиева, на русском – Ольга Левченко, чуть позже пришла и Алла Зинченко.
Были в первых рядах редакторов и молодые писатели и журналисты: Ямлихан Хасбулатов, Султан Юсупов, Виктор Богданов, Адам Каратаев, Султан Нураев и другие.
Позднее пришел на телевидение и Адиз Кусаев. Он был старшим редактором литературно-драматического отдела, в котором я проработал около девяти лет. Уйдя с телевидения, я оставался его внештатным сотрудником. И Адиз Кусаев часто поручал мне подготовить ту или другую передачу. Будучи работником Ачхой-Мартановской районной газеты, я имел хорошие возможности выполнять его поручения».
И в заключение – о первом выступлении по чеченскому телевидению великого Махмуда Эсамбаева. После первых гастролей по Южной Америке артист только что вернулся домой. Не знаю, как они родились, но в Министерстве культуры ЧИАССР, в театрах, на телевидении поползли слухи о том, что М. Эсамбаев завербован американской разведкой. Что, якобы, в папахе у него спрятан радиопередатчик и во время танца, стуча ногами, он передает сообщение на Запад. Не абсурд ли? В то время Эсамбаев отдыхал в г. Сочи. Так вот, Чечено-Ингушский обком партии, чтобы рассеять слухи, вызвал танцора в Грозный. Для выступления по телевидению ему дали один час эфирного времени. И вот сидим мы в редакции художественных программ до начала передачи и разговариваем о разных вещах. И вдруг Махмуд, между прочим, говорит: «В Сочи был я приглашен на подводную лодку. И когда я уходил, на прощанье моряки подарили мне водолазный костюм, который со временем станет достопримечательностью музея». Не знаю, по наивности или по глупости, я тогда подумал: вот что делает с человеком слава. Я же не знал тогда, что Махмуд Эсамбаев прославится как король танца, станет первым чеченцем народным артистом СССР и первым из артистов Чечено-Ингушетии Героем Социалистического труда. Ведь это было в 1961 году! (4)
Об особенностях первых лет работы чеченского телевидения один из его первых сотрудников, еще будучи учеником школы приглашенный читать тексты детских передач, Шамсуддин Магомаев вспоминал: «У истоков Чеченского телевидения стояли дикторы Султан Гулиев, Лидия Мейсигова, Аднан Хатуев, Ольга Левченко, Алла Куликова, звукорежиссер Вадим Беспалов, редакторы Султан Юсупов, Адам Каратаев, Вера Руденко, телеоператоры Александр Петров, Нариман Кузахметов, кинооператоры Юрий Тимофеев, Николай Куан, режиссеры Маргарита Кириллова, Ваха Насардинов и другие. Это были профессионалы высокого класса, настоящие мастера своего дела, телевизионщики от Бога.
Особенностью и ценностью первых телепередач было то, что все они придумывались здесь же, в студиях, потому что скопировать с чего-то было невозможно: показывал только местный канал, трансляции других, московских, каналов не было до 1967 года… Да и вообще, все шло в прямом эфире, записывать тогда еще не умели – все было живое, искреннее, сиюминутное, осязаемое.
Колоссальным успехом пользовались программы на чеченском языке, особенно передачи старшего редактора художественных программ на чеченском языке С. Юсупова «Синкъерам» и «Сарахь-суьйренца». Султан был одним из первых профессионалов, кто закончил факультет журналистики Ростовского государственного университета. (4)
В Чечено-Ингушской АССР с 15 мая 1960 года, после завершения строительства телевизионного центра, регулярно стали вестись телевизионные передачи, Выходили они в эфир по седьмому каналу. Большую помощь Чечено-Ингушскому комитету по телевидению и радиовещанию в организации этой работы оказали журналисты и режиссеры Центрального телевидения и Госкомитет Кабардино-Балкарии по телевидению и радиовещанию.
Грозненская студия телевидения была оборудована новейшей аппаратурой, имела передвижную телевизионную станцию. Журналистам, режиссерам, кинооператорам были созданы все необходимые условия для подготовки высококачественных программ. (4)
На телевидении эти принципы, особенно сиюминутность и сопричастность, усиливаются наличием картины происходящего – живой, динамичной, разноплановой, со своим естественным фоном.
В 1961 году Комитет по радиовещанию Постановлением Совета Министров ЧИАССР был преобразован в Государственный Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров ЧИАССР. Первым его руководителем – председателем – был назначен Сергей Михайлович Лагутин, первым директором телецентра – Георгий Леонтьевич Абашидзе, главным инженером – Селим Эскиевич Хациев.
В разные годы после С.М. Лагутина председателями Гостелерадио ЧИАССР и Чеченской Республики были Юрий Витальевич Мареченков, Беслан Халадов, Рамзан Хаджиев, Салавди Яхъяев, Хусейн Гузуев, Зулай Булуева, Ваха Дыхаев, Луиза Хажгириева, Лема Дагалаев, Лечи Баканаев, Зиявди Белоев, Аламахад Ельсаев и другие.
Параллельно со строительством телецентра шла комплектация журналистского, режиссерского, операторского и технического состава и обучение кадров особенностям работы на телевидении.
Опыта телевизионного строительства еще не было, поэтому формирование отделов велось по типу радиоредакций. При этом учитывалась и особенность телевещания: передачи готовились и велись на трех главных в республике языках – русском, чеченском, ингушском по 50, 30, 20 процентов соответственно. Были созданы русские, чеченские и ингушские редакции: общественно-политических, информационных, художественных программ, пропаганды, писем, сельского хозяйства, промышленности и транспорта, детских, молодежных и спортивных передач, обменной и кинопрограмм. И сердце телевидения – отдел выпуска, в котором планировалась работа студии на месяц и квартал, и верстались недельные и ежедневные программы передач.
Творческое руководство ими осуществляли главные и старшие редакторы. Причем, главных редакторов всегда было двое – программ на русском языке и программ – на чеченском и ингушском. Первыми главными редакторами телевидения были Иван Ильич Гвоздиков, опытный журналист, редактировавший до этого республиканскую молодежную газету «Комсомольское племя», и Магомед-Салах Абубакарович Саламов. Затем в разные годы главными редакторами телевидения работали писатель Зайндин Муталибов, Василий Афанасьевич Горемыкин, поэты и журналисты: Адиз Кусаев, Ямлихан Хасбулатов, Виктор Богданов и другие.
Первыми старшими редакторами телевидения были Султан Юсупов, Адам Каратаев, редакторами: Султан Нураев, Сулейман Дукузов и так далее. Позже в разные годы старшими редакторами работали Софья Сергеева, Яков Вайхсельбаум, Лариса Умайская, Ибрагим Джабиров, Руслан Караев, Зоя Ашихмина, Тамара Мальсагова…
Первыми редакторами и корреспондентами были Ямлихан Хасбулатов, Виктор Богданов, Нурдин Музаев, Хасмагомед Эдилов, Адам Каратаев, Сулейман Дукузов, Султан Нураев, Марк Фример и другие. Позже, в семидесятые-девяностые годы ХХ в., их ряды пополнили тогда молодые журналисты: Зулай Булуева, Хамзат Тухашев, Аднан Хатуев, Лиза Карнаева, Ваха-Хаджи Амаев, Саид Баширов, Тамара Юнусова, Лиля Нашхоева и так далее.
С первых дней Грозненскую студию телевидения (ГСТ) возглавлял заместитель председателя Госкомитета ЧИАССР по телевидению и радиовещанию Николай Григорьевич Петров. После ухода его на пенсию – в 1980-2000 гг. – в разное время заместителями председателя Гостелерадио были Анатолий Ковалев, Рамзан Хаджиев, Магомед-Салах Саламов…
Режиссерскую группу с первых дней возглавила главный режиссер Маргарита Яковлевна Кириллова, в конце семидесятых годов главным режиссером стал Ваха Баудинович Насардинов, который с начала вещания телевидения работал режиссером редакции художественных программ. Кроме него в разные годы на Грозненской студии телевидения работали режиссеры: Роза Третьякова, Нинель Золотарева, Петр Мусаев, Руслан Магомедов, Маргарита Винокурова, Ирина Шамилева, Ольга Романова, Зоя Шахбулатова, Анатолий Пономаренко, Айшат Джабраилова и другие.
Телевидение Чечено-Ингушетии впервые вышло в 1960 году. Случилось это вечером 14 мая, когда засветились голубые экраны телевизоров в г. Грозном и селах республики и к прильнувшим к телевизорам людям впервые со словами приветствия обратились первые дикторы Ольга Романова, Султан Гулиев: «Добрый вечер, дорогие телезрители! В эфире Грозненская студия телевидения!». И в эфир вышла первая информационная программа.
Со временем режим выхода в эфир информационных выпусков установился такой: на русском языке информационная программа выходила в эфир каждый вечер с понедельника по пятницу, на чеченском – в понедельник, среду, пятницу, на ингушском – во вторник и четверг.
Студия, готовящая и выдающая в эфир передачи, была одна. В эфир передачи транслировались со 120-метровой телевышки, построенной на самой высокой точке г. Грозного – на вершине горы Сюир-Корт в Октябрьском районе. Принадлежала она Радиотелевизионному передающему центру (РТПЦ), работающему в Чечено-Ингушетии с 1934 года. Видный со всех концов равнинных районов республики от Черных гор до Терского хребта, от Гудермеса до Горагорска этот ажурный красавец стал телевизионным символом Чечено-Ингушетии.
Ретрансляторов еще не было, поэтому телесигнал не проходил дальше Терского хребта и Черных гор, Гудермеса и Горагорска, и жители за этими пределами практически передачи Грозненской студии телевидения не видели. Да и телевизоров было мало, поэтому у счастливого обладателя «волшебного ящика» по вечерам собирались все соседи – от мала до велика.
Но всего лишь через четыре года, в 1964 году, положение начало резко меняться. Если до этого все передачи были только студийными, готовились в ограниченном интерьере, то с 1965 года стало возможным вынести их за стены студии – в Грозном появилась первая передвижная телевизионная станция «Магнолия». Но простор ее применения, к сожалению, тоже был ограничен: она могла транслировать передачи только из зоны прямой видимости телевышки. И все же она внесла разнообразие в телепрограммы.
В том же году началось строительство сети мощных ретрансляторов на Терском хребте, в пос. Горагорск, в г. Гудермесе, в Ножай-Юртовском и других горных районах, в Ингушетии. Это дало повод прессе написать в 1965 году, в День радио – 7 мая: «Сейчас у нас в республике (Чечено-Ингушетии – А.К.) действуют две радиостанции, телевизионный центр, передвижная телевизионная станция. Общий объем местного радиовещания и телевидения достигает шестнадцать часов в сутки… В республике растет количество радиоточек, радиоприемников, телевизоров. Теперь у нас насчитывается более 90 тысяч радиотрансляционных точек и более 160 тысяч радиоприемников и телевизоров. Передачи Грозненской студии телевидения устойчиво принимаются на более чем 80 % территории республики и частично в Дагестане, Северной Осетии и в Кабардино-Балкарии». (5)
Журналисты телевидения, несмотря на ограниченные пространственные (студия и поле видимости телевышки) и оформительские (отсутствие видеосъемок, записей, монтажей и т.д.) возможности, делали передачи на различные темы под разными рубриками, рассказывая телезрителям обо всех сферах и сторонах социально-политической, экономической и культурной жизни республики: «Клуб деловых встреч», «Сельские зори», «Советуют специалисты», «На стройках республики», «Наш индустриальный край», «Больше нефти – Родине», «Человек славен трудом», «Писатель и жизнь», «На сцене и в жизни», «Импульс» и т.д.
Особое внимание обращали тележурналисты передачам по патриотическому, интернациональному, нравственному и трудовому воспитанию молодежи, сознавая огромное влияние телевидения на зрителей и эффективность телепередач. Они готовились под рубриками: «Патриот», «Мы – интернационалисты», «Студенческий меридиан», «Рабочая смена», «Ровесник», «Народное творчество» и так далее (14, с. 130).
Готовились они всегда на высоком профессиональном уровне, с выдумкой и интересно. Потому что для каждого тележурналиста первейшей обязанностью являлось «делать все, чтобы каждая программа, каждая передача имела глубокий воспитательный смысл и была проникнута одухотворенностью и страстностью, чтобы вещание велось на высоком профессиональном уровне… На конкретных примерах человеческих судеб тележурналисты стремятся воспитывать сознательность и дисциплинированность, творческое отношение к труду и воспитанию, чувство высокой личной ответственности за общее дело.
В первые годы работы Грозненской студии телевидения многие передачи носили игровой, постановочный, рекреативный (развлекательный) характер. Регулярно готовились телепостановки по сценариям самих тележурналистов, многие из которых были писателями и драматургами, и по одноактным пьесам чеченских и ингушских писателей. Огромной популярностью пользовались и получали самые восторженные отклики такие постановочные передачи о народных традициях и обычаях, как: «Синкъерам» («Посиделки»), «Сарахь-суьйренца» («Вечером-вечерочком»), «Теремок» (сказка для самых маленьких), различные «Огоньки», музыкальные программы («С песней по жизни», «Тем, кто дружит с песней», «В сельском клубе», «Новые имена», «По вашим письмам», «Звучащие строки»); показы спектаклей драматических театров (им. X. Нурадилова, им. М.Ю. Лермонтова), театра кукол, самодеятельных коллективов Дворца культуры им. В.И. Ленина, Чечено-Ингушского госпединститута, Грозненского нефтяного института; трансляции различных музыкальных фестивалей, конкурсов, смотров; литературно-музыкальные композиции…
Это все давало повод утверждать, что «радио и телевидение вносят огромные изменения в культурное развитие города и деревни. Они знакомят советских людей с лучшими произведениями многонациональной советской литературы, музыки, театра, кино. Не просто подводят их к искусству, а воспитывают у трудящихся высокий художественный вкус, дают новые знания и представления. Они доносят сокровища человеческого гения до отдаленных селений и аулов» (14, с. 131).
Это все давало и мощный толчок к развитию телевещания в Чеченской Республике.
«Из года в год в городах и селениях республики растет количество радиоточек, радиоприемников и телевизоров. Если, например, в 1965 году насчитывалось около 250 тысяч радиоприемных устройств, то в 1970 году в квартирах трудящихся Чечено-Ингушской АССР установлено более 350 тысяч радиоточек, радиоприемников и телевизоров. Можно себе представить общее количество радиослушателей и телезрителей, если допустить даже, что у каждого приемника и репродуктора всего 2-3 слушателя, а у телевизора – 4-5 зрителя. Это значит, что передачи радио и телевидения могут слушать и смотреть сотни тысяч человек. Можно ли мечтать о большей народной аудитории, которой обладают наши партийные, советские работники, ученые, литераторы, музыканты?! Такая грандиозная аудитория возлагает огромную ответственность на коллектив журналистов Комитета по телевидению и радиовещанию». (14, с. 124)

Становление

Еще более мощный толчок развития получило чеченское телевидение в восьмидесятые годы XX столетия. Вот некоторые его этапы:
1969 г. – получен первый телесигнал из Москвы, началась трансляция первого канала ЦТ по республике;
1971 г. – от Москвы до Грозного через Ардон и знаменитые «Эльхотовские ворота» проложена радиореленейная линия. С вступлением ее в строй «телезрители Чечено-Ингушетии стали принимать три программы Центрального телевидения и одну местную».
1977 г. – все советское телевидение становится цветным. Получив в том же году передвижную телевизионную станцию (ПТС) типа «Лотос», в цветном изображении стали транслироваться и передачи Грозненской студии;
1978 г. – в «республике построена сеть мощных ретрансляторов». (13, с. 122-123)
Бывший сотрудник телевидения, проработавший в коллективе студии около тридцати лет, Ибрагим Джабиров вспоминает: «В семидесятые-восьмидесятые годы телевидение стало своеобразным членом семьи в каждом доме. Помимо показа театральных спектаклей, оно осуществляло и собственные тематические постановки. Их ставили режиссеры Ваха Насардинов, Сулумбек Мамилов и другие знатоки телевизионного дела. Документальные телефильмы, снятые по сценариям тележурналистов, занимали первые места на Всесоюзных и Всероссийских конкурсах и кинофестивалях. Телезрители того времени хорошо помнят эти фильмы: «Крановщица», «На земле вайнахов», «В стране башен», «В горах Чечено-Ингушетии» и подобные им, снятые Б. Насимовым, С. Мамиловым и другими. Их можно считать сегодня золотым фондом документалистики Чечни.
В те годы при очень слабых технических возможностях телевидение проводило сложнейшие телемосты не только с соседними республиками, но и с далекими: Казахстаном, Киргизией и другими. Они способствовали укреплению интернациональной дружбы народов…» (10)
Очень трудное, сложное и ответственное это дело – творчество телерадиожурналиста, поэтому раньше им становился только имевший высшее образование, широкий кругозор и только тот, кто проходил через жесточайшие конкурсы и с обязательным двухмесячным испытательным сроком». (2)
В 1980 году «нештатный актив радио и телевидения насчитывает более двухсот рабочих и сельских корреспондентов. Это были люди, хорошо знающие и любящие свое дело. Они, как правило, были передовиками, новаторами производства, специалистами с широким кругозором, с государственным подходом к делу» (13, с.123).
С целью ускорения роста влияния и приоритета телевидения в воспитательном процессе в 1979 году была «вдвое расширена производственная площадь телецентра, построена трехэтажная административно-редакционная пристройка, внедрено новое оборудование, расширено документальное и телевизионное кинопроизводство, введена в эксплуатацию аппаратная видеозаписи: только в этом году впервые видеозапись пришла в Грозный, до этого – двадцать лет телевидение работало в режиме прямого эфира.
На первое января 1980 года «в республике насчитывалось 180371 трансляционная точка и 321 тысяча приемников». Более 90 % населения охвачено телевизионным вещанием;
1980 г. – в г. Грозный установлен «мощный передатчик, он транслирует передачи на город и все районы республики. Оборудование для линии поставляется предприятиями Венгерской народной республики»;
1980 г. – оборудована первая студия монтажа видеозаписей. Монтаж велся на огромных, «толстых», высотой выше человеческого роста видеомагнитофонах Кадр-ЗПМ с полуметровыми в диаметре бобинами с широкой (5 см) пленкой, весом с полной намоткой не менее пяти килограмм.
И все эти годы «в подготовке интересных, содержательных передач, в постановке важных, актуальных, проблемных тем большую помощь журналистам оказывали рабочие и сельские корреспонденты. Этому придавалось большое значение во все времена.
В отчете председателя Союза журналистов Чечено-Ингушетии за 1974-1976 годы на съезде республики 2 декабря 1976 года в разделе «О задачах работников средств массовой информации и пропаганды» говорилось:
«В ряду средств массовой информации республики большую роль играет телевидение. Коллектив Грозненской студии телевидения считает своим главным долгом присущими ему средствами планомерно, наглядно, оперативно освещать повседневный вклад трудящихся Чечено-Ингушетии в успешное выполнение производственных заданий по дальнейшему развитию народного хозяйства и культуры ЧИАССР». (13, с.124)
«За отчетные два года, – говорится далее, – творческими бригадами телестудии созданы плановые документальные телефильмы о Герое Социалистического Труда Ш. Хаджиеве, о передовых рабочих – ветеранах завода «Красный Молот» и их сыновьях, пополнивших многотысячный коллектив рабочих старейшего на Северном Кавказе машиностроительного предприятия. На студии созданы также фильмы о знатном чабане Э. Хамидове, передовом кукурузоводе Е. Лебеденко, молодом нефтянике И. Шульге, несколько кинолент о славных ветеранах Великой Отечественной войны, цветные фильмы-концерты «Вайнах» и «Махмуд Эсамбаев». (6)
Огромной популярностью у телезрителей пользовались и большое влияние на их интернациональное воспитание оказывали в 1970–1975 годах обменные, межстудийные программы «Пластинка дружбы», «Дружим, соревнуемся, сотрудничаем» и другие. «Пластинка дружбы» была конкурсной, готовилась поочередно во всех столицах автономных республик Северного Кавказа: Махачкале, Грозном, Орджоникидзе, Нальчике. На очередную передачу съезжались лучшие представители рабочего класса, крестьянства, интеллигенции и музыкально-танцевального искусства всех четырех республик. Председателем жюри был уже тогда широко известный и популярный чеченский композитор Аднан Шахбулатов, а ответственными от Грозненской студии телевидения – старшие редакторы редакции художественных программ С.И. Сергеева и автор этих строк. (6)
Ежегодно (по особому плану) по инициативе тележурналистов проводились в два этапа (районный отбор, финал) республиканские телевизионные фестивали, смотры, конкурсы художественной самодеятельности с трансляцией по ПТС; конкурсы певцов, исполнителей на народных инструментах и танцоров; ежемесячно – концертные программы самодеятельных и профессиональных исполнителей для показа по первой и второй программам Центрального телевидения. (5, с. 137)
В 1957 году при Комитете по телевидению и радиовещанию был создан оркестр народных инструментов. Первым руководителем его был композитор Александр Халебский. После него в разные годы оркестром руководили композиторы: Аднан Шахбулатов, Зайнди Чергизбиев, Юрий Долгов, Али Димаев. Первыми солистами оркестра были: Жансари Шамилева, Айна Асхабова, Мовлад Буркаев, Салман Дацагов. Затем в разные годы в нем пели Имран Усманов, Зелимхан Дудаев, Лейла Мусаева (Ножаева) и другие. На гармони солировал Рамзан Паскаев.
Весомый, ежедневный вклад в развитие и популяризацию чеченского телевидения вносила дикторская группа Грозненской студии телевидения. Отбирали их, как правило, очень строго, придирчиво и серьезно: объявлялся конкурс, на котором претендентам давали читать и декламировать вслух (проверка дикции), ходить по сцене (проверка плавности движений), проецировали на монитор лицо (фотогеничность, телегеничность). Обязательно надо было иметь высшее образование.
Испытывали будущих дикторов в несколько туров. Оценивал их солидный Художественный совет, состоящий из руководства Гостелерадиокомитета, главных редакторов и главного режиссера телестудии, режиссеров и художественных руководителей драматических театров, представителя министерства культуры республики и так далее.
Вспоминает Ибрагим Джабиров: «Было это в самом начале семидесятых годов прошлого века. Как-то я случайно познакомился с интересным человеком – редактором Чечено-Ингушского радио Шамой Цакаевым. Он-то неожиданно и предложил мне записаться на объявленный в студии телевидения конкурс дикторов. Аргументируя свое предложение, он делал акцент на трех аспектах: внешности, манере общения и тембре голоса. Так был сделан мой первый шаг в телевизионную деятельность, без которой я не мыслю себя и сегодня .
Конкурс в 1970 году проходил в три тура и представлял из себя сложнейшее испытание. В комиссию входили ответственные работники из Совета министров, обкома профсоюзов, министерства культуры, сектора печати обкома КПСС, все телевизионное руководство и маститые режиссеры театров»
После первых дикторов Ольги Романовой, Султана Гулиева, Лидии Яндиевой, Зины Цахиговой, Аднана Хатуева на телевидении говорителями работали в разные годы Ибрагим Джабиров, Лиза Бердукаева, Руслан Дукаев, Малика Шахгиреева, Дагмара Уциева, Хамзат Тухашев, Алла Зинченко и другие.
В трудных условиях прямого эфира тележурналисты готовили многокомпетентные передачи: в них обязательно были беседы с приглашенными в студию, использовались фоторепортажи, «немые» и синхронные киносюжеты.
На телестудии было создано и успешно работало кинопроизводство. Съемки осуществляли мастера своего дела, профессионалы высокого класса, кинооператоры: Юрий Чекашкин, Абдулла Багаев, Клара Титова, Владимир Бельфер, Умар Магомадов, члены Союза кинематографистов СССР Юрий Тимофеев, Николай Куан и другие. Режиссерами всех этих документальных и телевизионных фильмов были специалисты Грозненской студии телевидения, профессионалы высокого класса: выпускники режиссерского факультета Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии Ваха Насардинов и Высших режиссерских курсов Союза кинематографистов СССР Сулумбек Мамилов и Ратмир Льянов.
На Грозненской студии телевидения были сняты почти все известные и демонстрируемые до сих пор на телеэкранах документальные и телевизионные фильмы: «Нефть каждый день», «Город Грозный», «Махмуд Эсамбаев», «Раиса Ахматова», «В краю орлов», «В стране башен», «Когда зацветают пески», «Возвращение надежды», «Эстафета» и другие.
За время с 1960 по 1990 гг. на Грозненской телестудии было снято около ста документальных телефильмов, которые демонстрировались не только на всех телестудиях Северного Кавказа, но и по трем каналам Центрального телевидения и за рубежом. И всегда они получали высокую оценку телезрителей, руководства республики, Государственного Комитета по телевидению и радиовещанию СССР и жюри различных Всесоюзных и Всероссийских фестивалей, смотров и конкурсов документальных фильмов.
О телефильме «Город Грозный» в 1978 году газета «Грозненский рабочий» писала: «Новый цветной видовой телевизионный фильм создан на Грозненской студии телевидения при участии коллег из Северной Осетии. Лента живописно рассказывает о нашем городе, в нее органично вписаны достопримечательности Грозного, заводские пейзажи, панорамы жилых районов и новостроек, культурные центры. Художественным Советом Центрального телевидения фильм «Город Грозный» принят для тиражирования и показа по Центральному телевидению в цикле «Города и люди». Фильм демонстрировался по Центральному телевидению 15 января 1979 года. (7; 8)
Семидесятые-восьмидесятые годы вывели на «параллельный» курс с киножурналистами большого экрана кинодокументалистов Грозненской студии телевидения. Первые короткометражные телефильмы о Чечено-Ингушетии – это «Два километра к солнцу», «Ущелье орлов», «Память древних бойниц». Их автором был кинорежиссер Виктор Дюков, операторы Валерий Кузьменко и Василий Приходченко, звукорежиссер Вадим Беспалов.
Наиболее зрелой и масштабной работой документалистов Грозненской студии телевидения является цветной полнометражный фильм 1972 года – «Долгожители Чечено-Ингушетии» (сценарий Барона Киндарова). Снятый по заказу Министерства здравоохранения ЧИАССР для показа на международном конгрессе ученых-геронтологов, эта картина перерастала рамки «заказного» специально-медицинского фильма, представляя собой интересную попытку кинопоэтического поиска истоков долголетия горцев нашей республики». (9)
В 1978 году начали снимать по сценариям писателей Чечено-Ингушетии и художественные телефильмы: «Труд и розы» и «В семнадцать мальчишеских лет». Первый рассказывал о знаменитом танцоре М. Эсамбаеве (в фильме он выведен под фамилией Ишхоев – А.К.), второй был посвящен жизни и подвигам Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова.
Фильм «Я буду танцевать»» был снят на студии «Азербайджанфильм» в 1962–1963 годах по сценарию писателя Идриса Базоркина. Сделано это было после письма с просьбой о съемках Чечено-Ингушского обкома КПСС на имя министра культуры СССР Е. Фурцевой. Кинофильм «В семнадцать мальчишеских лет» после долгих мытарств с киностудиями был снят в 1975 году на студии «Грузия-фильм» по сценарию чеченского журналиста и писателя Вахи Матиева.
О высоком профессионализме журналистов, кинооператоров, режиссеров, телеоператоров (Нариман Кузахметов, Адольф Фанкухин, Виктор Колесиников и др.) и о том, что Грозненская студия ТВ считалась одной из самых лучших в Российской Федерации и даже во Всесоюзном масштабе, говорят и такие факты:
– группа наших теле- и кинооператоров, журналистов и режиссеров, единственная из телестудий Северного Кавказа, в 1980 году была приглашена в Москву на Центральное телевидение для подготовки и проведения репортажей и трансляции соревнований и съемок киносюжетов с Олимпиады-80;
– наши специалисты были приглашены Центральным телевидением для подготовки передачи и съемок документального фильма о выставочном павильоне Чечено-Ингушетии, впервые в истории индивидуально открытом на знаменитой Лейпцигской ярмарке в ГДР, в рамках выставочного комплекса СССР в 1982 году. Там, наглядно показывая и рассказывая гостям об одаренности чеченского народа, вырезал фигурки из дерева знаменитый скульптор И. Дутаев и ткали вручную ковры чеченские ковровщицы;
– многократно бывали задействованы наши телепрофессионалы и на массовых Всесоюзных, Всероссийских и международных спортивных праздниках – ежегодных спартакиадах народов СССР, Универсиадах, Играх Доброй Воли и других;
– за большой вклад в развитие Чечено-Ингушского телевидения, высокий профессионализм, творческие успехи и в связи с тридцатилетием деятельности Чечено-Ингушской телевизионной студии почетное звание «Заслуженный работник культуры ЧИАССР» было присвоено в 1990 году Указом Президиума Верховного Совета ЧИАССР шести сотрудникам телевидения: Адизу Кусаеву, Ибрагиму Джабирову, Лилихан Аушевой и другим.
В начале восьмидесятых годов во много раз увеличилась аудитория телевидения, потому что окрепла материально-техническая база телевидения и радио. Построены радиорелейная линия, радиостанция РВ-23, множество телеретрансляторов. Поэтому имеется возможность послушать радио и посмотреть телепередачи местного и центральных каналов в любом уголке Чечено-Ингушетии и в соседних республиках. С каждым годом росло число продаваемых населению радиоприемников и телевизоров. Ежегодно торговые организации продавали населению, в среднем, около двадцати трех тысяч радиоприемников и радиол, более семнадцати тысяч телевизоров.
В подтверждение того факта, что в семидесятых-девяностых годах XX в. творческий коллектив Грозненской студии телевидения считался одним из лучших не только на Северном Кавказе, но и во всей России, хочется привести еще одно свидетельство – воспоминания ветерана телевидения Виктора Богданова. Он пишет:
«Мы, тележурналисты, делали программы во всех классических жанрах: информационные, аналитические, тематические, политические, общественно-социальные, детские, спортивные. Использовали все возможности передвижной телевизионной станции, а затем – и записывающей видеотехники.
Телевидение и его техническое оснащение непрерывно обновлялись, что давало новые и новые возможности для подготовки более интересных, актуальных программ. И не удивительно поэтому, что в 1990 году программы, подготовленные нашими творческими силами для Центрального телевидения, заняли все четыре квартала первые места. Это: телепередача «Вместе дружная семья» (о музыкальной семье Колпиковых); телевизионные документальные фильмы: «Река и люди» (о Тереке и хозяйствах, расположенных на его берегах, о проблемах экологии главной реки Чечено-Ингушетии), «Всемогущий бог молодости» (о Льве Толстом, который нашел в Чечне цель и смысл жизни: стал писателем), «Возвращение надежды» (о возрождении жизни в горах Шатойского района) и другие».
Неожиданно новым поворотом в развитии телевидения и радиовещания стали пресловутые гласность и перестройка. Впервые озвучена идея перестройки была 1985 году на Июньском пленуме ЦК КПСС, в постановлении которого была провозглашена новая программа управления экономикой. Сутью стал лозунг: «Больше социализма и максимум демократизма», а содержанием новой экономической программы – заинтересованность «всех – от рабочего до министра – в конечном результате труда». Магистральным путем к этому считалось «широкое внедрение форм хозяйствования, основанных на хозяйственном расчете и самофинансировании». (1)
Производственное и социальное развитие предприятия стало находиться в прямой зависимости от результатов деятельности, от заработанных трудовым коллективом средств. Было положено начало выборности руководителей всех уровней. Это был отказ от плановой экономики, изжившей себя, постепенный возврат к капитализму, к рыночной экономике. И, в конечном счете, к развалу СССР и распаду территорий многонациональных государств в мире.
Сильнее всего гласность сказалась на деятельности прессы, телевидения и радио, потому что всегда, как правило, именно они имеют самое мощное влияние на общественную жизнь. И еще потому, что победу «в схватке одержит тот, кто оседлает прессу, телевидение и радио. Самая страшная сила – это солдаты с микрофонами, камерами, ручками, а не с автоматами Калашникова. Солдаты-журналисты поражают мозг, а не туловище. Главная война – война информационная. Неважно, что ты делаешь, важно, как творимое тобой доносится до общества». (11, с.124)
Как и во всей России, в Чечне тоже была разрешена многопартийность, общественные движения. И сразу же возникли: Народный фронт, Вайнахская демократическая партия, Зеленое движение и другие. Ослабло давление цензуры, в программах и в эфире телевидения и радио появились передачи на запретные ранее темы, собеседники, появление которых на экране телевидения еще год-два назад невозможно было вообразить даже в самых фантастических снах.
Вспоминая об этом, ветеран тележурналистики Хамзат Тухашев пишет:
«С восторгом приняли мы горбачевскую перестройку. Легче стало работать. Цензуры стало меньше. В это время первым на Чечено-Ингушском телевидении я начал часовой проект в прямом эфире «Ваше мнение». На первую передачу я пригласил тогдашнего муфтия Шахида-хаджи Газабаева. Это было первое в истории появление духовного лица на нашем телеэкране. После этого были «Назманаш». Тоже впервые.
Много интересного было в моей журналистской практике.
Так, в 1989 году, когда все бурлило не только в нашей республике, но и по всей советской стране, я собрал тогдашних «вождей чеченской демократии» на одну из передач. На прямой эфир собрались: руководитель Народного фронта, Вайнахской демократической партии, общества «Кавказ», других движений, которых в то время развелось много. И в самом начале передачи возникла ссора между ними. При желании я, конечно, смог бы легко пресечь ее, но я дал им выговориться. Они минут десять гневно разоблачали деятельность друг друга. Это мне и нужно было. И после моего очередного довольно едкого вопроса некоторые из них вскочили и вышли из студии прямо в ходе передачи. И такое бывало в те перестроечные годы». (3)
В 1991 году после поражения Государственного Комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) настали революционные времена, и республика забурлила митингами. Каждый день телестудию осаждали гвардейцы Общенационального конгресса чеченского народа. По зданию бродили вооруженные, мрачные, небритые люди, называющие себя охраной. От желающих показаться на телеэкране отбоя не было…
Началось уничтожение чеченского телевидения после тридцатилетней успешной работы и развития…

Источники:

1. Архив автора. Воспоминания В.К. Богданова.
2. Архив автора. Воспоминания И.Х. Джабирова.
3. Архив автора. Воспоминания Х.С. Тухашева.
4. Архив Госкомитета ЧИАССР по телерадиовещанию. Отдел кадров.
5. Вести республики, 2008, 12 апреля.
6. Вести республики, 2008, 24 апреля.
7. Грозненский рабочий, 1986, 7 мая.
8. Грозненский рабочий, 1965, 7 мая.
9. Грозненский рабочий, 1976, 4 декабря.
10. Грозненский рабочий, 1978, 23 августа.
11. Грозненский рабочий, 1978, 15 апреля.
12. Грозненский рабочий, 1972, 25 ноября.
13. Грозненский рабочий, 1978, 2 июля.
14. Грозненский рабочий, 1980, 5 октября.
15. Грозненский рабочий, 1979, 21 апреля.
16. Даймохк, 2009, 21 ноября.
17. Засурский Я.Н. //Телерадиоэфир. История и современность. – М., 2005.
С. 9; С. 12.
18. Кусаев А.Д. Говорит и показывает Грозный. – Грозный, 2008. С. 137
19. Лагутин С.М. Митинг миллионов. – Грозный, 1972. С.24
20. Лагутин С.М. К высотам культуры //Орга, 1982, №4. С. 58-59
21. Ленин В.И. Полное собрание сочинений в 55 томах. Т. 36. С. 457
22. Ленинский путь, 1986, 7 мая
23. Нунуев С.-М.Н. Дух и золото. Роман. – М., 2004. С. 124
24. ПАЧИО, Ф.1
25. По велению Октября. – Грозный, 1987. С. 219
26. Правда, 1979, 28 мая
27. Телерадиоэфир. – М., 2005. С. 10; С. 11; С. 15
28. Трудовая Чечено-Ингушетия. – Грозный, 1980. С. 122-123; С. 123
29. Шаги восьмой пятилетки. – Грозный,1971. С.130; С. 131; С. 124.

Вайнах, №6, 2013.

Оставить комментарий

Ваш E-mail будет скрыт. Отмеченные поля обязательны к заполнению *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх